Доступное зарубежное образование: как онлайн-технологии расширяют границы возможного

5929

В эпоху интернета, роботизации и активного развития технологий традиционные представления об образовании изменились. На смену им пришли EdTech-решения, которые представляют собой образование нового поколения. Оно призвано готовить специалистов к вызовам современного мира, для которых характерна динамичность и способность быстро обучаться.

Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования: от школы до университета. Если около 10-20 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится, то сегодня такая ситуация практически невозможна. Уходят в прошлое не только целые специальности, структура самих профессий меняется с большой скоростью. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома и на первый план выходит модель непрерывного обучения.

Как развивается система образования в Казахстане и насколько цифровизация изменила данную отрасль, разбирались аналитики FinReview.info.

Как образование способно повлиять на рост экономики

Человеческий капитал является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. По оценке Всемирного банка, степень влияния человеческого капитала на экономический рост страны составляет около 55%.

Важнейшим фактором развития человеческого капитала является образование, роль которого в достижении устойчивого экономического роста неуклонно растет. Как правило, чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается её экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Однако по данному показателю Казахстан пока существенно отстает — в прошлогоднем рейтинге стран по качеству системы образования Казахстан занял лишь 62-е место из 93 стран мира.

Конечно, результат страны достаточно слабый, но он может выступить ориентиром для дальнейшего развития сферы. Например, в рамках рейтинга учитываются количество высших учебных заведений, входящих в различные мировые индексы. И Казахстан активно работает в данном направлении — в 2022 году сразу 16 казахстанских вузов вошли в престижный международный академический индекс Quacquarelli Symonds World University Rankings. В то время как еще четыре года назад в индекс входили лишь 8 отечественных университетов.

Тем не менее в Казахстане функционируют 122 университета, то есть лишь 13% вузов оказывают качественные образовательные услуги. Для улучшения ситуации страна взяла курс на планомерное сокращение слабых учебных заведений и повышение качества образования за счет укрепления образовательной инфраструктуры. Как результат, ожидается, что к 2025 году сразу 3 казахстанских университета войдут в ТОП-200 учебных заведений мира. На данный момент в эту группу входит лишь один вуз — Казахский национальный университет имени аль-Фараби.

Безусловно, для достижения столь амбициозной цели государству необходимы существенные инвестиционные вложения. Их объем уже определен — это 4,8 трлн тенге инвестиций в основной капитал, которые Правительство направит на развитие системы образования до 2025 года. Именно такая сумма указана в Нацпроекте «Качественное образование «Образованная нация».

Три ключевые проблемы казахстанской системы образования

Во-первых, это переход на практико-ориентированный подход. Сейчас, помимо высших учебных заведений, подготовку кадров осуществляют и сами технологические корпорации. Их опыт может привлечь больше людей, чем классические университеты в силу своей обширной точечной базы знаний. Поэтому отечественным вузам необходим переход на практико-ориентированную подготовку кадров с использованием уже полученных наработок крупных компаний.

Во-вторых, доступность образования. В мире доступ к вузам имеют не более 350–400 млн людей из 8 млрд населения. Это и стало причиной, почему технологические гиганты включились в гонку за взращивание талантливых специалистов. Ранее из-за ограниченности доступа к образованию, корпорации не добирали специалистов и упускали из вида способных, но не имеющих возможности обучаться учеников.

В-третьих, рынок труда слишком стремительно меняется. И эти изменения происходят настолько быстро и фундаментально, что классическая образовательная система не успевает адаптироваться к новым реалиям.

Один из способов решения проблем образования — его цифровизация

Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует и размер рынка образовательных цифровых технологий — на текущий момент общемировой объем рынка EdTech оценивается в 254,8 млрд долл. США, а буквально через пять лет ожидается скачок до 605,4 млрд долл. США, что сравнимо с бюджетом страны уровня G7.

В Казахстане же рынок онлайн-образования относительно молод и обладает значительными перспективами роста. Сейчас более 15 млн человек из 19 млн жителей страны, то есть почти 80%, являются пользователями интернета. Предположительный эффект от развития цифрового образования на экономику страны составит около 1,5% прироста ВВП. Поэтому, следуя общемировой тенденции, Казахстан активно развивает рынок образовательных цифровых технологий.

Благодаря его развитию казахстанцы теперь имеют возможность получить зарубежное образование ведущих мировых университетов, не выезжая из страны. Например, можно получить диплом Швейцарии, поступив онлайн в институт Swiss International Institute Lausanne (SIIL). Здесь можно получить образование по программам бакалавриата и магистратуры, а также пройти курсы повышения квалификации по востребованным направлениям, как например, менеджер проекта или мастер делового администрирования в управлении бизнесом. Для поступления требуется лишь диплом о предыдущем образовании, то есть нет необходимости сдавать вступительные экзамены или предоставлять результаты ЕНТ. Это делает швейцарское образование доступным для всех из любой точки земного шара.

Еще одно несомненное преимущество института SIIL — обучение будет проходить на родном языке обучающегося. Но для Казахстана учеба доступна пока только на русском языке. Казахоязычная форма обучение находится в разработке и будет доступно в ближайшее время.

Другой пример зарубежного вуза с дистанционной формой обучения – американский университет Boston University. Здесь можно пройти обучение по программам бакалавриата, магистратуры и даже докторантуры. Помимо этого, университет открывает возможность для учебы по дипломным и профессиональным сертификационным курсам.

И последний вуз в нашей подборке – немецкий университет Technical University of Kaiserslautern. Он известен не только высоким уровнем преподавания и исследовательских работ, но и возможностями для онлайн-обучения на английском или немецком языках. Функционирующий здесь онлайн-кампус предлагает полностью дистанционные учебные программы по трем основным направлениям: наука и технологии, общественные науки, менеджмент и право. Поскольку вуз специализируется на техническом образовании, особой популярностью среди студентов пользуются онлайн-программы в области инженерии, компьютерных наук, разработки программного обеспечения, нанобиотехнологии, техноэтики.

Помимо образовательных учреждений, казахстанцы могут повысить свои навыки и компетенции, пройдя курсы повышения квалификации. Учебных центров, занимающихся такими курсами достаточно много. Но если вы желаете получить новые знания от авторитетных преподавателей, имеющих большой профессиональный опыт, советуем обратиться в Бюро непрерывного профессионального развития Международного финансового центра «‎Астана» (BCPD). BCPD предоставляет широкий спектр образовательных услуг в онлайн-формате. Здесь реализованы такие образовательные проекты, как AlpharabiusUniversity of the FutureQwant и Academy of Law. Через эти платформы можно пройти курсы повышения квалификации по различным востребованным на рынке направлениям от финансов, инвестиционного менеджмента, до IT-направлений и юриспруденции.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -