Заявление премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова о необходимости поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) стало одной из самых обсуждаемых тем на расширенном заседании правительства. По словам главы кабинета министров, нынешняя структура налоговой нагрузки не позволяет государству в полном объёме финансировать инфраструктурные и экономические проекты, а также создает дисбаланс между налогообложением фонда оплаты труда и потреблением. Ниже рассмотрим, каким образом повышение НДС может повлиять на казахстанскую экономику, а также приведём несколько международных примеров (в том числе Россию), где ставка НДС (или её аналог — налог на продажи) выше, чем в Казахстане.
Акорда
Предпосылки и суть инициативы
Недостаточные темпы экономического роста и «бюджет развития»
Олжас Бектенов отметил, что в Казахстане, несмотря на положительные тенденции, динамика экономического роста всё ещё уступает потенциальным возможностям страны. Одной из причин он назвал слабый «бюджет развития»: всего 2 триллиона тенге из 26 триллионов республиканского бюджета направляются на инвестиционные проекты, формирующие будущий рост.
Под «бюджетом развития» обычно подразумеваются государственные расходы на инфраструктурные и промышленные программы, которые дают мультипликативный эффект для экономики: дороги, линии электропередач, сети тепло- и водоснабжения, а также поддержку институтов развития. Без должного финансирования этих сфер затруднительно поддерживать высокие темпы промышленной и технологической модернизации.
Смена фокуса налогообложения
Премьер-министр подчеркнул, что основная налоговая нагрузка сейчас ложится на фонд оплаты труда (ФОТ). Высокие социальные отчисления, корпоративный подоходный налог и обязательные пенсионные взносы работодателей увеличивают себестоимость продукции ещё до того, как товар поступит в продажу.
Предлагаемое решение — снизить социальные налоги и обязательные пенсионные выплаты, компенсировав выпадающие доходы казны за счёт повышения НДС. Таким образом, бремя частично переносится на потребителей, а предприятия получают возможность снизить себестоимость товаров, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Почему именно НДС?
Налог на добавленную стоимость — один из ключевых источников доходов государственного бюджета во многих странах мира. В Казахстане ставка НДС составляет 12%, что относительно невысоко по мировым меркам. Аргументы в пользу повышения НДС:
- Широкая налогооблагаемая база. В отличие от подоходных налогов и социальных сборов, НДС платят практически все участники экономической цепочки — от производителей до конечных покупателей.
- Прозрачность для бизнеса. Механизм возмещения НДС хорошо регламентирован, при этом сам налог “прозрачно” отражается в структуре цены товара и выделяется в накладных.
- Справедливость с точки зрения потребления. Чем больше человек потребляет товаров и услуг, тем большую сумму он заплатит в бюджет. Это особенно актуально для люксовых товаров и услуг, где доля НДС получается ощутимой.
Однако, при всех преимуществах НДС, повышение его ставки требует аккуратного подхода, чтобы не спровоцировать ряд негативных эффектов: роста инфляции, снижения потребительского спроса и увеличения теневой экономики.
Международные примеры: где НДС выше?
Для понимания, насколько повышение НДС может отразиться на экономике, полезно посмотреть на опыт других государств. Во многих странах, особенно развитых, ставка НДС либо эквивалентного налога (например, в США чаще применяется налог с продаж на уровне штатов) существенно выше, чем 12%.
Freepik/@chormail
Страны Европейского союза
Венгрия. Одна из самых высоких ставок НДС в Европе — 27%. При этом действуют пониженные ставки для отдельных категорий товаров (продукты питания, лекарства и т.д.). Высокий уровень НДС обеспечивает значительную часть доходов бюджета, но также часто подвергается критике из-за потенциальной нагрузки на конечного потребителя.
Дания, Швеция. Ставка НДС (moms) в этих странах — 25%. Скандинавские государства известны высокими социальными гарантиями и развитыми системами здравоохранения и образования, которые частично финансируются за счёт высоких налогов, в том числе и НДС.
Франция. Стандартная ставка НДС — 20%, однако существует несколько пониженных ставок (5,5% и 10%) на различные товары и услуги, в том числе на продукты первой необходимости.
В странах ЕС при высокой ставке НДС одновременно действуют различные льготы и дифференцированные ставки. Это позволяет поддержать социально уязвимые слои населения и стимулировать спрос на товары первой необходимости.
Великобритания
В Великобритании (хотя она и вышла из состава ЕС) сохраняется система НДС (VAT), ставка которого составляет 20%. При этом на некоторые категории (например, продукты первой необходимости, детские товары и книги) действует нулевая ставка. Это делается для снижения ударной нагрузки на потребителей.
Canva
Китай
В Китае действовала ставка НДС в районе 13–16% в зависимости от категории товаров, однако государство проводит масштабные налоговые реформы, пытаясь стимулировать экономику. Китайский опыт показывает, что повышение или понижение НДС — это всегда баланс между потреблением, экспортной конкурентоспособностью и наполняемостью бюджета.
VCG
Япония
В Японии действует потребительский налог (аналог НДС), который в 2019 году был повышен с 8% до 10%. Решение вызывало опасения по поводу сокращения потребительских расходов и роста инфляции, однако правительство сочло этот шаг необходимым для финансирования социальных расходов при стареющем населении.
