Нургали Аршабеков: «Модернизация высшего образования в новых реалиях»

29744

Реформирование системы образования в Казахстане – составная часть государственной политики, в которой она является одним из национальных приоритетов, передает Деловой Казахстан.

Новые вызовы времени задают пути продвижения образования. При этом процессы, происходящие в современном мире, выдвигают на первый план проблемы, которые оказываются во многом общими для вузов разных стран. В то же время задачи инновационного развития экономики страны ставят особые требования к повышению конкурентоспособности казахстанской системы образования.

Создание центров академического превосходства является наиболее эффективным стратегическим подходом к модернизации существующих университетов. Поэтому Министерство образования и науки Республики Казахстан проводит конкурс для отбора 20 университетов, имеющих потенциал для трансформации в передовые учебные заведения, скажем прямо, с международным качеством и статусом.

Предполагается дополнительное финансирование на сумму более 4 миллиардов тенге каждого из победивших в конкурсе университетов для поддержки реализации  отобранных предложений на период в четыре года.

Вряд ли можно ожидать позиционирования университетов, как минимум на 2-3 порядка выше их сегодняшнего уровня без содействия общества и прямой финансовой подпитки государства. Создание условий для проведения современных научных исследований и качественного обучения требует больших капиталовложений. Само собой разумеется, вузы обязаны минимизировать свои непроизводительные расходы и поднять финансовую эффективность.

Но это только одна из составляющих стратегии модернизации вузов. Добиться эксклюзивности, для начала, десяти университетов можно будет выполнив ряд условий.

В первую очередь необходимо повысить качество человеческого капитала. Вопрос должен идти об обновлении штата ППС, обеспечивающего качественное преподавание, и привлечении способных студентов. Расширение доступа к образованию, приводя в начале к определенному снижению общего уровня, со временем оборачивается ростом числа талантливых людей, которые способны внести свой вклад в науку и обеспечить переход образованию на качественно новый уровень знания, доступный в свою очередь, немногим их современникам. 

Поэтому полноценное образование становится элитарным. Университетам дватцатки необходимо обратить данный посыл в конкурентное преимущество.

Нужно изменить сложившийся стереотип управления. Организационная культура обязана содействовать развитию  стратегического видения, инновациям и гибкости. Это позволит  принимать эффективные решения, грамотно распоряжаться ресурсами и оперативно реагировать на потребности быстро меняющегося рынка. Важно преодолеть трудности в трансформации структуры университета изнутри, культивируя  готовность и стремление к переменам.

Культура превосходства предполагает также выработку способности к управлению изменениями. Это задача не одного дня.

В целом создание центров академического превосходства открывает  перед вузами широкие возможности для приобретения характеристик, присущих университетам – лидерам.  Они требуют сильного руководства, четкого представления о миссии и целях вуза, ясно сформулированного плана, в соответствии с которым это представление будет реализовано в конкретных программах.

Для участия в конкурсе на определение Центров академического превосходства Казахский национальный женский педагогический университет представил проект по разработке и опытно-экспериментальной апробации инновационной модели исследовательского педагогического университета. Он направлен на:

- создание условий для развития педагогических инноваций в стране, внедрение в образование передовых достижений в области психолого-педагогических, методических и специальных наук, формирование конкурентоспособного сектора образования;

- проведение фундаментальных и прикладных исследований для решения проблем развития образования;

- разработку современного содержания и развитие новых форм организации научного, учебного, методологического и технологических процессов в образовании;

- генерацию новых знаний через научные исследования и формирование инновационной интеллектуальной среды;

- формирование духа свободной конкуренции, научной пытливости, критического мышления, инноваций и творчества.

Университет будет добиваться достижения поставленных в проекте задач. Вкратце они реализуются в следующих характеристиках:

1. Уникальность в содержании  образовательных программ.

Здесь необходимо  сделать перенос акцента в подготовке будущих педагогов с предметного обучения на метапредметы педагогического содержания. 21 век характеризуется появлением комплексных проблем, решение которых предполагает, впервую очередь, междисциплинарное взаимодействие. Введение метапредметного подхода в педагогическом образовании должно развернуть обучение навстречу новым потребностям и новым современным вызовам, повысить функциональную грамотность педагогов.

2. Расширение спектра подготовки педагогических кадров.

3. Профессиональное развитие педагогов.

4. Расширение спектра  образовательных услуг.

5. Развитие научного потенциала университета.

6. Развитие среды академического превосходства.

7. Повышение имиджа и изменение бренда университета.

Инновационный исследовательский педагогический университет как действенный механизм интеграции системы высшего образования, науки и производства создаст основу преобразования страны в государство инновационного типа.

Нургали Аршабеков

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -