Нур-Султан

+3

Алматы

+9

SSE 3559.96

FTSE 100 7234.04

Dow Jones 35294.77

KASE 3 646,15

Brent 85.81

WTI 83.53

Золото 24 600.87

PTC 1 891.56

USD 425.78

RUB 5.98

EUR 494.08

CNY 66.23

Антиинфляционное регулирование: Правительство предлагает меры по снижению цен на продукты, бензин и жилье

7 сентября, 14:4320022

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен Комплекс мер антиинфляционного реагирования. С докладами выступили министр национальной экономики Асет Иргалиев, председатель Национального банка Ерболат Досаев, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин, первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, вице-министр торговли и интеграции Ержан Казанбаев, передает Деловой Казахстан.

CP

По словам министра национальной экономики А. Иргалиева, глобальная пандемия стала беспрецедентным макроэкономическим шоком, оказывающим давление на инфляционные процессы во всем мире.

Под влиянием таких трендов, как разрыв в логистических цепочках, структурные изменения в спросе, экспансионные монетарные и фискальные программы поддержки экономики и т.д. сегодня рост инфляции наблюдается во всем мире. В результате международные финансовые организации прогнозируют в 2021 году ускорение инфляции во всем мире до 3,9%.

«В Казахстане в августе текущего года ежемесячный рост инфляции составил 0,5%. Под влиянием сезонных факторов и эффекта отложенного спроса возрос вклад роста цен на платные услуги и непродовольственные товары. В этой связи рост цен по платным услугам составил 0,8%, по непродовольственным товарам – 0,6%, по продовольственным товарам – на 0,1%», — сообщил А. Иргалиев.

В годовом исчислении инфляция в Казахстане по итогам 8 месяцев составила 8,7% и, согласно исторически сложившейся структуре, более 50% от нее приходится на рост цен на продовольственные товары.

В целях сдерживания роста цен в стране разработан проект Комплекса мер антиинфляционного реагирования на 2021 – 2024 годы. Проект Комплекса мер состоит из 70 мероприятий по 2-м направлениям — оперативные и среднесрочные меры.

Эти меры предусматривают сдерживание роста цен, а также системные меры, направленные на поддержание темпов инфляции в утвержденном целевом коридоре.

Первое направление — будут реализованы оперативные меры на 2021 год.

 

В рамках расширения товарного предложения планируется реализовать 16 мероприятий

В том числе, организация закупок видов социально-значимых продовольственных товаров и определение потребности производителей, в рамках форвардных договоров и «оборотной схемы».

 

По аналитическим и организационным мерам запланировано 7 мероприятий

Это перечень мероприятий, предусматривающий скрининг, цифровизацию торговых процессов, мониторинг и анализ недозагруженных и простаивающих мощностей пищевой промышленности. В том числе, предусмотрено институциональное усиление контроля по координации цен за социально-значимые продовольственные товары.

 

По регуляторным мерам будет реализовано 10 мероприятий

В том числе, при необходимости будут введены ограничения на вывоз сырья и материалов, по которым наблюдается дефицит либо рост цен на внутреннем рынке. Также введение запрета на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом сроком на 6 месяцев и утверждение комплексных тарифов на медицинские услуги.

 

По антимонопольным мерам предусмотрена реализация 9 мероприятий

Будут осуществляться мероприятия, направленные на контроль обоснованности торговых надбавок, выявление признаков ценового сговора и ограничение доступа к торгам.

В рамках второго направления запланировано 28 мероприятий по среднесрочным мерам до 2024 года. Данные мероприятия включают в себя меры по обеспечению загруженности стабилизационных фондов, реализации импортозамещающих проектов, также переход от административного регулирования цен и проведение дезинфляционной денежно-кредитной политики.

В целях эффективной реализации мер антиинфляционного реагирования и мониторинга их исполнения предлагается создать при Министерстве торговли и интеграции постоянно действующий операционный штаб, в состав которого войдут заместители первых руководителей центральных и местных исполнительных органов.

Председатель Национального банка РК Е. Досаев отметил, что в целях исполнения поручения Главы государства по возвращению инфляции в целевой коридор 4-6% в 2022 году Национальный банк поддерживает принятие мер, направленных, в первую очередь, на стабилизацию немонетарных факторов в рамках Комплекса мер антиинфляционного реагирования.

«По итогам 8 месяцев т.г. основной вклад в ускорение инфляции внес рост цен на продовольствие, который достиг уровня 11,4%. Для его снижения до 8% к концу т.г. в соответствии с Комплексом мер Правительством и акимами будут приняты оперативные меры по устранению сезонных шоков и дисбалансов на отдельных рынках, не исключая эффективные временные меры регуляторного характера и антимонопольного воздействия», — сказал Е. Досаев.

Для достижения среднесрочных целей по стабилизации инфляции, поставленных Главой государства, Правительством будут реализованы инициативы по полноценному насыщению внутреннего рынка со строгим соблюдением баланса производства, экспорта и импорта товаров, повышению производительности АПК и развитию эффективной товаропроводящей системы. Это позволит снизить продовольственную инфляцию до 6% в 2022 году и 5% в 2023-2024 годах.

По непродовольственным товарам основным потенциалом сдерживания роста цен обладает рынок ГСМ, который помимо прямого эффекта имеет существенный косвенный эффект на другие товары и услуги.

«По согласованию с Правительством РК, мы ожидаем снижения непродовольственной инфляции до 5% в 2022 году и 4% в 2023-2024 годах», — проинформировал он.

По словам главы Нацбанка, для регулируемых услуг особо важно внедрение предсказуемой и сбалансированной тарифной политики на среднесрочной основе.

«Считаем целесообразным, начиная с 2023 года, начать переход от административного регулирования цен на адресную поддержку социально уязвимых слоев населения. Это позволит стабилизировать сервисную инфляцию на уровне 4% в 2022-2024 годах. Эффективность предлагаемых мер во многом будет зависеть от слаженности и координации работы в регионах», — сказал Е. Досаев.

В ряде областей наблюдается стабильно высокий рост цен с начала т.г. Так, в августе т.г. в 5 регионах инфляция сложилась выше 9%. В этой связи Национальным банком предложено принять специальные планы стабилизации инфляции для данных областей и провести точечную работу с регионами.

В дополнение к Комплексу мер в среднесрочной перспективе устойчивому снижению инфляции будет также способствовать эффективная реализация Соглашения между Правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021-2023 годы.

По словам Е. Досаева, основными направлениями совместной работы являются дальнейшее снижение ненефтяного дефицита бюджета, увеличение объема несырьевого экспорта товаров и услуг, а также снижение доли импорта в потреблении продовольственных товаров.

В рамках своих полномочий для сокращения избыточной ликвидности в соответствии со Стратегией денежно-кредитной политики до 2030 года Национальный банк намерен пошагово полностью выйти из государственных программ поддержки экономики до 2025 года.

«Национальный банк продолжит проведение дезинфляционной денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен. В случае эффективной реализации предложенных со стороны Правительства мер по снижению немонетарных факторов инфляции, Национальный банк подтверждает свою готовность для принятия решений по смягчению денежно-кредитных условий с учетом достижения стабильности цен», — подчеркнул Е. Досаев.  

С начала года цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 9,9% — Е. Казанбаев

«При этом за счет насыщения внутреннего рынка отечественными продуктами, за последние две недели цены снизились на 0,5%. В частности, с момента пикового роста цены на картофель снизились на 34% или на 71 тг, морковь – на 41% или на 122 тг», — сказал вице-министр торговли и интеграции РК Ержан Казанбаев.

Также, по его словам, за неделю капуста и лук подешевели на 0,4% и 0,1% соответственно.

Наибольший рост цен зафиксирован в Туркестанской области на 11,6%, Кызылординской – на 11,3% и Костанайской области на 11,3%. Наименьший рост цен установился в г. Алматы на 9,5%, Алматинской области – на 9,6% и Карагандинской области – на 9,7%.

В целях исполнения поручения Главы государства, данного на расширенном заседании Правительства РК от 10 июля т.г., в Комплекс мер антиинфляционного реагирования включены  оперативные и системные меры по сдерживанию роста цен на социально значимые товары.

Кроме того, в целях реализации послания Президента РК от 1 сентября т.г., предлагается определить Министерство торговли и интеграции в качестве основного ответственного госоргана, который будет осуществлять единую координацию в вопросах сдерживания роста цен на социально значимые товары. Также министерством разработан проект регламента взаимодействия между отраслевыми государственными органами и организациями госорганов по вопросам стабилизации цен на продукты питания, который требует утверждения на ближайшем заседании Правительства РК.

В целях проведения более качественной и эффективной системы мониторинга и прогнозирования потоков и цен на продовольственные товары предложены следующие институциональные усиления:

  • контроль за соблюдением размеров предельных цен и торговых надбавок;
  • сбор и обработка данных с применением машинных технологий;
  • формирование прогнозов по товарам;
  • рекомендаций по эффективному распределению средств стабфондов и «оборотной схемы».

«К настоящему времени уже создана аналитическая платформа по торговле, которая готова к запуску в пилотном режиме. Платформа позволит в онлайн-режиме осуществлять мониторинг цен на продукты питания и формировать прогнозные цены. А с помощью интеграции с действующими базами заинтересованных госорганов, платформа позволит выстраивать математические модели, позволяющие увидеть причины роста цен и пути их стабилизации», — проинформировал Е. Казанбаев.

Вместе с тем, проводить комплексный анализ состояния торговой отрасли, выявлять тенденции ценообразования на товары по всей цепочке до конечного потребителя. Эта работа будет проводиться в рамках Цифрового офиса Правительства.

К платформе также будут подключены ситуационные центры акиматов, что позволит в оперативном режиме мониторить ситуацию по ценам в каждом регионе.

Ключевой задачей государственной политики в сфере торговли является налаживание торгово-сбытовой цепочки от производителя до потребителя путем выстраивания комплексной торгово-логистической инфраструктуры.

В рамках первого этапа создания Национальной товаропроводящей системы заключен договор ГЧП, который зарегистрирован в Комитете казначейства. Сейчас ведется составление проектно-сметной документации. Модернизация и передача 2-х оптово-распределительных центров планируется до января 2022 года. Строительство остальных ОРЦ планируется начать в январе и закончить до августа 2022 года.

На втором этапе планируется строительство 17 ОРЦ. Совместно с частным партнером проведен маркетинговый анализ, определено 70% земельных участков и начаты процедуры по их выделению. Заключение договора ГЧП по второму этапу планируется в апреле 2022 года, а ввод в эксплуатацию – в августе 2024 года.

 

Для стабилизации цен на продукты будет пересмотрен принцип работы стабфондов — А. Сапаров

По информации первого вице-министра сельского хозяйства Айдарбека Сапарова, в проекте Комплекса мер антиинфляционного реагирования за МСХ РК закреплено исполнение 11 оперативных и 8 среднесрочных мероприятий.

В частности, принятие мер по увеличению посевных площадей под приоритетные культуры для производства СЗПТ, мощностей хранения овощей.

Для развития сырьевой базы будет разработана Дорожная карта по развитию кормопроизводства, предусматривающая формирование постоянно действующего фуражного фонда зерна на базе АО «НК «Продкорпорация», а также введение временных количественных ограничений или запрета на вывоз грубых и зернофуражных кормов.

«Для стабилизации цен, в первую очередь, необходимо пересмотреть принцип работы стабфондов, чтобы на основе прогноза покупать именно те виды товаров, по которым будет ожидаться наибольший рост цен. В период межсезонья (с января по май) предлагается сформировать в стабфондах пятимесячный запас картофеля, моркови, капусты и лука в объеме 30% от потребности городского населения и гречневой крупы, подсолнечного масла от потребности всего населения», — отметил А. Сапаров.

По расчетным данным, объемы закупа картофеля и овощей по республике составят 229 тыс. тонн, а также гречневой крупы – 17,6 тыс. тонн и подсолнечного масла – 28,5 тыс. тонн.

Для получения готовой продукции Продкорпорация сформирует дополнительные объемы подсолнечника и гречихи в размере 10% от планируемых запасов стабфондов, а также порядка 4 тыс. тонн сахара.

«При этом в рамках форвардного закупа Продкорпорацией уже законтрактовано 9 150 тонн подсолнечника и 691 тонна гречихи. Остальной объем гречихи, подсолнечника, сахара будет закуплен на рынке по прямому закупу», — сказал первый вице-министр сельского хозяйства.

 

Ценовая ситуация на рынке реализации бензина марки АИ-92 отмечается стабильностью — С. Жумангарин

О проводимой работе по снижению и стабилизации цен доложил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин.

«По признакам антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим или монопольным положением вынесено 60 уведомлений о снижении цен. Из них добровольно исполнены 50 путем снижения цен на продовольственные товары от 5 до 10%. Назначено 8 расследований», — сказал он.

Также, по его словам, еженедельная динамика роста цен на СЗПТ снизилась с 0,6% до минус 0,2%.

В рамках исполнения поручения Главы государства по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров с упором на оптовые рынки проводится работа по 13 товарным позициям.

В рамках анализа рынка ритейла начата комплексная проверка обоснованности торговых надбавок. Выявлены 25 фактов превышения торговыми сетями 15% торговых надбавок на СЗПТ, в связи с чем направлены материалы местным исполнительным органам для привлечения к ответственности.

По признакам ценовых сговоров и злоупотребления доминирующим положением уже приняты меры реагирования в отношении 10 торговых сетей. Работа в отношении торговых сетей продолжается.

Крупнейшая республиканская сеть супермаркетов «Магнум» (ТОО «Magnum Cash@Carry») приняло на себя обязательство снизить торговую надбавку на социально значимые продовольственные товары с 15 до 10%.

«Ежемесячно АЗРК РК встречается с представителями ассоциаций и крупнейших производителей продовольственных товаров. На последней встрече достигнута договоренность об отсутствии причин для роста цен до конца текущего года, за исключением куриных яиц, цены на которые после межсезонья вернутся на уровень начала года», — доложил С. Жумангарин.

