Женские образы в казахской мифологии

28501
Фото: Евгений Ткаченко

Известный культуролог и исследователь казахской мифологии Зира Наурызбай отмечает, что когда тот или иной этнос принимает новую религию, древние божества становятся персонажами более низкого статуса в рамках демонологии и превращаются в «шайтанов, пери, джинов», передает DKnews.kz.  

Об этом она рассказала во время лекции «Женские образы в казахской мифологии». Мероприятие было организовано мультиплатформенным научно-образовательном проектом Qalam Global в городе Караганда.

Зира Наурызбай говорит, что древние мифы, которые когда-то занимали значительное место в сознании общества, прошли через долгую эволюцию, и стали примитивнее, изменившись и превратившись в фольклор после прихода ислама.

Она привела пример мифического персонажа «албасты», параллели с которой есть у всех евразийских народов.

«Ученый Серикбол Кондыбай доказал, что албасты – очень древний образ, который изначально был женским божеством» Зира Наурызбай

Но с приходом ислама, восприятие «албасты» изменилось.

В ходе лекции она также привела пример того, как в ходе распространения новой религии один мифологический образ сменяет другой.

«Фатима – имя дочери пророка Мухаммеда. В то же время для тюркских мусульманских народов во многих случаях она заменила Умай – женское божество, покровительницу детей и рожениц. Этнографы отмечают, что в одних местах принимая роды могут говорить: «Менің қолым емес, Ұмай ананың қолы» (Это не мои руки, а руки Матери Умай), а в других – «Менің қолым емес, Бибәтима ананың қолы» (Это не мои руки, а руки Матери Бибатима), где «Бибәтима» – видоизмененное «Бибі Фатима» Зира Наурызбай

Зира Наурызбай. Фото: Евгений Ткаченко

Зира Наурызбай отмечает, что ценность мифов не только в том, что они описывают представление о мире древних людей.

«У нас зачастую слова «мифология», «миф» воспринимают в качестве выдумки. На самом деле миф – это образная, символическая капсула. Наши предки в эту капсулу заложили свое представление о том, как создавался мир. Так они выражали свои душевные и духовные структуры. Да, миф может ошибаться, например, о том, как создавался мир, но он точно говорит о том, как устроена душа человека. Не зря для сценаристов, психологов книги по мифологии становится одним из главных учебников» Зира Наурызбай

Во время лекции автор Qalam Global подробно рассказала о женских образах казахской мифологии, как Ұмай ана, Мыстан кемпір, Жезтырнақ, Жалмауыз кемпір, От Ана, Небесная старуха Көклен, Албасты, Пері и многие другие. Отдельно блок лекции был посвящен женским персонажам из казахских эпосов. 

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -