Абай Кунанбайулы считается основателем казахского литературного языка, поэтом, мыслителем, просветителем, философом, гуманистом и общественным деятелем.
Абай жил в очень трудный и бурный период истории своей страны, отмеченный усилением феодально-колониального гнета, упразднением ханств и установлением нового государственного строя по принципу «разделяй и властвуй». Но, несмотря на все усилия местных и колониальных властей, казахская художественная литература и прогрессивная общественная мысль стали быстро развиваться. В это время зарождается так называемая национальная реалистическая литература, у истоков которой стоял Абай Кунанбайулы.
Ибрагим Кунанбайулы (Абай имя которым его назвала бабушка) родился 10 августа 1845 года в Жидебайском районе Восточного Казахстана. Первоначально мальчика воспитывал местный мулла, но когда ему исполнилось 9 лет, он начал посещать медресе (школа изучения ислама) в городе Семипалатинске. Там он активно занимался изучением арабского и персидского языков. Параллельно Абай учился в русской школе вместе с детьми военнослужащих и офицеров, служивших в Казахстане. Окончив учебу, он пишет первые стихи, но пытаясь скрыть авторство.
Еще одной страстью Абая было чтение, он с большим удовольствием читал таких авторов, как Лермонтов, Пушкин, Байрон, Гёте и других. Он читал переведенные на русский язык произведения великих европейских классиков, благодаря чему постепенно научился чувствовать красоту в искусстве.
Кунанбайулы хотел показать своему народу европейскую культуру, и добился этого путем распространения среди казахов русской и европейской культуры.
Одним из выдающихся примеров был русский поэт Михаил Лермонтов, который под впечатлением от стихов Гёте «Wanderers Nachtlied» («Ночная песня странника») перевел их на русский язык и выпустил свою версию: «Горные вершины спят во тьме ночной» горы спят во мраке ночи). Спустя полвека стихи также привлекли внимание Абая, и он решил перевести их на казахский язык. Так появилось произведение «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в темной ночи»), ставшее впоследствии народным сочинением, пользовавшимся большой популярностью.
Абай высмеивал человеческие недостатки, осуждал рабское положение женщин и выступал против порочного социального поведения и невежества. Абай был новатором казахской поэзии; новаторскими были стихотворения, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о предназначении поэзии (учить добру и осуждать зло). Сюжеты поэм «Масхуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах классической восточной литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и жадность завоевателя в лице Александра Македонского.
В истории казахской литературы Абай занимает почетное место, обогатив свое казахское стихосложение новыми метрами и рифмами. Он ввел новые поэтические формы: среди них октава и секстиль.
Абай написал около 170 стихов, перевел 56 произведений и написал в конце жизни настольную книгу каждого казаха: «Слова назидания» («Қара сөздер»), переведенную на португальский язык и изданную в 2020 году.
Абай оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца 19 и начала 20 веков. Таким образом, лидеры Алаш-Ордынского движения видели Абая своим духовным предшественником и даже духовным лидером возрождения казахской нации.
Произведения Абая противостоят времени и остаются актуальными и до наших дней. Чем больше мы удаляемся от эпохи, прожитой поэтом, тем больше осознаем необходимость изучения его наследия, открывающего себя неизмеримым сокровищем для поколений.