Настройки
Язык
Тема
Обновление

Учитель служит ученикам, а начальник не выше подчинённых

2279
Фото: АПН: Чин умовения ног, 21.04.2021 / из архива Митрополичьего округа в РК 2018, 2019 гг.

В предпасхальную Страстную неделю среди множества обрядов и служений, совершаемых в православных храмах Казахстана, выделяется особенный – «чин умовения ног». Он проводится в Великий четверг Страстной седмицы, в народе этот день также часто называют «Чистый четверг».

21 апреля 2022 года. Присутствующие в Вознесенском кафедральном соборе Алматы наблюдают весь обряд перед началом Божественной Литургии. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и двенадцать священников выходят из алтаря на особо приготовленные места в сопровождении хора, который исполняет песнопения Великого Четверга.  Под чтение отрывка из Евангелия от Иоанна, рассказывающего об омовении ног Спасителя Своим ученикам, митрополит снимает верхнюю часть облачения: омофор, панагию, крест и саккос. Перепоясывается длинным белым полотенцем (лентием) и по очереди омывает ноги одинадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от омовения, но потом, после евангельских слов «если не умою тебя, не имеешь части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и голову, чтобы целиком быть единым с Христом. Затем произносится ответ Спасителя: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все …» (Иисус знал о будущем предательстве Иуды, о нечистоте его помыслов). После омовения ног последнего священника митрополит облачается в снятые прежде одежды и читает заключительную молитву. Затем начинается основное служение.

 

Из истории

В древности на Востоке омовение ног было обычаем гостеприимства. Обычай возник в Иерусалиме в VI—VII веках. Впервые процедура омовения ног упомянута в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария (богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного Писания, III—VIII вв). В конце VII - начале VIII века обряд был принят в Константинополе. Здесь он совершался до литургии Великого четверга, в отличие от Иерусалима.

В практике Русской православной церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования и совершался в отдельных епархиях.

В советское время обряд омовения ног проводился, но далеко не во всех церквях Советского Союза. Однако в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) Никодим, митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов Борис Георгиевич) регулярно, раз в год, проводил «чин умовения ног», неукоснительно следуя традиции.

 

Контексты 90-х

В начале девяностых, я, молодая журналистка, столкнулась с омыванием ног в ином контексте.  С момента распада СССР в независимые республики хлынули потоки американских волонтеров. Они бесплатно обучали английскому языку желающих всех возрастов. Я побывала на одном из таких занятий. Перед началом урока учителя-иностранцы молились (они были протестантами), а затем торжественно, в полной тишине зала, омывали ноги ошеломленных учеников. Слышен был лишь плеск воды в пластиковых тазиках. Некоторые из учеников заранее мыли ноги в туалете, стесняясь своих пыльных пяток (дело было летом). Конечно, то не был религиозный обряд. Таким образом молодые волонтеры устанавливали взаимное доверие, уважение между учителями и учениками.  По-русски они не говорили, и возможно, только с помощью молитвы устанавливался контакт между казахстанцами и американцами, и только так они начинали понимать друг друга.

В новейшей истории русской церкви впервые обряд совершил патриарх Кирилл 16 апреля 2009 г. После чего он стал распространяться во всех регионах постсоветского пространства. В Казахстане чин омовения ног совершается с 2011 года.

 

Что говорят сегодня

«Когда Иисус склонился к Апостолам, чтобы омыть им ноги, он ясно показал свое смирение, готовность служить ученикам. Это означает, что необходимо смирять гордыню.  Так уж устроено в обществе, что мы все поделены на малых и великих, но урок, который преподал Иисус омовением ног своих учеников заключается в том, что нет среди нас великих. Что учитель служит своим ученикам, а начальник не выше своих подчиненных.  И нужно в этом подражать Христу» Алия С., экономист

«Мне 46 лет, в 6 лет меня крестили, а к осознанной вере я пришла недавно – восемь лет назад. Проникаю в смысл веры, но еще не дошла до полного осмысления. Не сразу проникаю в храмовые обряды. Читаю о них в интернете, в книгах. Не всегда понимаю с первого раза, бывает, перечитываю несколько раз, а иногда нужно и с батюшкой советоваться. Так и об обряде омовения ног узнала, совсем недавно. Христос омывал ноги своим ученикам, показывая, что он не только равен им, но готов им смиренно мыть ноги. Это поучительно для всех. Так и наш митрополит в Великий четверг омывает ноги священникам, младшим по чину. На Страстную неделю специально взяла отпуск. Суета засасывает, поэтому такие вещи, как посещение служб, сложно совмещать с работой, вот я и решила сделать для своей души подарок. Пока стояла на службе в храме, я получила 280 сообщений по ватсапу, и 50% из них – картинки-поздравления с Чистым четвергом.  Хочу сказать людям, что Чистый четверг – это не картинки по ватсапу. Приходите в храм и очищайтесь, переступайте через себя, через свой стыд, потому что мы приходим не к священнику, мы приходим к Богу. Я больше захожанка, чем прихожанка, но я очень стараюсь. Моя задача – привести к Богу, в церковь моих сыновей. Старшему 20, младшему 13. Мой муж татарин, он не крещеный. Но спасибо большое ему за то, что он очень уважает мою веру. И нашего младшего совместного сына мы крестили» Юлия М., финансист

Александр Ш., моторист-механик, 26 лет, и его мама Екатерина, кулинар-технолог, пришли на утреннюю службу в Великий четверг.

«Иисус омывал ноги своим ученикам. Мы ведь в жизни тоже умываемся, моем свое тело, чтобы быть чистыми. Но когда Иисус омывает ноги ученикам, он очищает их дух, не только тело.  В храм я прихожу каждое третье воскресенье на литургию. Не так часто, но обязательно бываю, чтобы помолиться. Хочу пожелать всем мира. Мы видим в нынешнее время, что самое главное – мир. Могу посоветовать людям чаще бывать в храме. Здесь можно почувствовать защиту» Александр Ш.

«В храм приезжаю либо сама, либо вместе с сыном, как сегодня, в Великий четверг. Не хотелось пропустить эту важную службу. Я крещена в детстве моими родителями. И сына крестили во младенчестве. В церкви получаю очищение души и поддержку. Людям хочу пожелать здоровья, его ведь за деньги не купишь. Берегите себя, стремитесь к чистоте, праведности, смирению, которым и учит нас Христос» Мама Александра, Екатерина

«В храме бываю достаточно часто. Сегодня на службе омовения ног в храме священник читал строки из Иоанна. Вера, посещение церкви дает мне очень много, потому что все в руках Господа. Наши молитвы меняют не только нас, но и мир в целом. У меня четверо детей, есть внуки. Все крещены. Живем мы в такое время, что думать нужно не только о себе, но и о мире. Поэтому всем могу пожелать - мир дому. А с миром придет все остальное» Сергей С., водитель

«Сегодня включил рано утром телевизор и узнал, что в этот день, согласно Евангелию, Иисус омыл ученикам ноги. Он показал свое смирение, дал людям понимание того, что кто был первым, станет последним, а кто был последним, будет первым. Когда Иисус с учениками плыл по морю, они испугались, он упрекнул их в маловерии. Сказал, что если бы у них была вера с гречишное зерно, то они сказали бы дереву: «Вырвись с корнем и бросайся в море», не сомневаясь, что так и произойдет. Но, если сейчас спросить каждого из нас, можешь ли ты повелеть дереву вырваться с корнем, сделает ли кто-нибудь это с верой? Мы все грешные. Считаю, что это гордыня.  Грешу и я, в чем раскаиваюсь. Я редко бываю в храме, так как по состоянию здоровья долго не могу находиться на службе. Но хожу в церковь, хоть мне физически это трудно. Прабабушка в моем детстве мне рассказывала о вере, приучила к молитве «Отче наш». В советское время было не до веры. Но сегодня люди свободно идут в церкви. В храме я обретаю спокойствие. Но и это не всегда получается. Самое главное, чтобы в душе был мир и спокойствие. Конечно, хотелось бы, чтобы и в глобальном сообществе был мир, но увы, наступили тревожные времена» Владимир Т., работник Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК

 

Омовение ног в исламе

Обряд омовения практикуется и в исламе.  Очищение, омовение‎, «тахарат», - непременное условие для молитвы. Тахарат включает в себя несколько действий, которые выводят молящегося из состояния ритуальной нечистоты (джанаба). Подразумевается внутренний тахарат, когда происходит очищение души после неправедных действий человека - правонарушения, греха или неблаговидного поступка, а также внешний тахарат - очищение тела, одежды, обуви, предметов быта, жилища и т.д. Внутренний тахарат достигается покаянием (тауба), а также искупительными действиями (каффара) и в целом благочестивой жизнью.

«Омовение – это повеление Аллаха. Всевышний Аллах приказал в Коране, если человек встает на намаз, то он должен принять омовение. В обряд входит мытье лица, кистей рук, протирание головы влажными руками. Необходимо также, чтобы человек помыл ноги до щиколоток. Таким образом он получает полноценное омовение, после которого может встать на намаз. Подобные требования не обязательны для того, кто хочет просто зайти в мечеть. Выполняет эти процедуры только тот, кто встает на намаз, на молитву. Но на практике многие мусульмане считают, что хорошо быть при омовении. Мусульмане в этом случае чувствуют себя чистыми, неоскверненными пред Аллахом. Они следуют повелению Всевышнего Аллаха, а также собственному желанию быть при омовении – в чистоте и неоскверненности» Руслан Каиргельды – теолог, руководитель Центра консультации и реабилитации при Управлении по делам религии акимата города Алматы

 

Великий урок смирения

«Великий четверг – особый день, когда вспоминаются сразу несколько событий, связанных с последними часами земной жизни Спасителя. В первую очередь - Тайная вечеря, последний пасхальный ужин Христа со своими учениками, за которым Господь установил таинство святого причащения. Но также мы вспоминаем еще один важный момент, который произошел еще до Тайной вечери. Ученики со Спасителем входят в Сионскую горницу (комната, где была совершена Тайная Вечеря). И Господь, подавая ученикам пример любви, смирения и уважения, омывает им ноги. В древности люди ходили босиком или же в открытых сандалиях. И прежде, чем они приступали к трапезе, за которой возлежали вокруг пищи, рабы, слуги мыли им ноги. Но в истории Христа не рабы, а сам Господь омывает ноги своим ученикам. Почему он это сделал? Когда Иисус входил в Иерусалим, его встречали как триумфатора, как царя, который придет и освободит людей от римского господства, римского владычества. И среди учеников возникло заблуждение: если Иисус станет Царем, то они, ученики, последователи, будут назначены министрами при Нем... Чтобы спасти учеников от неверного восприятия служения, собственного и того служения, которым Господь учит людей, Иисус говорит: «Вы называете меня Учителем, это правильно. Но я даю вам добрый пример – омываю вам ноги. Так и вы должны поступать друг с другом» Протоиерей Евгений Иванов, руководитель информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа

Галина Галкина

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -