Экономия на парковках, комфорт и безопасность: почему казахстанцы переходят с личного автомобиля и классических такси на агрегаторы — исследование.
Сфера такси в Казахстане изменилась с развитием агрегаторов. Поездки стали выгоднее и безопаснее как для водителей, так и для пассажиров, а спрос увеличился. К такому выводу пришли эксперты Urban Forum Kazakhstan, проанализировав отечественный рынок такси с 2016 по 2022 годы. Подобное масштабное исследование было проведено в стране впервые.
Przemek Klos/Canva
По данным исследования, рынок такси в Казахстане начал восстанавливаться после кризиса 2015 года, в результате чего число пассажиров увеличилось с 4,8 млн человек в 2016 году до 6,3 млн в 2022 году. Эксперты прогнозируют, что к 2027 году этот показатель составит 6,83 млн человек.
Численность поездок в 2016—2019 гг. выросла в полтора раза: со 136,8 млн до 210,9 млн. Во время карантина она упала, но уже в 2021—2022 гг. вновь начала расти.
Прогнозируется, что этот показатель будет пропорционально увеличиваться с каждым годом.
34% от всех поездок приходится на города-миллионники: Алматы, Астану и Шымкент. Средняя стоимость поездки на такси в нашей стране, по оценкам экспертов, составляет около 970 тенге.
Почему казахстанцы выбирают такси
Причин роста популярности такси несколько. Во-первых, мировая практика показывает, что затраты на топливо и обслуживание личного автомобиля несопоставимы с расходами на такси — передвигаться на своей машине невыгодно.
Во-вторых, загруженность городских дорог, развитие пешеходной инфраструктуры, внедрение платных парковок и т. д. делает такси более быстрым и комфортным способом добраться в нужное место. Будучи на пассажирском месте, не нужно беспокоиться о том, чтобы найти парковку, и нервничать из-за других участников дорожного движения.
Syda Productions/Canva
В-третьих, в стране появились различные сервисы по вызову такси. Сейчас на рынке действует несколько игроков: InDrive, Яндекс Go, «Апару», «Максим» и Region. Они упростили процесс поиска машины: у каждого агрегатора есть мобильное приложение и/или другие онлайн-платформы, где можно заказать поездку.
Кроме того, сервисы предлагают дополнительные услуги, позволяющие ездить выгодно — корпоративные тарифы, персональные программы лояльности и совместные поездки.
«Классические» такси проигрывают агрегаторам
Более половины опрошенных казахстанцев (53%) пользуются такси ежедневно или несколько раз в неделю. При этом большая часть из них (83%) удовлетворены услугами агрегаторов почти или полностью. Главными критериями своего выбора в пользу такси казахстанцы называют стоимость поездки, качество обслуживания и скорость подачи машины.
Основной фактор, на который опрошенные обращают внимание во время поездок — безопасность вождения, которой часто пренебрегают водители «традиционных» такси.
Респонденты в 2/3 случаев (63%) за последний год ощущали небезопасность при "голосовании" на обочине или заказе поездки через диспетчерскую. Чувство небезопасности было вызвано различными факторами, включая значительное превышение скорости водителями, их разговоры по телефону или переписку во время поездки, создание аварийных ситуаций на дороге из-за агрессивного вождения, а также ощущение небезопасности в присутствии неприятных попутчиков и затруднения с оплатой поездки. Респонденты также отмечали другие ситуации: брать попутчиков без предварительного согласия, несоблюдение субординации водителями, проблемы с водителями, не отвечающими на звонки после забытых вещей в машине, неуместные личные разговоры во время поездки и проблемы безопасности на дороге, которые создают преграды для движения.
Для сравнения, 85% респондентов оценили безопасность при вызове такси через мобильные приложения агрегаторов как "абсолютно безопасную" или "скорее безопасную". Тому способствует ряд преимуществ: возможность видеть информацию о водителе и отслеживать местоположение автомобиля, заранее известная стоимость поездки, выбор класса обслуживания и страховка поездки.
Водители в выигрыше
Благодаря агрегаторам у автовладельцев появилась возможность дополнительного заработка с выбором удобного для себя графика. Сейчас число водителей такси в Казахстане составляет около 213 тыс. человек, причем для 83% из них это не основной вид деятельности.
Исследование показало, что водители, работающие с агрегаторами, зарабатывают в час больше, чем водители традиционного такси. Учитывая все затраты, такие как расходы на топливо, комиссии агрегатора и таксопарка, аренда автомобиля и амортизация, чистый доход с поездок составляет до 51%.
Коллаж Orda.kz
Средняя выручка водителя в 2022 году составила 493 тыс. тенге по Казахстану без вычета затрат на топливо и оплату аренды автомобиля у таксопарка. Максимума этот показатель достиг в Астане — 665 тыс. тенге, затем идет Алматы (615 тыс.) и Шымкент (460 тыс.).
Чистая же выручка водителя примерно соответствует медианной зарплате в Казахстане, а это 204 тыс. тенге.
Инициативы по выходу отрасли из тени
На данный момент стоит вопрос о повышении прозрачности рынка такси, в частности улучшения налогового администрирования.
В 2022 году на долю агрегаторов приходилось порядка 66% всех налоговых поступлений в отрасли такси. Согласно статистике комитета госдоходов, более 10,9 млрд тенге налогов в 2022 году выплатили три крупнейших агрегатора — Яндекс Go, InDrive и «Апару».
При этом непосредственно водители такси выплатили меньше всего налогов, хотя этот показатель должен составлять около 16% от всех налогов в отрасли. Чтобы достичь этой цифры, было решено упростить налогообложение и отчетность для водителей.
© Sputnik / Владислав Воднев
Для этого комитет гос.доходов и Минтруда разработали пилотный проект, который предоставил водителям возможность напрямую взаимодействуя с интернет-платформами агрегаторов и уплачивая подоходный налог по ставке 1% и иные платежи, рассчитывать на социальные гарантии от государства. Проект начал действовать в июле 2023 года.
Теперь, водители могут зарегистрировать ИП на специальном налоговом режиме с использованием мобильного приложения «E-Salyk Business» и регистрироваться на платформе агрегатора как прямой партнер, без подключения к
таксопаркам-перевозчикам, в дальнейшем самостоятельно уплачивая налоги и иные платежи посредством мобильных приложений банков второго уровня.
Власти рассчитывают, что нововведение будет способствовать осуществлению социальных выплат и стимулирует легализацию занятости в секторе.
Кроме того, в 2023 году предусматривается снижение налоговой нагрузки для предприятий отрасли такси — с 33% до 20%. Для онлайн-платформ будет введен отдельный налоговый режим в рамках проекта социального кодекса.
Мировой опыт
Сейчас на сферу такси приходится до 10% пассажиропотока в крупнейших городах мира. Проанализировав мировые кейсы, эксперты сделали следующие выводы. Оказалось, что города с прогрессивной моделью регулирования отрасли (открытый рынок, увеличение доли агрегаторов и требования к водителям по мировым стандартам) выигрывают в сравнении с городами с консервативной моделью (ограничение лицензий и полный или частичный запрет частного извоза).
Например, в Сингапуре прогрессивный подход позволяет стимулировать конкуренцию, инновации и качество обслуживания, тогда как в городах где придерживаются консервативной модели , страдают все участники рынка. Для пассажиров это долгая подача машины и высокая стоимость поездки, а для водителей — низкий заработок, так как четверть стоимости поездки уходит владельцам лицензий. В частности, в Токио, ограничение количества лицензий привело к длительному времени подачи такси (15+ мин), в 60% случаев такси не найдено.