Мат не мой формат!

13109
Фото: из личных архивов и открытых источников

Табуированная лексика перестала быть таковой. Если раньше крепкие слова можно было слышать от разгоряченных рабочих на стройке и других объектах тяжелого физического труда, то сегодня мат звучит повсеместно. И особенно он кажется неприемлемым в устах детей, хотя именно они стали сегодня активными юзерами неизящной словесности. Это и понятно: дети безвылазно сидят в соцсетях, где пышным цветом благоухает мат-перемат. И все же наше общество, зрелая его часть, люди, имеющие социальный вес, заняли активную позицию: свободному использованию нецензурной брани в общественных местах ставят заслон. Наказания за обсценную лексику в Казахстане отныне будут жестче. За мат в общественном месте с марта 2023 года нарушителю может грозить штраф 69 000 тенге или арест до 30 суток (МВД РК).

Адам и Ева в райском саду не использовали нецензурную брань. Это выявили религиоведы. Примитивные племена не ведают матерных слов, что установил американский лингвист-этнограф Дэниел Эверетт (автор идей о влиянии культуры на структуру языка). Он известен описанием языка народа охотников-собирателей Амазонии пирахан. Согласно Эверетту, местные жители культивируют радостное восприятие жизни. Они убеждены, что жизнь – бесценный дар. Не стоит этот подарок небес расходовать на гнев. Они не умеют обижаться, ссориться, впадать в печаль. Почувствовав лишь тень негативной эмоции, пирахан переключаются на что-то светлое, жизнеутверждающее. Большее, на что они способны в выражении неудовольствия собеседнику, - на сдержанную фразу: «Ты не умеешь охотиться!» 

В Библии сказано о сквернословии следующее: «Не произносите никаких дурных слов, говорите лишь полезное для назидания, чтобы это приносило благодать слушающим» (Ефесянам 4:29). И еще: «Кто хочет любить жизнь и видеть добрые дни, тот удерживай свой язык от зла и свои уста от коварных речей». (1 Петра 3:10).

Как относятся общественные спикеры к нецензурной лексике, особенно те, кто имеет непосредственное отношение к слову как инструменту в профессиональной деятельности?

Лиля Калаус - писатель, блогер, литературный редактор, сценарист, радиоведущая, преподаватель литературного мастерства, член Союза писателей Казахстана, член казахского ПЕН-клуба. Автор книг «Бестиарий» (1999), «Книга стихов и рисунков» (2002), «Роман с кровью и другие повести» (2005) и других:

- Я вполне спокойно отношусь к такой речевой практике. В смысле – не падаю в обморок, не закатываю глаза, не возмущаюсь вслух. Смысл? Однако своим детям и ученикам всегда говорю: обсценная лексика – сильное оружие, которое мгновенно выводит на эмоции. И пользоваться им, что в жизни, что в литературе, нужно с умом, чтобы не вышло «из пушки по воробьям». К чему скрывать, крепкое словцо иной раз позволяет спустить пар или коротко и емко обозначить суть какого-то явления. Редко кто отказывает себе в удовольствии (а это именно так, в критической ситуации человек матерится именно с удовольствием, что доказано наукой), как говорится, выразиться. Бороться с этим, в том числе и сдерживать себя – бессмысленно. Помните в «Джентльменах удачи»? «Этот нехороший человек, батарею мне на ногу уронил, падла». Пару раз встречала людей, умевших материться виртуозно – заслушаешься! Матерщина – это не только слова, это своего рода искусство, и только от говорящего зависит, возникнет ли у слушателя ощущение грязи – или восторга. Сегодня пугает другое – то, что мат становится повседневностью, своеобразным сленгом поколений, матерщина превращается в слова-связки, и люди матерятся, даже не замечая этого, как хлеб едят. Это весьма некрасиво.

Нужно ли как-то противостоять натиску обсценной лексики? Мат – органичная часть языка, без него наша речь обеднеет, что тут говорить. Пытаться искоренить мат – все равно, что рубить голову океану. Но правильному обращению с обсценной лексикой надо учить, да-да. Родители это сделают или педагоги – неважно. Главное, чтобы человек учился этому не в подворотне, а в правильном месте и у правильных людей. Ну что еще можно сказать – противостоять оголтелой бездарной матерщине можно примерно так, как мы противостоим хамству, невежеству, варварству… То есть – общественным порицанием. В том числе – путем обсуждения этой темы в СМИ и соцсетях, наличием ее в произведениях искусства, прежде всего – в литературе.

Иеромонах Аверкий (Белов), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Коктал, поэт, фотограф:

- Мы пришли к тому, что мат стал обыденностью. Это устрашающее обстоятельство. И люди будто получают удовольствие от использования нецензурщины. А ведь в древние времена брань приравнивалась к проклятию. Проклтия насылались в первую очередь на детородные органы, - чтобы проклинаемый не мог родить ребенка. Маты тесно связаны с духом разврата, магией проклятия и оккультизма. Увы, нужно признать, что мат и отрицание Бога слиты воедино.

И что испытывает матерящийся человек? Он самоутверждается через мат, произносит запретное слово, разгорячая себя матерщиной. И немедленно проявляет себя демоническая энергия. Рядом со сквернословом ликуют бесы, они радуются мату и дают человеку некие силы.

Призываю остановиться! Мы можем предотвратить духовную смерть. В наших силах служить восстановлению красоты речи, мышлительных процессов, красоты жизни. Давайте оберегать супружеские отношения, общение с детьми. Мы получили в дар от Господа великую древнюю красоту и гармонию Земли. Показал возможность безгреховной жизни. Нам по силам содержать в чистоте уста, глаза, в благородстве - сердце. Наши поступки и помыслы могут быть прекрасны и чисты.

