Ставки следует держать или повышать: на этом настаивают казахстанские экспортеры зерна

4026
Фото: @Валерий Бугаев

Казахстан проиграл России зерновую битву. Об этом на встрече с аграриями Костанайской области, которая проходила на площадке Палаты предпринимателей в рамках регионального совета, заявил мажилисмен Айдарбек Ходжаназаров. Он рассказал, что на данное время Казахстан прорабатывает схему выравнивания транзитных тарифов для российской пшеницы на Узбекистан и Таджикистан. Эта мера автоматически закроет традиционные рынки для казахстанских зерновиков. Депутат предложил дать производителям зерна особый статус по обслуживанию железной дороги.

Как заявили участники встречи, благодаря запрету на импорт российского зерна между Россией и Казахстаном установился баланс цены. Он пока держится. На данное время цены на пшеницу одинаковые.

«Казахстан ввел запрет на импорт, и эта мера сработала, но как быть в дальнейшем?» Задались вопросом аграрии

Айдарбек Ходжаназаров ответил, что вопрос с Россией – это один из самых главных на сегодня в сельхозотрасли.

«Как я ранее уже говорил, и меня за это критиковали, но я считаю, что зерновую битву с Россией мы проиграли. 15 лет назад мы отправляли пшеницу в Москву на мельницы. За эти годы мы пришли к тому, что они нас обошли» Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен

По его мнению, от пшеницы Казахстан не уйдет. Она в любом случае будет находиться в севообороте, как бы ни «кричали» о диверсификации. Нужно пойти другим путем.

«Я предложил членам правительства другой вариант. Они сейчас что делают? Они сейчас выравнивают транзитные тарифы для российской пшеницы на Узбекистан и Таджикистан. Соответственно, грубо говоря, автоматически закрывают тем самым нам наши же рынки. У нас закрыты и северные рынки. Я предложил дать особый статус сельхозтоваропроизводителям по обслуживанию железной дороги. Не трейдерам, а сельхозтоваропроизводителям. Пусть будет у всех одинаковый тариф, но именно у сельхозтоваропроизводителя будет особый тариф со скидкой 30-40%. Тем самым мы сможем обойти этот механизм и конкурировать» Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен

На данное время, чтобы казахстанские зерновики не потеряли свои традиционные рынки, этот механизм прорабатывается.

«Суть в том, что тарифы будут подниматься, и транзитные тоже. Но мы скомпенсируем их за счет нашей скидки. С одной стороны, это хорошо, что мы будем обходить трейдеров или с ними договариваться и будем сами в состоянии отгружать. С другой стороны, хорошо, что мы сможем подвинуть россиян по нашим традиционным рынкам» Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен

Однако, сообщил он, это опять временное решение, и насколько это поможет в глобальном плане, пока непонятно. Почему? Если будет такой же урожай, как в этом году, Казахстан опять «нырнет».

«Мы сами стремимся к высокому урожаю, но что с ним делать? Я считал, и оказалось, что больше всего прибыли было в засушливые годы. Следующий год будет засушливым, но цена не скомпенсируется. Нужно 2-3 года ее потерпеть, и на 4-й год цена подрастет. Вспомните 2014 год. Цена подхватилась только к 2018 году» Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен

По этой причине сейчас правительство прорабатывает вопрос глубокой переработки, чтобы пшеница как-то выбиралась на внутренний рынок. Плюс ко всему прорабатывается вопрос контрактов по твердой пшенице.

«Я связал Продкорпорацию с итальянцами, которые готовы брать твердую пшеницу с низким «стеклом», с проростом. Может, у нас есть смысл частично перейти на твердую пшеницу, раз есть рынок сбыта? Потому что сейчас проблема даже не в цене – у нас рынков сбыта нет. По ячменю хотя бы понятны рынки. По пшенице рынки не понятны. Это большой вопрос, однозначного ответа на который у нас нет» Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен

Принимать решение следует совместно.

«Все мы понимаем, что ограничения – это как лейкопластырь, наклеили, он отвалился через полгода, а дальше что?» Задался вопросом депутат

Между тем на днях Россия заявила, что намерена договориться с Казахстаном о снижении транзитных тарифов на зерно. Министерство сельского хозяйства РФ планирует достигнуть договоренностей уже в этом году.

«У нас есть Казахстан и южные рынки, которые доступны железнодорожным транспортом. Однако из-за высоких транзитных тарифов объемы перевозок остаются низкими. Мы стремимся добиться равенства тарифов с резидентами Казахстана, чтобы получить конкурентные преимущества. Надеемся, что в этом году удастся решить этот вопрос» Приводят слова министра Оксаны Лут российские информагентства

О. Лут добавила, что Казахстан заинтересован в сотрудничестве с российскими зерновыми трейдерами, так как через российские порты они могут поставлять продукцию на международные рынки. По ее словам, это соответствует стратегическим планам Казахстана, который планирует увеличить экспорт зерна в 2 раза к 2028 году.

Кроме того, министр отметила, что Казахстан в текущем сезоне собрал рекордный урожай пшеницы. Это привело к снижению цен на внутреннем рынке страны.