Canva
Россия
В России долгое время ставка НДС составляла 18%, однако с 1 января 2019 года она была повышена до 20%. Правительство объяснило данный шаг необходимостью дополнительного финансирования национальных проектов и социальной сферы. Повышение НДС в России сопровождалось ростом цен на ряд товаров и услуг, а также опасениями по поводу снижения потребительского спроса. Тем не менее, дополнительная налоговая нагрузка обеспечила государству более высокие бюджетные поступления, что позволило расширить финансирование отдельных инфраструктурных и социальных программ.
NickolayV / Shutterstock
Возможные последствия для Казахстана
Учитывая международный опыт и текущую экономическую ситуацию в стране, повышение НДС может иметь разноплановое влияние на Казахстан.
Положительные эффекты
Рост бюджетных поступлений. Увеличение ставки НДС может существенно пополнить государственную казну, позволяя финансировать инфраструктурные проекты, развивать энергетику, водное хозяйство, газотранспортную систему и другие сферы, которые требуют значительных инвестиций.
Снижение налоговой нагрузки на ФОТ. Перенос части нагрузки с фонда оплаты труда на потребление может сделать казахстанские компании более конкурентоспособными. В долгосрочной перспективе это может стимулировать создание новых рабочих мест и увеличить экспорт.
Прозрачность и цифровизация. Практика показывает, что при существенной роли НДС государство заинтересовано в ужесточении мер по борьбе с “серыми” схемами и улучшении электронных сервисов администрирования. Это может ускорить цифровизацию бизнеса и повысить прозрачность налоговых отчислений.
inbusiness.kz
Риски и вызовы
Инфляционное давление. Рост ставки НДС, скорее всего, отразится на конечных ценах, что может спровоцировать ускорение инфляции. С другой стороны, если часть налогов с ФОТ действительно будет перенесена на НДС, рост цен может частично компенсироваться снижением себестоимости продукции.
Снижение потребительского спроса. Повышение налоговой нагрузки на потребителя в условиях умеренных доходов населения может временно уменьшить спрос на ряд товаров и услуг, что способно негативно отразиться на малом и среднем бизнесе, ориентированном на внутренний рынок.
Теневая экономика. Если повышение НДС будет резким и значительным, возрастает риск ухода ряда предпринимателей в тень, чтобы избежать увеличенной налоговой нагрузки. Этот эффект может нивелировать часть потенциальных доходов бюджета.
Необходимость тщательного контроля и дифференцированных ставок. Опыт европейских стран показывает, что при высоких ставках НДС необходимо прорабатывать системы льгот и пониженных ставок на социально значимые товары и услуги.
Ключевые условия успешного внедрения
Чтобы повышение НДС действительно сыграло положительную роль в развитии страны и не обернулось шоком для экономики, правительству Казахстана предстоит проработать комплекс мер:
- Одновременное снижение социальных сборов. Необходимо чёткое и понятное законодательное оформление снижения социального налога и обязательных пенсионных выплат с фонда оплаты труда, чтобы предприниматели почувствовали реальное облегчение налогового бремени.
- Постепенное повышение ставки. Международная практика показывает, что внезапное и значительное повышение налога может привести к скачку цен и росту недовольства населения. Постепенное увеличение НДС с чётко обозначенными этапами и сроками позволит бизнесу и потребителям адаптироваться.
- Целевая поддержка уязвимых групп. Для минимизации негативного эффекта на социально незащищённые слои необходимо проработать систему льгот (например, снижение ставки на лекарства, продукты первой необходимости) или адресную социальную поддержку.
- Усиление мер по борьбе с теневой экономикой. Автоматизация и цифровизация налогового администрирования, жёсткий контроль над цепочками поставок и электронный документооборот снижают возможности для уклонения от уплаты НДС.
- Открытая коммуникация с бизнес-сообществом. Любая налоговая реформа должна сопровождаться подробными разъяснениями для предпринимателей и населения. Необходимо заранее проинформировать о механизмах перехода, льготах, а также ожидаемых выгодах для бизнеса.
Резюме и перспективы
Решение о повышении ставки НДС — всегда непростое и зачастую вызывает оживлённые дискуссии. В условиях, когда Казахстан стремится ускорить темпы экономического роста, развивать инфраструктуру и повышать конкурентоспособность своих компаний, данная мера может оказаться продуктивной при соблюдении ряда условий и мер поддержки.
Kapital.kz
Примеры таких стран, как Венгрия (27%), Россия (20%), Дания и Швеция (25%), демонстрируют, что высокие ставки НДС могут сосуществовать со стабильной экономикой и высокими социальными стандартами, если государство эффективно распределяет собранные средства и обеспечивает социальные гарантии. В то же время повышение налога — это всегда компромисс: инфляционные риски и возможный спад в потреблении нужно компенсировать продуманными реформами в социальной и экономической сферах.
Для Казахстана важным станет не само по себе повышение НДС, а комплексная перестройка налогово-бюджетной политики: перенос части нагрузки с заработных плат на продажи должен сопровождаться снижением социальных сборов, стимулированием промышленного роста и модернизацией ключевых отраслей. При грамотном подходе подобный шаг позволит государству увеличить бюджет развития, а бизнесу — получить конкурентные преимущества. Однако любые резкие движения без должной подготовки могут подорвать доверие предпринимателей и населения, а также усилить инфляционное давление.
Главный вывод: повышение НДС — инструмент, который может дать экономике новый импульс, если будет внедрён последовательно, транспарентно и в совокупности с другими реформами. Правительству предстоит проделать большую работу по разъяснению и подготовке этого шага, чтобы он принёс Казахстану долгосрочные выгоды, а не краткосрочные проблемы.