Команда Jusan Analytics подвела экономические итоги года и определила 5 главных событий 2022 года, передает DKNews.kz.
Инфляция
Инфляция вновь после 40-летнего отсутствия стала главным врагом глобального экономического прогресса. Темпы роста цен в США, еврозоне и Великобритании достигли 10%.
Правительства пошли на экстраординарные меры: в США высвобождали стратегические запасы нефти для снижения цен; в Европе начали субсидировать счета за электроэнергию, чтобы ослабить остроту возрастающих расходов населения. Центральные банки также присоединились к битве: они сделали одно из самых резких и наиболее синхронизированных повышений процентных ставок по всему миру за 2 десятилетия.
Казахстан, более привыкший к высокой инфляции и локальным ценовым шокам, также столкнулся с нестандартной ситуацией. На внутренние структурные проблемы наложился глобальный инфляционный тренд. За счёт этого цены выросли до 22-летнего максимума и по итогам года превысили 20-процентный рубеж.
Логистические инфраструктурные коридоры стали давать сбои
Национальному Банку Казахстана в 2022 году удалось справиться с давлением угасающего роста экономики и придерживаться антиинфляционного трека в политике. Однако щедрые фискальные программы, в том числе субсидирования процентных ставок по кредитам, которые с каждым годом продлеваются, сохраняют общий проинфляционный фон.
Кроме того, в прошлом году западные логистические инфраструктурные коридоры, основная часть которых построена в советское время и проходит через территорию России, стали давать сбои.
До 70% внешнеторгового оборота в той или иной мере оказалось под влиянием логистических проблем. Трижды ограничивалась пропускная способности нефтепровода КТК, что поставило под угрозу экспорт 80% казахстанской нефти. Сроки импорта промежуточной и готовой продукции многократно выросли, что повлияло на внутренние цены и усложнило жизнь производителям. Так, например, Макдональдс приостановил деятельность, не найдя эффективных логистический путей для обеспечения сети необходимыми полуфабрикатами.
Экономика Казахстана начала пробуксовывать
Динамичный старт начала года сменился угасанием роста по мере возникновения проблем в нефтегазовом секторе. Квартальные темпы роста ВВП постепенно снижались с 4.6% в 1 квартале до 2.4% во 2-ом, и 1.9% в 3 квартале 2022 года.
По нашей оценке, начал истощаться один из основных источников роста казахстанской экономики последних лет – потребительское кредитование. При практически 30-процентном реальном росте кредитования физических лиц в первом полугодии 2022 года потребление домашних хозяйств, наоборот, снижалось. До 2020 года эти показатели характеризовались очень высоким уровнем корреляции. По всей вероятности, рост стоимости жизни, в особенности базовых продовольственных товаров, привел к снижению возможностей по обслуживанию долгов. Возможно, большая часть новых кредитов идет на погашение старых, так как не видно влияния на общую экономическую активность.
Массовая миграция
В сентябре 2022 года россияне стали массово мигрировать в соседние страны. Грузия и Армения на этом фоне ощутили значительный экономический импульс. Рост ВВП этих стран ускорился до 10% и 12% соответственно, однако при этом, конечно, ощущались и негативные эффекты, в первую очередь на рынке недвижимости. В Казахстане кроме информационного шума значимых сдвигов в экономической активности не произошло.
Выход государственных компаний на IPO
И наконец, в 2022 году вновь возобновилась практика выхода государственных компаний на IPO. В этот раз на продажу были выставлены акции крупнейшего и наиболее доходного актива государства – АО «КазМунайГаз».
Это IPO способствовало значительному увеличению вовлеченности в отечественный рынок ценных бумаг. Так, количество субсчетов выросло в 2.4 раза. На сегодняшний день ликвидность акций КМГ в сотни раз выше, чем по остальным акциям. Среднедневной объем торгов – около 2 млрд тенге.
Размещение акций национальной компании предоставляет возможность перераспределять нефтяную ренту среди населения. Другими словами, казахстанцы смогут получать доход от природных богатств своей страны. При ценах на нефть выше 70 долларов за баррель компания обязуется выплачивать дивиденды в размере от 200 до 250 млрд тенге. К тому же успех IPO «Казмунайгаз» дает основу для позитивного восприятия грядущих IPO других национальных компаний, что даст толчок к дальнейшему развитию рынка ценных бумаг.