«После отмены запрета на импорт с 1 января российское зерно туда не пошло, так как цены внутри Казахстана остаются очень низкими» Оксана Лут

Вопрос снижения транзитных тарифов остается ключевым для укрепления торговых связей между Россией и Казахстаном, а также для увеличения объемов поставок российского зерна на южные рынки через железнодорожные маршруты.

При этом, казахстанские экспортеры уверены, что если договоренность осуществят, Россия вытеснит их с рынков. Ставки следует держать.

«В первую очередь надо понимать, что себестоимость российской пшеницы в разы дешевле казахстанской. Следующая проблема в том, что Казахстан не может решить проблемы логистики. А это означает, что у России конкурентное преимущество. Если эта транзитная ставка снизится, то российская продукция будет проходить как в Среднюю Азию, так и в Китай. Мы рискуем потерять вообще рынки сбыта. А транзит в любом случае будет выгоднее для КТЖ» Председатель правления «Национальная Ассоциация экспортеров «KazGrain» Зейнолла Абдуманапов

При этом, в Ассоциации экспортеров выступают за то, чтобы эти ставки повысили.

«Понятно, что их повысить не смогут. Потому что последует ответная мера, как, например, было по карантинным ограничениям. Но, по крайней мере, надо будет держать эту ставку. Если Казахстан пойдет на уступки и снизит экспортные транзитные тарифы, тогда есть большой риск и вероятность того, что Казахстан в целом может потерять рынки сбыта. Мы знаем, что Россия ежегодно собирает рекордные урожаи, особенно на приграничных с Казахстаном территориях. Например, Сибирь, им через всю Россию на Европу возить не выгодно. Они рассмотрят вариант транзита через Казахстан на Среднюю Азию и Китай. Казахстан сделает себе огромного конкурента на своих традиционных рынках сбыта» Зейнолла Абдуманапов

Между тем, как сообщил официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, унификация тарифов в 2025 году предусмотрена соглашениями ЕАЭС. Она предполагает, что транзитный тариф снизится в обе стороны.

«В результате принятой меры усилится конкуренция со стороны российского зерна и муки на рынках стран Центральной Азии и Афганистана. С другой стороны, транзит казахстанского зерна через территорию РФ в направлении Азербайджана и стран Балтии станет дешевле. Но при этом возникает вопрос, сможем ли мы разместить выпадающие объемы на этих рынках?» Задался вопросом Евгений Карабанов

В Ассоциации экспортеров заявили, что данная отрасль в целом не имеет «хозяина», который бы заботился о чаяниях и проблемах. Самые основные – это недобросовестность элеваторов, логистика и статистика.

«В первую очередь, недобросовестные элеваторы пользуются преимущественным положением. А этого не должно быть. В этой части нужно навести порядок, и очень серьезный, несмотря на то, что это – частный бизнес. Но он же должен работать во благо. Вторая проблема – логистика. Когда цепочка поставки товаров хромает, мы теряем маржу. Этот вопрос я поднимаю с 2019-2020 годов. За все эти годы ни один вопрос не решался. Когда вопрос поднимаешь с КТЖ, у них включается защитная реакция, они оправдываются, говоря о том, что у них все хорошо, ничем таким не занимаются, планы дают, отгрузки максимальные, проблем с Китаем нет. У нас нет кооперации, сотрудничества нет» Зейнолла Абдуманапов

Между тем у Казахстана есть потенциал экспорта. В стране свыше 15 млн тонн пшеницы, зерновых – более 18 млн тонн. При этом, основной пик сезона уже прошел, но отгружено не так много.

В-третьих, хромает статистика.

«Мы ездили по регионам, и там везде на элеваторах нет предложения. Малое количество есть, но не в таком объеме, как заявляют. А мы везде кричим, что у нас высокий урожай. Мы сейчас сомневаемся в той статистике, которую дают. Мы пока ссылаемся на официальные источники, но я отношусь к ним очень скептически» Зейнолла Абдуманапов

СПРАВКА

  • На 1 января 2025 года в закромах Казахстана осталось 19,2 млн тонн зерновых и бобовых культур. Такие цифры приводит официальная статистика. Месяц назад этот объем составлял 21,2 млн тонн. Согласно данным, общий объем пшеницы составляет 15,7 млн тонн. Из него продовольственной – 13,5 млн тонн, семенной – 1,1 млн тонн, фуражной – 1 млн тонн. Самый большой объем зерна хранится на складах трех основных зерносеющих регионов – Северо-Казахстанской (5,3 млн тонн), Акмолинской (5,2 млн тонн), Костанайской (4,3 млн тонн).
  • Официальная статистика представила свежие данные и по экспорту-импорту сельхозкультур. Согласно цифрам, в январе-ноябре 2024 года Казахстан закупил 1,6 млн тонн пшеницы и меслина. При этом, на экспорт было отправлено 4,9 млн тонн. Экспортный объем ячменя за данный период составил 1,3 млн тонн. Объем импорта – порядка 203 тыс. тонн.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -