Без женщин жить нельзя на свете?

17557
Фото: Динара Бактыбаева, актриса

В последнее время вокруг празднования Международного женского дня возникает множество дискуссий. Многие женщины считают устаревшим цветочно-конфетный формат праздника и считает, что пора вспомнить первоначальное предназначение даты 8 марта и говорить в этот день больше о правах женщин. В честь праздника мы решили выяснить: а чего, собственно, хотят женщины в Казахстане, как в нашей стране меняется взгляд на женское предназначение? Отвечать на этот вопрос, кстати, будут и мужчины!

– Когда у меня включался юношеский максимализм я думала, что все смогу одна – быть построить, семью создать, карьеру построить. Но жизнь показывает, что одновременно все это крайне сложно сделать. Мне кажется, всему свое время. Главное – расставить приоритеты. Сейчас для женщины самое главное – умение делегировать, довериться кому-то. Когда есть помощь супруга, родственников, когда есть возможность привлечь кого-то по найму, все становится на свои места. Когда ты успеваешь реализоваться в работе, в хобби, в личной жизни, во взаимоотношениях с родственниками и людьми и в профессиональной сфере – когда у тебя напротив каждого пункта стоит своеобразная «галочка». Это, кстати, касается, не только женщин, но и мужчин. Если ты делаешь упор только на одно – на семью или на карьеру, то все равно со временем возникает чувство какой-то неполноценности. Поэтому, сегодня главное для современных женщин – по-моему мнению – это гармоничность. 

Тимур Актаев, художник-дизайнер 

– Любая личность изначально имеет все права и свободы человека. Поэтому для меня не существует разделения на мужчину и женщину — все обладают равными правами и свободой всегда во все времена. Исходя из этой позиции, ответ на вопрос о «предназначении женщины в современном мире» может быть только таким: женщина вольна выбирать свою жизнь такой, какую она сама выбирает, а мы, как современное общество, вынесшее все уроки прошлого и не желающее более нарушать границы любой личности, можем только принимать этот выбор и помогать ей развиваться и быть счастливым полноценным человеком. Я благодарен всем борцам за свободу личности в истории, которые привели наше общество к этому пониманию. В частности, очень большое дело сделали женщины-революционерки. Они не только начали дело эмансипации, но обратили внимание на полную несостоятельность патриархального уклада, который наносит вред и самим мужчинам.

Евгения Морозова, общественная активистка, гид-экскурсовод

Как человек, занимающийся историей Алматы, я вижу насколько нынешняя деловая активность женщин перекликаются с событиями рубежа XIX-XX веков. Сейчас я работаю над материалом 100-летней давности и вижу факты женского влияния на развитие тогдашнего общества.

Еще в начале ХХ века женщины имели большое влияние на создание общественного климата в городе. Миф о том, что женщины были исключительно «хранительницами очага», разбивается при знакомстве с документами. Например дочери купца Исхака Габдулвалиева - были полноценными «бизнес-леди» своего времени – вели торговые дела, организовывали мусульманское обучение женщин.

Плюс ко всему женщины часто трудились в школах, училищах и гимназиях. Часто это было под эгидой мечети или церкви. Но даже выбирая монастырский путь, женщины не забывали об общественной работе, принося пользу развитию города. Так, первый женский монастырь в Верном располагался на кладбище - городские власти дали женщинам место под монастырь при условии того, что они будут следить за порядком на кладбище. А это большое хозяйство – и женщины трудились там экономками, врачами, иконописицами и т.д.

Это не говоря уже о социально и политически активных женщинах. Вспомним, женские бунты во время восстания 1916 года – это были времена, когда женщины активно заявили о себе, как о политически активной группе, заступаясь за мужей, которых забирали на прифронтовые работы.

Это очень перекликается с современностью. Даже сейчас я вижу, что среди активного гражданского общества огромное количество женщин. Они не дают спокойно спать чиновникам, защищая экологию, историческое наследие, занимаясь благотворительностью. В общем, общественная реализация для женщин важна не меньше, чем семейная и материальная.

Ирина Смирнова, депутат мажилиса парламента РК VI-VII созывов

– Для меня и как для женщины и как для человека с самого детства и по сей день важны свобода и доверие. С самого раннего детства родители предоставляли мне свободу в моих действиях. То есть, я не только могла, я должна (!) была заниматься своим любимым делом. Так и в дальнейшей жизни у меня сложилось – я всегда хотела быть свободной и всегда ею была. Несмотря на все обязанности, которые были у меня, как у женщины – воспитывать детей, хранить домашний очаг – я всегда чувствовала себя свободной потому, что у меня было любимое дело, и я им занималась. Тогда и обязанности будут не в тягость.

Мне кажется, сегодня для многих женщин это очень актуально. Главное – быть свободной в достижении своей мечты. И тогда ты не отвлекаешься на какие-то условности и предрассудки.

Насколько вопрос женской эмансипации встает сегодня на политическом поле Казахстана - рассказывает политолог Андрей Чеботарев.

– C 2019 года, с начала президентства Касым-Жомарта Токаева наблюдается увеличение участия женщин в политической жизни Казахстана. Ведь впервые в нашей истории именно в последние годы женщины стали баллотироваться в президенты страны – Дания Еспаева в 2019 году, а в 2022 году сразу две женщины – Салтанат Турсынбекова и Каракат Абден. Женщины назначаются и на руководящие должности в правительстве – пока это 3-5 человек, но, думаю, что в будущем их точно будет не меньше. Обратите внимание и на то сколько женщин баллотируется в мажилис и маслихаты по одномандатным округам – это тридцать процентов. Здесь даже важно не столько количество, сколько качество. Идет продвижение гендерной повестки, и она довольно разная. Есть женщины, которые выступают за равноправие с мужчинами и они акцентируют внимание не на женских вопросах, а на общих социальных и политических вопросов. Есть другой тип женщин-общественниц – они тоже поднимают общие вопросы, но особо напирают на то, что важно увеличить долю именно гендерных проблем. Есть и третий тип – более радикальные женщины, считающие, что женщины долгое время были в ущемленном состоянии и теперь надо «дать порулить» им. Это как правило женщины, которые не стремятся создать семью или заводят детей в одиночку.

Что до официального подхода к женскому вопросу в Казахстане, то в прошлом была принята концепция семейной и гендерной политики до 2030 года. Согласно ей провозглашается, равный доступ мужчин и женщин к ресурсам и возможностям, увеличение представительства женщин в судебных органах власти. Но любопытно, что гендерная и семейная политика сведены государством в одном документе. Это еще раз доказывает, что государство относится к женщине, как к субъекту семейному. Условно говоря, государство больше благоволит такому типу женщин, которые совмещают и роль хранительницы семьи и роль преуспевающей бизнес-леди или общественницы. К активисткам третьего типа государство относится более сдержанно – в прошлом году они разрешили женский марш, в этом – запретили. Но все-таки надо признать, что в целом у нас консервативное общество – особенно на юге и западе Казахстана повестка далека от феминистической.

Константин КОЗЛОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -