Почти 100 живописных произведений Николая Хлудова, первого профессионального живописца города Верного (Алматы), показываются в алматинском Центральном государственном музее РК на выставке «Степная палитра». Экспозиция из фондов музея посвящена 175-летию со дня рождения художника.
Н. Хлудов «Автопортрет» 1913 г, х, м.
Десятки ярких полотен воспроизводят традиционный образ жизни и быта казахов и других народов, населяющих регион Жетысу, в их этнических характерных чертах. Здесь можно увидеть как известные работы, так и редкие раритеты. Большинство акварелей показывается впервые. Отдельным блоком представлены документы, фотографии и личные вещи художника.
Николай Хлудов занимает особое положение в изобразительном искусстве Казахстана. Он родился в 1850 г. в Брянске, образование получил в Одесской рисовальной школе и частных мастерских Санкт-Петербурга. Приехал в Верный в 1877 году. Прожив здесь до конца жизни, десятилетиями не имел конкурентов на художественном поприще. На протяжении многих лет Николай Хлудов оставался художником-любителем. Официально работал чертежником, затем межевиком Семиреченского областного управления, заведовал лазаретом в Пржевальске.
Воссозданный уголок мастерской Николая Хлудова
Его незаурядные художественные таланты были замечены. Хлудову заказывали портреты чиновники и священнослужители. На выставке представлен акварельный портрет Григория Иванова, третьего военного губернатора Семиреченской области и наказного атамана Семиреченских казачьих войск. Акварель создана в 1892 г. в традициях европейского официального портрета. Хлудов был оформителем театральных постановок и иконописцем. В экспозиции выставки – выполненный маслом на металле портрет-икона Иоанна Кронштадтского с одобрением церковного заказчика. Хлудовым написаны иконы для алтарной части верненского Вознесенского кафедрального собора.
Хлудов с женой Софьей Андреевной и дочерьми, Клеопатрой и Апполинарией. Год неизвестен
Документальная точность в рисунке привлекла к Хлудову внимание выдающихся ученых – исследователей Центральной Азии. Благодаря участию художника в экспедициях геолога И. Игнатьева и ботаника А. Краснова мы можем видеть акварели с видами пика Хан-Тенгри. Излюбленными пейзажными темами Хлудова были горные окрестности Верного. Много работ связано с Малоалматинским ущельем и озером Иссык.
Н. Хлудов «Похищение невесты» 1910 г, х, м.
Одна из самых известных жанровых работ Хлудова – «Прачка у озера Иссык» 1910 года. Много пейзажных работ посвящено Иссык-Кулю. Диссонансом к солнечным пейзажам и картинам, проникнутым гармонией бытия простых степняков-тружеников, смотрится холст 1933 года «Разгром аула». Вероятно, это государственный заказ, призванный визуализировать тему национально-освободительной борьбы казахского народа. Еще одна картина на эту тему «Восстание 1916 г.» изображена на фото 1931 г.
Среди выставленных документов Акт постановления оценочно-экспертной комиссии (председатель, предположительно Ильяс Кабулов), датируемый 31.08.1931 о приобретении «серии картин в количестве 50 и 4 акварелей художника Хлудова Н.Г. Ц. музеем»: «Комиссия отмечает, что серия картин художника Хлудова отображает уходящий быт киргиз-казакского народа и природу Казакстана, особенно Джетысу, и является продуктом пока что единственного и многолетнего труда, посвященного отображению края в живописи. ‹…› Оценочно-экспертная комиссия считает желательным, чтобы ветеран-краевед художник Хлудов, проработавший в Казакстане 51 год, был удостоен звания героя труда».
Н. Хлудов «Прачка у озера Иссык» 1910 г, х, м.
Почетного звания «Герой труда» Николай Гаврилович не получил, но вошел в историю как основоположник современного изобразительного искусства Казахстана. В 1920-е годы он занимается педагогической деятельностью.
Его учениками были юные Семен Чуйков, Абылхан Кастеев, Алексей Бортников. Николай Хлудов организовывал I художественную выставку Советского Семиречья (1925), принял участие в московских выставках «Искусство народов СССР» (1927), «Искусство Казахской АССР» (1934).
Н. Хлудов , фото 1934 г
О жизни художника, его взглядах, отношении к советскому строю известно немного. Тем ценней живые, местами ироничные наблюдения писателя Юрия Домбровского, видевшего Хлудова в последние годы жизни. Свое отношение к уникальному художнику он выразил в романе «Хранитель древностей»:
«Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают огромные литографии на стене, чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. ‹…› Только, пожалуй, гениальный таможенник Руссо не боялся рисовать такими ясными, я бы сказал, лобовыми красками, как он. Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью».