Национальный архив РК на международном «круглом столе» в столице представил ранее неизвестные широкой общественности документы о жизни и политической деятельности борца за свободу и независимость Туркестана Мустафы Шокая.
Ценные материалы, освещающие деятельность Мустафы Шокая, привезены в Национальный архив РК из многих зарубежных стран. Среди исторических документов – 67 номеров журнала «Яш Туркестан», книга «Туркестан под властью Советов» на французском языке, статьи на разных языках, рукописи, а также материалы, посвященные положению Средней Азии в 1920–1930-х годах.
Мустафа Шокай родился 25 декабря 1890 года в ауле Наршокы близ Перовска (ныне Кызылорда). Его предки были степными аристократами. Дед Мустафы был правителем Сырьдарьинской области Хивинского ханства, а отец – уважаемым в народе судьей. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей. Начальное образование Мустафа получил у своих родителей, затем с отличием окончил русскую гимназию в Ташкенте и юридический факультет Петербургского университета.
Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейхан рекомендовал Мустафу Шокая в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России. В Думе Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России, подружился с Ахмад-Заки Валиди, будущим председателем Башкирской автономии.
В разгар Первой мировой войны, 25 июня 1916 года, император Николай II издал указ «О реквизиции инородцев» для привлечения коренного населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам – рытью окопов. В Туркестане и Степном крае началось антивоенное восстание. В казахских степях восстание возглавил Амангельды Иманов. Из Петрограда же в Ташкент выехала комиссия Госдумы, возглавляли которую депутат Александр Керенский и сенатор Кутлу-Мухаммед Тевкелев. Мустафа Шокай вошел в нее как секретарь мусульманской фракции и переводчик. Комиссия изучила проблемы региона.
Последовавшие выступления Керенского в Думе с анализом причин восстания туркестанцев принесли ему огромную популярность. Вернувшись в Петроград, Шокай тоже подготовил свои материалы для выступления в Госдуме от своей фракции. Но в стране наступил тяжелый экономический, а затем и политический кризис. 23 февраля 1917 года началась Февральская революция. Власть перешла к Советам рабочих и солдатских депутатов. В марте 1917 года Мустафа Шокай возглавил Мусульманский центр, образованный на Конгрессе мусульман в Ташкенте, и начал издавать газету «Бирлик Туы» (Знамя единства), где впервые провозгласил идею независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.
Мусульманский центр начал готовиться к созданию Туркестанской автономии. Октябрьскую революцию 1917 года туркестанцы приняли с радостью, но эта радость продолжалась недолго, так как Советская власть была решительно против Туркестанской автономии.
Захват власти большевиками в Средней Азии начался с Ташкента. 29 октября 1917 года город уже полностью находился в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета. За голову Шокая была объявлена награда. Большевики быстро оценили опасность авторитета молодого туркестанского политика.
Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в Ферганской долине, в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства. 27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Кокандской автономии во главе с Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства.
После разгрома Кокандской автономии большевиками в 1918 году Мустафа Шокай находился в вынужденной эмиграции сначала на Кавказе, затем во Франции и Германии.
В это время Мустафа Шокай размещал свои статьи о Туркестане в La Revue de Promethee, Journal de Geneve, Orient et Occident, – говорит Сагила Нурланова. – При этом он редактировал журнал «Яш Туркестан» – печатный орган туркестанского национального движения.
В редакторской колонке первого номера журнала Мустафа Шокай указывает, что «Яш Туркестан» – голос народа, бьющегося за восстановление своей государственности.
«Мы, сторонники независимости Туркестана, боремся за освобождение Туркестана от колониального гнета, за свободу народа Туркестана. Нет иного пути для туркестанцев ни сейчас, ни позже. Мы – лишь малая часть исчисляемого миллионами народа Туркестана, и наш голос – лишь слабый отголосок наших земляков, борющихся против колониального гнета Советов. Москва объявила об установлении на нашей Родине власти никому не ведомого туркестанского пролетариата» Мустафа Шокай
И далее он сообщает, что большевики называют туркестанские республики национальными по форме и пролетарскими по содержанию. Однако признание Шалвы Элиавы, председателя комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана (Турккомиссии) о том, что, если и есть пролетариат в Туркестане, то это европейцы, ясно показывает пролетарскую сущность туркестанских республик.
«А наша цель – установление в Туркестане такого государственного строя, который был бы национальным и по форме и по содержанию. И только тогда народ станет истинным хозяином своей земли. Мы надеемся, что в борьбе за независимость Туркестана наши земляки, как живущие у себя дома, так и находящиеся в эмиграции, окажут нам поддержку словом и советом» Мустафа Шокай
Таким было предисловие к первому номеру журнала «Яш Туркестан», ставшего рупором туркестанского национального движения за рубежом. Первый номер журнала вышел в свет в 1929 году, а последний, 117-й номер «Яш Туркестан», датирован 1939 годом.
Соратниками Мустафы Шокая в подготовке и выпуске журнала были туркестанские студенты, обучавшиеся в Берлине. В силу необходимости соблюдения конспирации список сотрудников редакции не публиковался и не известен. Однако в Национальном архиве РК хранится переписка Мустафы Шокая с его помощниками, из которой исследователи смогут узнать имена его сторонников.
Как следует из переписки, помощниками Мустафы Шокая были доктор Октай, его супруга Сайда Октай, а также Тахир Шагатай, которые после кончины Шокая переехали жить в Турцию и продолжили деятельность по пропаганде его идей. В 1971 году они издали книгу воспоминаний Марии Шокай на турецком языке, но и тогда в конспиративных целях не стали указывать настоящее имя редактора, ограничившись подписью «Туркестанец».
Ценность хранящихся в Национальном архиве материалов Мустафы Шокая, в том, что в них дан анализ внутриполитической и экономической ситуации в Туркестане 1920–1930-х годов с опорой на документальную основу. Эти материалы важны для специалистов по советской истории Казахстана как независимый источник информации для создания объективных научных трудов по истории нашей страны.
Так, Мустафе Шокаю удалось во всей полноте раскрыть сущность деятельности большевиков в Туркестане и прогнозировать ее последствия. В области экономики бездумное копирование хлопковой политики царского правительства в 1920-х годах привело, как предсказал Мустафа Шокай, к голоду начала 1930-х годов...
Игорь Прохоров, сотрудник Национального архива Республики Казахстан