Нурсултан Серикбай: «Нацпроекты выстроены вокруг нужд и потребностей граждан»

6278

В октябре 2021 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев утвердил 10 национальных проектов, которые представляют собой комплексную программу по улучшению качества жизни граждан. Уже с 1 января государство наряду с ответственными ведомственными органами приступит к их реализации.

Как будут реализовываться нацпроекты, как будет осуществляться контроль над средствами и в чем отличие нацпроектов от госпрограмм – ответы на эти и другие актуальные вопросы аналитикам FinReview.info предоставил директор Департамента стратегического планирования Агентства по стратегическому планированию и реформам Нурсултан Серикбай.

 

Нацпроекты – «перезагрузка» госуправления

Начнем с главного – что такое нацпроекты, и почему важен переход от госпрограмм к нацпроектам?

Новая Система госпланирования принята в Казахстане в феврале 2021 года. Она позволила создать институциональную основу для внедрения реформ, инициированных Главой государства. На первом уровне Системы находится Стратегия «Казахстан–2050» – «путеводная звезда» государства с конкретной целью по вхождению в ТОП-30 развитых стран мира. Несмотря на то, что Стратегия была представлена еще в 2012 году Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, многие направления актуальны и на сегодняшний день.

Что отсутствовало в системе госпланирования – это среднесрочные приоритеты, которые определяют как наша страна будет развиваться в ближайшие годы. Эти приоритеты, а именно десять Общенациональных приоритетов по трем ключевым направлениям были представлены в феврале текущего года. В их основу заложены Национальный план развития Казахстана до 2025 года и Стратегия национальной безопасности.

На втором уровне системы госпланирования находятся концепции развития и нацпроекты. Нацпроекты являются веянием времени и представляют собой стратегические документы, основная цель которых — улучшение жизни и благосостояния граждан Казахстана.

Они консолидируют ключевые показатели Стратегии Казахстан-2050, Общенациональных приоритетов и Национального плана развития, учитывают мероприятия предвыборной программы партии Nur Otan и иные важнейшие поручения руководства страны. Каждый нацпроект нацелен на качественное решение имеющих вопросов, а также на дальнейшее развитие ключевых отраслей в соответствии с «общегосударственным» подходом. То есть впервые мы постарались сменить вектор госорганов от исполнения своих функциональных обязанностей в формат совместной работы с другими госорганами, с целью реализации общих государственных задач.

Удалось ли эффективно трансформировать госпрограммы в нацпроекты и избежать дублирования госзадач?

В первую очередь, я бы хотел отметить, что госпрограммы в положительном контексте займут свое место в истории страны. Ряд программ, таких как Нурлы Жол, Нурлы Жер, программы индустриализации позволили Казахстану сделать качественный экономический рывок — созданы сотни тысяч рабочих мест, улучшены жилищные условия, обеспечена транспортная связанность.

Конечно, были определенные сложности, например, в части финансирования, громоздкости программ, отсутствия персональной ответственности, чрезмерно большого числа показателей эффективности.

Поэтому при разработке нацпроектов одним из критериев стала их краткость. Всего определено около 230 показателей и 9 страновых мегаиндикаторов. Например, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет, снижение разрывов между регионами, обеспечение 100% охвата населения базовыми услугами, создание более 1 млн рабочих мест.

Следующее отличие нацпроектов от госпрограмм — четкая персональная ответственность. Прямая ответственность в каждом нацпроекте закреплена за соответствующим министром. При этом для реализации некоторых задач предусматривается участие других ведомств, ответственность которых также прописана. Курирует весь процесс заместитель Премьер-Министра. То есть с принятием нацпроектов четко определены показатели и ответственность госорганов.

Третье отличие — обеспеченность финансированием. Госпрограммы столкнулись с недофинансированием. Нам же удалось избежать этого. Затраты из госбюджета на реализацию нацпроектов предусмотрены в трехлетнем бюджете страны. Внебюджетные средства также просчитаны — они будут привлечены в рамках инвестиционных проектов, по которым госорганами уже ведется соответствующая работа.

Четвертый отличительный признак — AGILE структура. Пандемия и ее последствия показали необходимость принимать решения в максимально быстрые сроки, качественно реагировать и проактивно предусматривать возможные изменения. Нацпроекты по своей структуре позволят максимально оперативно адаптировать необходимые изменения.

 

Нацпроекты фокусируют госаппарат на результаты

Как изменятся механизмы реализации нацпроектов от существовавших до этого механизмов исполнения государственных задач?

С принятием нацпроектов госорганы методологически, а в некоторых случаях даже психологически отойдут от громоздких систем программно-целевого планирования. Нацпроекты максимально фокусируют госаппарат на результатах странового масштаба с оценкой влияния на качество жизни граждан.

Был сформирован Офис цифрового Правительства, куда входят Национальный проектный офис и Национальный аналитический центр мониторинга реформ. Эти центры будут поддерживать методологический переход на основе подходов проектного управления и управления результатами.

Почему казахстанские нацпроекты схожи с зарубежными?

Все нацпроекты — это те главные общественные блага, которые наш госаппарат должен производить и эффективно распределять в обществе. Такие же задачи стоят перед каждым государством в мире, ничего нового здесь нет. Например, проекты «Зеленый Казахстан», «Безопасная страна» — это прямой ответ государства на системные запросы со стороны общества. Не сиюминутные, а четко оформленные и в рамках баланса общественных интересов.

Аналогично и относительно системы здравоохранения — в период пандемии стало понятно, что корректировки требует не только медицина, но и само отношение казахстанцев к своему здоровью. Не можем мы забывать и про образование, которое является ключевым вопросом процветания нации. В стране огромное число детей, которые уже идут в школы и им нужно хорошее школьное образование, без которого любые программы по развитию общества или экономики осуществить будет намного сложнее.

Если говорить обобщенно, то все инициативы государства были консолидированы и структурированы в нацпроектах.

Кто занимался разработкой нацпроектов? Участвовали ли общественники в обсуждении основных направлений?

Перед принятием нацпроектов была проведена масштабная работа по реорганизации и усовершенствованию системы стратегического и госпланирования. Разработкой нацпроектов занимались сами ответственные госорганы. Изначально каждый из них хотел иметь свой нацпроект и спокойно реализовывать его без оглядки на других. Поэтому было предложено около 25 нацпроектов. Однако приоритетов, так же, как и приоритетных проектов не может быть много. В этой связи в ходе разработки их количество сначала уменьшилось до 18, а потом и до 10.

В разработке нацпроектов активно были задействованы казахстанские и международные эксперты, институты развития. Каждый нацпроект рассматривался в рамках Высшего совета по реформам при Президенте и в рамках 6 консультативных комитетов Высшего совета, куда входят помимо представителей госорганов, эксперты и общественность. Также к рассмотрению проектов активно привлекались депутаты Парламента.

То есть был применен комплексный подход к их разработке и были привлечены все заинтересованные госорганы, независимые организации, эксперты.

Как будет осуществляться контроль над нацпроектами? Кто будет ответственен за реализацию?

Мониторинг нацпроектов будет осуществляться на постоянной основе. Полученные результаты будут обсуждаться регулярно — раз в неделю на уровне министров/вице-министров, раз в две недели на уровне заместителей Премьер-Министра и раз в месяц на уровне Премьер-Министра.

Высший совет по реформам на ежеквартальной основе будет рассматривать ход реализации проектов. При этом АСПИР будет готовить для Главы государства собственный анализ хода реализации.

 

Финансирование нацпроектов

Какие источники финансирования предусмотрены для реализации нацпроектов?

Нацпроекты социальной сферы обеспечены финансированием из средств республиканского и местных бюджетов. Это часть социального контракта между государством и населением, которые будут обеспечиваться всегда. По части экономических проектов – большой упор делается на внебюджетные средства в силу нескольких причин.

Во-первых, Правительством ведется активная работа по привлечению иностранных инвестиций. Уже сформирован пул из свыше 1600 инвестиционных проектов на 32,4 трлн тенге, а к 2025 году ежегодный объем ПИИ должен достичь 30 млрд долл. США.

Во-вторых, в Казахстане функционируют банки развития, финансовые институты, фондовые биржи, венчурный фонд, которые успешно привлекают средства в казахстанские проекты. В их число входят Евразийский банк развития, Банк развития Казахстана, Европейский банк реконструкции и развития, Международный финансовый центр «Астана», Kazakh Invest, KazakhExport, Kazyna Capital Management, Фонд «Даму» и др. К примеру, МФЦА с 2018 года уже привлек в экономику страны более 4,5 млрд долл. США, а к 2025 году объем привлеченных инвестиций должен достичь 10 млрд долл. США.

То есть привлечение внебюджетных средств является конкретной, реалистичной и обязательной к исполнению задачей. А значит реализация нацпроектов обеспечена финансированием.

Как будет осуществляться мониторинг целесообразного и качественного использования финансовых средств?

В Казахстане действуют установленные законодательством меры финансового контроля и государственного аудита. Однако, мы должны иметь проактивную позицию по данному вопросу. В связи с этим, АСПИР было предложено создание постоянно действующей специальной комиссии, состоящей из представителей Правительства, Администрации Президента, Счетного комитета, Агентства по финансовому мониторингу, Парламента, экспертов и общественности с проведением заседаний не менее одного раза в полугодие. Задачами комиссии станут не только мониторинг средств, выделенных на реализацию нацпроектов, но и оценка возможных рисков.

В вопросах предупреждения возможных коррупционных фактов большую роль также будет иметь и Офис цифрового Правительства, и в целом наличие цифровых инструментов постоянного мониторинга реализации и расходования средств на нацпроекты.

Возможно ли перераспределение финансирования нацпроектов в зависимости от рисков?

В этом вся суть нацпроектов. Они имеют agile-систему, которая может соответственно меняться в зависимости от текущей ситуации. Например, в случае пандемии коронавируса возможно перераспределение средств на развитие здравоохранения.

То есть ситуация на мировом рынке и внутри страны – конечно будет иметь значение при передачи средств в другой нацпроект или внутри проекта.

 

Главный приоритет — люди

Как будут реализовываться нацпроекты на местном уровне?

Для результативной работы по достижению показателей нацпроектов важно соблюдение принципа единства управления в рамках Офиса цифрового правительства, где мероприятия проектов будут декомпозироваться и постоянно отслеживаться, как из центра, так и из регионов. Очевидно, что цифровизация значительно упрощает работу по сбору данных о результатах деятельности, как центральных государственных органов, так и местных исполнительных органов.

Одним из основных аспектов нацпроектов является их страновой масштаб и, конечно же, большое значение здесь будет иметь правильное выстраивание работы между центром и регионами. Вместе с тем, хотел бы отметить и разрабатываемый в настоящее время План территориального развития Казахстана, который институционализирует взаимоотношения между центром и регионами, а также определит ключевые направления развития каждого региона. В этом плане особенность нацпроектов в том, что мы не ставим для регионов одну и ту же задачу. Каждый регион особенный, у каждого есть свои сильные стороны и отрасли, которые необходимо развивать. Нацпроекты таргетируют и дифференцируют мероприятия, в зависимости от потребностей регионов.

Изменится ли работа госслужащих с принятием нацпроектов?

Значимой частью текущей масштабной программы реформ является последовательная и конкретная взаимосвязь между ключевыми инициативами государства. В феврале 2021 года Указом Президента была принята Концепция развития госуправления, ориентированная на повышение эффективности госаппарата. Данная концепция, наряду с системой госпланирования, бюджетного планирования и цифровизацией, является одной из корневых систем построения «человекоцентричной» модели государства.

В этом плане очевидна взаимосвязь планируемых изменений в системе госуправления и реализации нацпроектов. У них единая база и общая цель — реализация задач, положительно влияющих на жизнь граждан.

Перепись населения — как инструмент развития страны

Завершилась перепись населения. Повлияют ли ее итоги на реализацию нацпроектов?

Действительно, перепись населения — это ключевое событие в социально-экономической жизни страны, которая была проведена не для того, чтобы посмотреть, сколько человек проживает в Казахстане, а чтобы понять текущую ситуацию в экономическом формате. Ее результаты позволят государству спланировать экономическую и социальную политику на ближайшие десять лет.

То есть данные переписи, которые будут обнародованы в первой половине следующего года, позволят государству вносить необходимые точечные изменения. Например, по предварительным итогам 20% населения Казахстана составляют дети от 0 до 9 лет. Естественно, по мере получения полных итогов переписи мы будем понимать, в каком регионе больше детей и где необходимы новые учебные заведения.

Аналогичная ситуация по ЖКХ — государством в рамках нацпроектов планируется построить до 100 млн кв.м. жилья в течение 5 лет. Перепись населения позволит понять, какой регион нуждается в жилищном строительстве.

Иными словами результаты переписи населения позволят вносить необходимые коррективы в нацпроекты.

Насколько с учетом актуальных трендов цифровизации сохранится важность переписи, к примеру, через 10 лет?

Я думаю, что в 2030 году перепись населения в формате обходов потеряет свою актуальность. Уже в текущей переписи 42,5% респондентов прошли ее в онлайн режиме. Это уже достаточно большой показатель, который сравним с такими европейскими странами, как Литва, Болгария, Италия и Португалия.

В этом плане базы данных, которые сейчас аккумулируются в Офисе цифрового правительства, позволят нам через 10 лет иметь уже полную картину состояния населения, государства и других отраслей.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -