Едва появились сообщения о том, что будет снят полнометражный фильм «Перекресток», а вслед за ним и сериал, на продюсера проекта Александра Шухова обрушилась волна хейта: «Кому нужен ваш «Перекресток» сегодня?»
Первая отечественная мыльная опера, произведенная казахстанско- британской продюсерской командой на частные средства, выходила на телеэкраны с 1996 по 2000 годы. Было выпущено 465 серий по 27 минут. Сюжеты казахстанской мыльной оперы собирали сотни тысяч зрителей и нашей страны и других республик бывшего Советского Союза.
Середина девяностых, которые называют «лихими», в стране гиперинфляция, нет света, тепла, перебои с продуктами. Не лучшие условия для производства сериала. В Казахстане не было техники и технологий, не было специалистов для съемок сериалов. И именно здесь запустили производство мыльной оперы: каждодневные, трудоемкие съемки - с укомплектованной съемочной группой и всем необходимым оборудованием.
Сериал стал явлением уникальным. И не только в нашей стране - на всем постсоветском пространстве. Понимали это только специалисты. Зрители, которые уже подсели на бразильские и американские сериалы, вряд ли это осознавали. Владимир Познер даже выразил крайнее удивление – как смогли в Казахстане на протяжении нескольких лет снимать мыльную оперу? Популярный российский телеведущий понимал, что сделать это на базе телевидения образца 90-х практически невозможно. Но сделали. И казахстанский «Перекресток» сразу обрел популярность. Даже был признан лучшим сериалом среди стран бывшего соцлагеря. При показе на телеканале «Мир» его посмотрело 30 миллионов домохозяйств в разных республиках СНГ.
Александр Шухов – успешный продюсер. В прошлом – генеральный директор телеканала КТК, редактировал газеты «Караван» и «Новое поколение». В его активе проекты в стране и за рубежом – «Суперстар KZ», «Кто возьмет миллион». Позднее занимался частным продюсированием – запустил «Монастырскую кухню», проекты «Русский обед», женскую кулинарную программу «Две сестры» и другие.
- Александр, что вы можете ответить хейтерам и скептикам? Они так отзываются о вашем намерении снимать полный метр: «нельзя в одну реку войти дважды», «достали сериал из нафталина», «это «старые дрожжи», и прочее.
- Один из ведущих нашего проекта «Монастырская кухня» на российском телевидении Максим Сырников сказал бы, что закваску никто не выбрасывает. Она остается в кадке, часть ее всегда хранят. И лучший подарок невесте на свадьбе делала матушка: она передавала дочери кадку с кусочком закваски. Стоит только забросить в эту емкость все ингредиенты, квашня поднимается опять. И это тянется годами, закваска живет десятилетиями. А горшочек с ней стоит в выемке в печи. Так и «Перекресток» - та закваска, на которой можно создать новый фильм, а в дальнейшем сериал о жизни казахстанцев сегодняшнего дня.
По поводу появления хейтеров и скептиков… В СМИ было около 200 комментариев – «это никому не нужно, не интересно», «все забыли…». Если, действительно, все забыли, то почему мы здесь? Это показатель интереса, «Перекресток» жив. Мы понимаем опасения тех, кто любит прежний. Зрители боятся, что их любимый сериал будет испорчен. Мы его не испортим, потому что знаем, что это такое, знаем, как сериал создавался, из чего состоит, его главные ингредиенты.
- Почему на протяжении стольких лет сериал остается успешным?
- Сериал был зеркалом тех лет, проживаемых героями и зрителями с 1996 года по 2000-е, когда была снята последняя 496 серия. Мы включали его и видели сегодняшний день, каким он был тогда. Хейтеры в комментариях писали: «сериал выглядел так бедно». На самом деле он выглядел ровно как условия жизни тех, кто его смотрел. Мы воссоздали классическую квартиру: румынская мебель, старые ковры. Мы не приукрашивали, не делали жилье наших героев беднее или богаче. Зритель включал телевизор и видел продолжение своей квартиры. Такие же соседи, родственники, знакомые, как и у зрителей. Перекресток был отражением нашей жизни, и если бы сериал не являл собою зеркало, то он не был бы успешен.
- В первом «Перекрестке» спонсорами выступили крупные международные компании. Кто окажется спонсором в нынешнем проекте?
- Съемки полнометражного нового фильма осуществит Продюсерский центр Киностудии имени Сергея Эйзенштейна, генеральным продюсером которой я являюсь. В фильме будут спонсоры в формате продакт-плейсмент. Это когда на экране присутствует продукт: появляется реквизит фирмы-спонсора, герои пользуются рекламируемыми предметами. Полнометражный фильм станет продолжением сериала, будет снят с помощью его технологий, мы привлечем частные деньги, как и в первом случае. В «Перекрестке» павильон был построен на деньги водочной и табачной марок. Сегодня спонсорами не будут фирмы, производящие водку и табак. Тогда это было нормально – иметь в качестве спонсоров производителей водки и сигарет. В нынешнем фильме спонсорами станут крупнейшие общенациональные бренды. Пока это коммерческая тайна, мы ведем переговоры.
Сейчас идет этап девелопмента - проработка сценария, производственного графика. Параллельно с работой над полнометражным фильмом намерены вести переговоры с телеканалом.
Полный метр в кинотеатрах выйдет на новогодние праздники. Какой из телеканалов станет партнером для сериала и бюджет - закрытая информация.
- В чем для вас как продюсера был урок в создании этого сериала?
- Наши коллеги-англичане, имеющие большой опыт в производстве сериалов, привезли технологии, которыми можно было воспользоваться. Они приехали к нам, чтобы передать свой опыт, запустить проект. Но для меня как для продюсера главным уроком был их подход – не придумывать. Они призывали нас: будьте честными, искренними, откровенными с самими собой. Умейте смотреть открытыми глазами. Начнете придумывать – все развалится. Когда увидите все архетипы людей – хорошие-плохие, энергичные-пассивные и так далее – приведите их в сериал. И вы почувствуете человеческие противоречия, конфликты: между поколениями, разными национальностями, людьми разнообразных темпераментов. Насыщайте ими сериал, это и будет вашей закваской. Главный успех «Перекрестка» и его команды создателей в том, что сериал стал зеркалом, которое отражало наше общество. И новый фильм 2022-2023, когда выйдет на экраны, станет зеркалом сегодняшнего дня. Это не будет ремейк, не будет попытка повторить, воссоздать. Мы в фильме отразим жизнь нашей страны в 2022-ом году. С теми же героями, с которыми мы жили 20 лет спустя. Будут отражены проблемы нашего общества. Есть и вечные проблемы, от них не уйти. Мыльная опера – это производное от повседневных новостей. Иначе зритель не поймет, не поверит нам.
- Но ваша команда будет снимать сначала не сериал, а полнометражный фильм? Сколько минут этот фильм будет идти?
- Если в сериале повествование было неторопливым, подробным, то в фильме все предельно сжато – до ста минут. Здесь будет интрига, история фильма, к финалу которого эту интригу нужно разрешить. Смысл в том, чтобы любой зритель, в том числе тот, кто никогда не видел сериал, пришел в кинозал, увидел фильм и получил полную информацию о героях и происходящем – с первого до последнего кадра. Герои, интрига, развязка – все воссоздаст историю первого сериала.
- Вы сделаете продукт только для отечественного рынка?
- Это на 100 процентов казахстанский продукт – про нас и для нас. Но мы намереваемся предложить фильм и на зарубежном рынке. Он будет понятен и в Мексике, и в Японии именно в силу драматургического построения материала.
- В сериале за четыре года сыграны все возможные сюжеты: любовь, разочарование, расставания, создание бизнеса, потеря всего нажитого, рэкет, и так далее. Никак не проявила себя тема религии, хотя именно тогда возник к ней интерес. Вознесенский храм был возвращен церкви. В мексиканских сериалах можно увидеть, как герои, исчерпав все возможности решить свои проблемы, страстно молятся. И получают помощь.
- На самом деле сериал - то художественное пространство, в котором присутствовал Бог – для людей разных национальностей и конфессий. Это было заложено прежде всего в моральном императиве. Подобно тому, как в моей собственной семье: отец, будучи членом ЦК Компартии Казахстана, как-то привез из Болгарии икону Марии Богородицы и укрепил ее на стене. А дед, Иван Петрович Шухов (писатель, советский классик – Г.Г), ходил в Никольскую церковь на Пасху, на Всенощную. Это стало отражением той атмосферы, в которой мы росли. Есть некая важнейшая составляющая сериала, которая обязательно присутствует в наших проектах. Мы, будучи частными продюсерами, заинтересованы, конечно, в успехе проекта. Но мы достаточно зрелые люди, долго присутствуем в медиа, понимаем социальную ответственность, которую несем, работая с аудиторией. В этом смысле «Перекресток» выступил носителем культурного кода. Прежде таким носителем являлась литература, которую мы читали. Потом кино и телевидение выполняли эту функцию – носителей кодов. Кино и остается таковым. Голливуд стал носителем общемирового культурного кода, Болливуд фиксировал и создавал культурную модель для Индии, советские фильмы выковывали свои образцы. А «Перекресток» на протяжении десятилетия служил носителем культурного кода для нашего общества. А оно уникально - многонациональное, многоконфессиональное и живущее в согласии. Это согласие не искусственное, не навязанное, оно всегда было присуще Казахстану, потому что «нам так классно». У нас в подъезде кто-то печет куличи, а кто-то баурсаки и лепешки. У нас в русских семьях делают бешбармак, в казахских варят борщ. И если в Наурыз вам соседи не принесли лепешки, а вы на Пасху не угостили их куличом, то это нонсенс. Этого не может быть. Согласие – важнейший элемент нашего общества. Сериал это фиксировал, отразил как нечто правильное. «Перекресток» создал образ конкретного мира, в котором представлены все поколения, все национальности, давал моральные императивы. То же самое будет в современном кино и сериале, который начнется следом. Этот материал выступит носителем культурного кода.
- То есть вы дерзаете сделать новый «Перекресток», который объединит огромное количество зрителей, соберет аудиторию, почти равную населению страны? Даст ощущение единой семьи миллионам телезрителей?
- Чтобы культурный код, «зашитый» в сериал, был эффективен, его должны смотреть все, как «Семнадцать мгновений весны», «Унесенные ветром». Улицы в городах пустели, люди смотрели эти фильмы. Вспомните добрые советские комедии «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи» и так далее. Зрители будут смотреть новый сериал или фильм, спорить, одобрять или порицать, их объединит общая тема. Когда в культурном поле нет чего-то единого, местного производства, размывается то общее, что объединяет всех. Мы сами смотрим американское, европейское, корейское кино. Читаем иностранную литературу. Но как казахстанские продюсеры мы понимаем, что общество должно иметь отечественный продукт. И ему надлежит лежать на столе, образно выражаясь. А сейчас центр стола пустой, и его начинают заполнять сторонние объекты. Но нас не должны занимать чужие проблемы. Общество не может жить американской драмой, русским криминалом. Это может быть лишь десертом вокруг основного продукта. «Перекресток» -2023 будет хорошим развлечением, но мы также понимаем социальную ответственность. Мы не хотим утрачивать идентичности. И это не попытка программировать или заниматься пропагандой. Это стремление обогатить культурное поле, удержать, сохранить то свое, что присуще нашему обществу.
Галина Галкина