Айгуль Сериковна Исмакова – доктор филологических наук, профессор, зав. отделом Иститута литературы и искусства имени М. О. Ауэзова Министерства образования и науки РК:

- В студенческой среде мат слышится реже. И, разумеется, среди ученых, интеллектуалов обсценная лексика неприемлема.

Думаю, что в постковидный период у всех нас произошел сбой, в том числе и речевой. По наблюдению психологов, идет переформатирование мира в целом. Но, совершенно точно, мы, представители разных конфессий, национальностей будем придерживаться традиционной установки, данной нам Всевышним: не сквернословить, не прелюбодействовать, не приумножать зло. В любом слове заключена определенная информация: позитивная или негативная. И мы получаем то, что у нас на устах!

У казахов есть установка - высказываться только в позитивном ключе: предпочтительно не муссировать негативные, не умножая зло. Ведь любая информация распространяется от повторения, педалирования! Но при этом обязательно необходимо быть внимательными, помогать друг другу, в этом был смысл жизни в Великой степи.

Заметно, как привлекает многих виртуальная «слава», «известность». И человек расслабляется, ведется на стандарты соцсетей - до использования сомнительного речевого микса. И эта искушающая виртуальная безответственность нашего дня все больше требует осознанного применения слов! Ведь, как известно, слово наше отзовется!

Мейманхожа Нұрмұхаммед – религиовед, научный сотрудник Центра религиоведения Института Философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:

- Вопрос массового распространения сквернословия весьма актуальный. Недавно были внесены изменения в административный кодекс, новая поправка в отношении сквернословия в общественных местах. Таким общественным местом в наши дни стали социальные сети, пользователи которых очень часто употребляют брань, нецензурные выражения. В чатах рядовые пользователи обмениваются оскорблениями, но и популярные блогеры, активнейшие пользователи соцсетей, позволяют себе мат. А ведь у них миллионы подписчиков, в том числе совсем юных. В общественных местах можно слышать нецензурную речь повсеместно. Особенно, конечно, при дорожно-транспортных происшествиях: водители выходят из авто и набрасываются на оппонентов с матом.

Моя позиция: неприятие мата – адекватная, актуальная реакция общественности, требование очистить язык, речь, общение от сквернословия. Наше общество традиционно поликонфессиональное, полиэтническое, в котором приняты плюрализм мнений, общественных отношений. Но есть общегосударственная идеология, направленная на укрепление ценности казахстанского общества. И, полагаю, ругань, брань мы не можем включить как ценность в нашу общегосударственную культуру, идеологию. И подобные явления нужно регламентировать по закону. В Конституции указано, что Казахстан – социальное, правовое, светское, демократическое государство. И у нас учитывается, что каждый человек наделен правами и свободами. Но к этим свободам нельзя относить сквернословие в общественных местах. Это является нарушением закона, и дает основание привлечь человека к административной ответственности, наложить штраф до 69 тысяч тенге. Должно прийти осознание, что сквернословие в общественных местах – это дурной пример для подрастающего поколения. Молодежь активно пользуется социальными сетями, мессенджерами. В наших соседних странах – Узбекистане, Таджикистане существует практика привлечения к административной ответственности за ругань в общественных местах. В Кыргызстане тоже собираются принять аналогичный закон. Азиатские страны всегда имели определенную культурную идентичность, бо`льшую сдержанность. Отличались подчеркнутым уважением к старшим, к младшим поколениям. Но из-за глобализационных процессов в век информационных технологий эти позиции утрачиваются азиатскими странами. Представьте, практически каждый человек имеет доступ к всемирной Сети. Совсем недавно мы могли заходить в интернет только через персональный компьютер, а сейчас у всех нас есть мобильные устройства, планшеты. И нужна осторожность в использовании гаджетов. В Министерстве информации и общественного развития РК регулируют информационную политику. В настоящее время Министерство заключает договоры с представителями социальных сетей (Фэйсбук, Инстаграм, ТикТок) в Казахстане – чтобы они могли регламентировать сегмент интернета в части соцсетей, наложить вето на использование нецензурной лексики в этой блогосфере. И я считаю, что это своевременная мера. Остановлюсь на ТикТоке: если подросток открывает его у себя на устройстве, то получает в одном формате сразу все данные – новостные сообщения, ролики, мессенджеры. В то время как в Инстаграме можно выбирать – на кого подписаться, от кого, наоборот, отказаться. Подросток может как-то управлять инстаграмом, его информационным потоком, что принимать, от чего отказаться. В ТикТоке информационный поток не контролируется. Поэтому соцсети необходимо регулировать.

Виктория Левина, когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог, приходский психолог Вознесенского собора, подхватила идею российских медиков, считающих сквернословие вредной привычкой, предложили акцию. Вот их воззвание: «Бросьте вызов вредной привычке — опубликуйте на своей странице в социальных сетях картинку-мотиватор #деньбезмата и поставьте хэштеги #деньбезмата и #деньбез. Пусть сегодня у вас станет одной вредной привычкой меньше!» Виктория Александровна Левина разместила перчисленные хэштеги у себя в инстаграме. Но она еще и мотивировала, почему это важно – избегать сквернословие: «Реально - мат не мой формат. Присутствие мата говорит о проблеме мышления и выражения своих чувств - посредством речи. Речь - высшая психическая деятельность Человека. Развивайте свою речь, учите своих детей красиво выражать свои чувства, мысли, переживания и, конечно, радость, любовь».

Галкина Галина

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -