Интересная вещь: несмотря на локдаун и вынужденный простой многих предприятий (проводить мероприятия и свадьбы, например, нельзя было с марта 2020 года по 21 сентября 2021 года), в казахстанских бутиках по продаже одежды было всегда людно. Да и онлайн люди активно покупают обновки.
С чем это связано, пытались выяснить участники бизнес-конференции в рамках выставки моды Central Asia Fashion Autumn-2021 в Алматы, передает Деловой Казахстан.
Специалист по работе с розничными сетями в Казахстане NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов привел любопытные данные: каждый пятый казахстанец пострадал от COVID-19 в экономическом плане, а 46% опрошенных в Нур-Султане, Алматы, Караганде и Павлодаре респондентов начали активно экономить. Но локдаун дал толчок к развитию онлайн-продаж, а после снятия ограничений произошел существенный рост продаж в категории fashion. Одежда людям нужна всегда, и желание обновить гардероб стало особенно сильным в связи со стрессом, вызванным ограничениями и всей этой ситуацией с заболеваемостью COVID-19.
Председатель правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев подтвердил, что казахстанцы по-прежнему часто покупают одежду, но теперь с оглядкой на цены.
«Действительно, процент «завязавших пояса» вырос в Казахстане на 20 показателей. Более того, от пандемии пострадали и сами сотрудники торговой сферы, составляющие 17% всего занятого населения республики: по итогам 2020 года объем торговли упал на 7,3%, что вызвало сокращение рабочих мест, около 35% субъектов торговли потеряли от 30 до 40% персонала. Но есть и положительная сторона. Ритейл-бизнес страны стал более конкурентным. Сильные игроки стали сильнее, слабые – слабее», - сообщил Абдиев.
История поисковых запросов дала понять, что 50% респондентов опроса не готовы тратить на покупку одежды более 17 тысяч тенге. Такими данными поделилась эксперт fashion-ритейла и шеф-модератор конференции CAF Милена Ершова. Еще одна причина очередей – маленький ассортимент на полках магазинов одежды из-за остававшихся закрытыми границ.
«10 лет мы делали закуп товара в Италии, напрямую у производителей. Сейчас привычная схема работы оказалась для нас невозможной по ряду от нас независящих причин», – поделилась владелица сети модных бутиков из Уральска.
Проблемы испытывают и российские байеры. По словам прибывших на выставку в Алматы специалистов, в настоящее время в Россию плохо поставляют товары из Турции. Из-за этого они едут за предзаказом в Казахстан, а далее, получив товар, отправляют его по условиям Таможенного союза.
Подготовил Альберт Ахметов по данным Международной выставки моды Central Asia Fashion.