Что касается цен на бензин, то сегодня ценовая ситуация на рынке реализации бензина марки АИ-92 отмечается стабильностью. Отпускная цена у крупных сетей не превышает 175 тг/л.

Вынесено 14 уведомлений региональным розничным реализаторам бензина и 3-м крупным сетям. Все уведомления исполнены. В целом снижение цен на бензин в республике составило в среднем 3%.

В настоящее время отпускная цена дизельного топлива у крупных сетей не превышает 200 тг/л.

Агентством вынесено 19 уведомлений региональным розничным реализаторам дизельного топлива и 4 крупным сетям: ТОО «Газпромнефть-Казахстан», ТОО «Petro retail», ТОО «Синоил» и ТОО «Гелиос». Все уведомления исполнены.

Между тем, необходимо отметить, что с 1 июля т.г. повысился акциз на дизельное топливо с 540 до 9 300 тг/т, что повлияло на цену в среднем до 8-ми тенге за литр.

Также председатель Агентства по защите и развитию конкуренции доложил о ситуации на рынке строительства жилья. Так, на текущий момент наблюдается снижение темпа роста цен на первичное жилье с 3% до 0,4%, а также на вторичное жилье – с 5% до 1,1%.

В рамках исполнения уведомлений группа компаний «РАМС-Казахстан» снизила цены на ряд жилых комплексов в Алматы на 15% или до 90 000 тг/кв. м, компанией «BAZIS-A» снижены цены на жилые комплексы в г. Алматы до 20 000 тг/кв. м, «BI Group» снижены цены на первичное жилье в 51 жилом комплексе города Нур-Султана в среднем на 8%, в Алматы – на 11%, в Шымкенте – на 3%, в Атырау – на 4%. Другие застройщики также исполнили уведомления и снизили цены в среднем на 15-20%. Снижение цен в среднем составляет 9%, диапазон снижения – от 10 000 до 125 000 тг/кв. м.

Также заключены 7 актов антимонопольного комплаенса.

Говоря о ситуации на рынке строительных материалов, Серик Жумангарин отметил, что рост цен на отечественные строительные материалы с начала года составил 25%. При этом наблюдается тенденция к изменению темпа роста цен на стройматериалы.

Основной рост цен на строительные материалы обусловлен ценовой ситуацией на внешних рынках. Данные изменения отразились на стоимости арматуры, кабеля, профлиста, стекла и т.д.

В основе роста цен имеются объективные факторы, такие как повышение тарифов на электрическую энергию в среднем на 12%, ГСМ на – 15%, энергетический уголь на – 10%, железнодорожные перевозки на – 18%, которые напрямую повлияли на рост цен строительных материалов отечественного производства. Доля данных затрат в себестоимости строительных материалов составляет от 15 до 30%.

В целях рассмотрения обоснованности повышения цен и установления признаков сговора проводятся анализы состояния конкуренции на рынках строительных материалов по 25 видам строительных материалов – это кирпич, бетон арматура, цемент и проч. Направлено 75 уведомлений об устранении признаков нарушения и необходимости снижения цен.

42 компании исполнили уведомления, в том числе со снижением цены – 35 компаний на арматуру – 25%, цемент – 10%, бетон – 10%, полиэтиленовые трубы – 6%, кабель от 5 до 14%, кирпич – 3%. Проводится 10 расследований.

Мерами антимонопольного контроля удалось снизить ежемесячный тренд роста цен по республике с 4,2% в июне до 1,7% в июле т.г. Заключены 10 антимонопольных комплаенсов с производителями и поставщиками цемента, кирпича, щебня, бетона и железобетонных изделий.

«Кроме рынков СЗПТ, ГСМ и стройматериалов, это будут рынки услуг в сфере железнодорожного и общественного транспорта, образования, сотовой связи, интернет услуг, лекарственных средств, медицинских изделий, лабораторных услуг, ЖКХ – домофоны, лифты, управляющие компании, биллинговые услуги. То есть таким образом агентство объявляет о начале нового комплекса проверочных мероприятий по всем социально значимым товарными рынкам. Будут приняты также меры по снижению цен на услуги платежных организаций, особенно при перечислении средств за коммунальные услуги, услуги государственных монополий, государственных и частных операторов», — проинформировал С. Жумангарин.

В связи с многочисленными жалобами будут проверены все важные действующие торговые площадки, включая товарные биржи при реализации нефтепродуктов, сжиженного газа, электрической энергии на предмет ценовых сговоров и ограничения доступа к торгам.

Таким образом, предстоит масштабная работа по комплексному снижению цен на всех значимых для населения товарных рынках.

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+