Коммунальная и энергетическая инфраструктура Казахстана находятся в критическом состоянии: высокий уровень износа сетей, устаревшее оборудование и частые аварии ставят под угрозу стабильность снабжения и качество жизни населения.
В конце прошлого года был принят Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов», призванный комплексно решать накопившиеся проблемы в секторе. Разберем некоторые ключевые моменты, обозначим проблемы и то, какие решения этим проблемам предлагает Нацпроект.
В теплоснабжении уровень износа сетей составляет 52%. Система охватывает около 60% городов и населённых пунктов, с общей протяжённостью порядка 13 тыс. км (из них 11 тыс. км — коммунальная собственность, 2 тыс. км — частная). Потери тепла при транспортировке достигают 42%. В планах Национального проекта — замена и реконструкция 1622 км изношенных теплосетей и строительство новых, а также внедрение автоматических систем мониторинга и новых материалов, что позволит снизить эксплуатационные расходы и повысить охват.
В электроснабжении ситуация также сложная: общая протяжённость сетей — около 470 тыс. км, из которых 27 тыс. км — сети национального значения. Износ оборудования на электростанциях на 1 января 2024 года достиг 56,8%; более трети станций имеют износ 70%–90%, а на 14 электростанциях — свыше 80%. В 2023 году зафиксировано 28497 технологических нарушений, включая 23 аварии. В проекте предусмотрены замена оборудования, перевод потребителей на более высокие уровни напряжения (10 кВ), компенсация реактивной мощности и обновление подстанций.
В водоснабжении износ сетей — в среднем 40% (100 тыс. км сетей по стране); по ряду регионов износ превышает 50%. Обеспеченность централизованным водоснабжением: 98,9% в городах, 96,6% в сёлах; из 6256 сёл водоснабжение есть в 5130. В 2023 году зафиксировано 1459 технологических нарушений, из них 1049 — на сетях. Планируется замена старых труб, реконструкция водозаборных и очистных сооружений, строительство новых объектов, внедрение систем Smart Water и усиление мониторинга качества воды.
В водоотведении протяжённость канализационных сетей — 17,6 тыс. км, средний износ — 56%. Износ объектов водоотведения и КОС превышает 50%, на ряде объектов — 70–80%. В 2023 году зафиксировано 296 технологических нарушений, включая 255 на сетях. Национальный проект включает обновление трубопроводов, реконструкцию очистных сооружений, автоматизацию процессов управления, строительство новых объектов и внедрение экологически чистых технологий.
- Финансовым оператором Национального проекта является АО «НУХ «Байтерек».
- Техническим оператором по всем механизмам финансирования является АО «Казцентр ЖКХ».
Цели, ожидаемые эффекты и финансирование, требуемое на реализацию Нацпроекта, приведены ниже в инфографике.
В Нацпроекте определён целый ряд механизмов финансирования субъектов естественных монополий (СЕМ) во всех сферах ЖКХ, в зависимости от типа их собственности, уровня финансовой устойчивости, расположения, рентабельности и прочих факторов.
- Прямое кредитование СЕМ через БВУ или международные финансовые институты, а также через АО «Банк развития Казахстана» (БРК), с использованием средств с рынка капитала, включая средства ЕНПФ, Национального фонда и иных источников.
- Финансирование СЕМ (коммунального и квазигосударственного сектора) за счёт механизма выкупа ГЦБ МИО через АО «КЖК», АО «БРК».
- Бюджетное кредитование. Осуществляется через МИО для СЕМ с низким тарифным резервом или с учётом социально-экономической обстановки, включая случаи передачи объектов в госсобственность.
- Капитализация СЕМ через МИО или СПК при условии неудовлетворительного финансового состояния. Вхождение МИО или СПК в уставной капитал финансово нестабильных СЕМ, с долей участия не менее 49%.
- Синдицированное финансирование. Организация синдикатов с участием АО «БРК», БВУ, МФИ и других участников, предоставляющих единый синдицированный заём.
- Выкуп финансовым оператором облигаций СЕМ из частного сектора за счёт средств, привлечённых от ЕНПФ, Национального фонда, БРК и других финансовых институтов.
- Финансирование СЕМ угольной генерации за счёт лизингового финансирования через Фонд развития промышленности на условиях платности, срочности, возвратности и с обеспечением.
В инфографике ниже приведены некоторые ключевые цели и ожидаемые результаты Нацпроекта по годам. В частности, уровень износа сетей должен снизиться до 40% к 2029 году (а уровень аварий — на 20%), объём ввода новых энергетических мощностей составит 7,3 тыс. МВт. Также проект предусматривает широкое привлечение отечественных товаропроизводителей и создание рабочих мест.
Предусмотрены модернизация и обновление не менее 200 субъектов естественных монополий и 30 теплоэлектроцентралей. Инвестиции на модернизацию и строительство составят 13,6 трлн тг.
Резюмируем: Нацпроект — ключевой инфраструктурный проект РК, рассчитанный на синергию государственных и частных инвестиций, улучшение тарифной политики и масштабное внедрение цифровых решений (Smart Grid, Smart Metering, Smart Water). Его реализация ликвидирует такие риски, как рост аварийности, увеличение тарифов, ухудшение санитарных условий, рост социальной напряжённости и срыв национальных обязательств по энергосбережению и экологии.
Есть и проблемы, с которыми может столкнуться реализация Нацпроекта. Так, к примеру, сдерживающим элементом может стать вопрос кредитования энергостанций. Хотя предусмотренные механизмы позволяют привлекать заёмные средства, в том числе — по линии финансирования АО «Байтерек», на практике существует барьер: многие энергостанций Казахстана убыточны. Причина — многолетняя политика сдерживания тарифов, которая привела СЕМ к накоплению долгов. При этом убытки прошлых лет не учитываются при формировании тарифов. Банки и финансовые институты не всегда могут подставить кредитное плечо предприятиям с убыточной моделью, что может перекрыть доступ к финансированию.
Кроме того, участие СЕМ в программе «Нурлы жол» показало, что даже при ставках кредитования до 0,1% монополии продолжают нести долговую нагрузку под тарифным регулированием. Соответственно, необходимы госгарантии для их участия в нацпроектах и привлечения инвестиций.
Отдельной проблемой остаётся нерациональное использование ресурсов:
- средний расход воды на производство единицы продукции в Казахстане — 109 куб. м, что втрое выше, чем в России и США (44 куб. м), и в шесть раз выше, чем в Австралии (21 куб. м);
- энергоёмкость ВВП — 0,315 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долл. США, что в 3,2 раза выше, чем в странах ОЭСР, и в 1,9 раза выше среднемирового уровня;
- энергоэффективность зданий — 1,59 ГДж/кв. м, тогда как в Канаде — 0,59 ГДж/ кв. м, в Беларуси — 0,83 ГДж/ кв. м;
- жилищно-коммунальный сектор — крупнейший потребитель энергии, на его долю приходится 32% конечного энергопотребления; за последние 5 лет энергопотребление в жилищном секторе выросло на 16,9%.
Так или иначе, со всеми вызовами придётся справляться. Шаги уже предпринимаются. Скажем, 29 мая текущего года премьер-министр РК Олжас Бектенов провёл встречу с вице-президентом Всемирного Банка Антонеллой Бассани. Стороны обсудили перспективы расширения сотрудничества в рамках модернизации инфраструктуры, включая Нацпроект. РК рассчитывает на плодотворное сотрудничество со Всемирным Банков в части экспертизы и доступа к новым технологиям по модернизации энергетической инфраструктуры, водопроводных сетей и объектов водоснабжения. В частности, Всемирный Банк может привнести лучшую международную практику в работу госорганов по вопросам оптимизации проектирования, включая инновационные технологии, реализацию экономических инвестиций с минимальными эксплуатационными расходами и решение экологических проблем.
Важно также отметить, что эффект от системных мер уже есть: часть станций вышли из красной зоны благодаря программе «Тариф в обмен на инвестиции». Повышение тарифа и гарантия возврата вложений стимулируют рост ремонтов и финансирования со стороны самих станций.
- Количество технологических нарушений на электростанциях Казахстана снизилось на 27% — до 782 случаев. Из красной зоны в жёлтую перешли 9 ТЭЦ, из жёлтой в зелёную — 3. Число несоблюдений температурного графика сократилось с 215 до 65.
- В рамках подготовки к отопительному сезону запланирован ремонт 10 энергоблоков, 63 котлов и 39 турбин. Работы оцениваются в 373 млрд тг — на 14% больше, чем в прошлом году (327 млрд тг). Из резерва правительства выделено 25,4 млрд тг.
- На разных стадиях — ремонт 4 энергоблоков, 19 котлов и 10 турбин. Завершены работы на 1 энергоблоке, 2 котлах и 1 турбине. Отремонтировано 0,9 тыс. км ЛЭП и 36 подстанций. В 66 котельных запланирован ремонт и реконструкция 44 котлов.