2000 год: Подъём на фоне роста нефтяных цен

29105

2000 год Казахстан начал в тяжелых экономических условиях, связанных с последствиями азиатского и российского финансовых кризисов, а также апрельской девальвации тенге 1999 года.

Как мы уже подробно описывали в предыдущих выпусках, в 1998-1999 годах на Казахстан обрушилась лавина проблем, связанных со снижением цен на нефть и другие сырьевые товары, чрезвычайно низким урожаем зерновых из-за катастрофической засухи, дестабилизацией финансовых рынков в странах Юго-Восточной Азии и резкой девальвацией российского рубля. В результате этого, после только начавшегося подъема казахстанской экономики страна впала в очередной спад, который серьезно ударил по экономической активности бизнеса и населения. В прошлом номере мы детально описывали, как в таких ухудшающихся условиях правительство и Национальный банк Казахстана в апреле 1999 года приняли решение о переходе на свободно плавающий обменный курс тенге, стоимость которого к концу 1999 года обвалилась на 51% по сравнению со стоимостью, зафиксированной на момент объявления реформы.

Эти внешние шоки подтвердили чрезвычайную уязвимость казахстанской экономики от потрясений на сырьевых рынках. Дело в том, что Казахстан к тому времени стал «относительно открытой экономикой». В частности, в 1999 году доля экспорта в ВВП в текущих ценах составляла около 38%, а доля импорта – 35%, что было, к примеру, намного ниже уровня 1996 года.

Однако структура внешнеторговых показателей вырисовывала зависимость экономики от экспорта сырьевых ресурсов: по данным МВФ, 78% казахстанского экспорта приходилось на нефть и другие сырьевые товары несельскохозяйственного сектора, а импорт в основном выражался в закупе потребительских товаров, капиталоемкой продукции и промежуточных материалов, цены на которые являлись относительно стабильными. Такой дисбаланс угрожал расшириться с введением в действие новых нефтяных месторождений и преодолением ограничений по транспортировке нефти на мировые рынки.

 

Цены не нефть как индикатор здоровья экономики

2000 год показал, что повышение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары способно «оживить» такую сырьевую экономику и привести к улучшению общей экономической ситуации в стране. С ростом цен на нефть и «корректировкой» обменного курса к концу 2000 года Казахстан сумел восстановить и даже значительно улучшить показатели роста ВВП, экспорта и текущего счета платежного баланса.

Динамику улучшения ситуации в связи с ростом мировых цен на нефть подтверждают и другие данные. В частности, как показывает анализ исследований МВФ, на протяжении четырех лет, начиная с 1997 года, доля налоговых поступлений в процентах от ВВП варьировалась в зависимости от динамики мировых цен на нефть – от 16,9% в 1998 году до 21,1% в 2000 году. К примеру, в первом квартале 1999 года объем налоговых поступлений к ВВП составил 14,9%, а в первом квартале 2000 года этот показатель достиг 20,1%. При этом доля налоговых поступлений от несырьевых секторов экономики находилась на стабильном уровне (примерно на уровне 15% от ВВП с 1998 года), и резкие колебания в величине налоговых поступлений были как раз связаны с изменениями в поступлении корпоративного подоходного налога из-за волатильности нефтяных цен и цен на другие сырьевые товары.

К примеру, по данным МВФ, в 1999 году доля доходов от нефтяного сектора составила 0,9% от ВВП, а с улучшением ситуации на мировом нефтяном рынке в 2000 г. ожидаемый доход от нефтяного сектора уже составлял 6,1%. Такое положение дел говорило о том, что цена на нефть стала выступать самым важным индикатором определения фискального здоровья казахстанской экономики.

Улучшение конъюнктуры на сырьевых рынках привело к тому, что укрепление фискальных позиций Казахстана в 2000 году позволило избежать катастрофического положения с долговым бременем. Как показывают данные за тот период, на начало 2000 года чистый долг Казахстана достиг гигантского размера в 31% от ВВП. Благодаря резкому улучшению на сырьевых рынках в 2000 году величина долга к концу года резко снизилась до примерно 22% от ВВП.    

Такой размер долгового бремени, по сути, равнялся годовому объему налоговых поступлений для Казахстана. Тем не менее позитивное изменение в долговой динамике Казахстана вылилось в улучшение настроения среди инвесторов, которые в 2000 году значительно сузили спрэд по ставкам на казахстанские еврооблигации.

 

Рынок капитала пока слаб

На фоне повышающейся сырьевой конъюнктуры в 2000 году властями Казахстана было принято одно из самых судьбоносных в истории независимости страны решение. Речь идет о создании Национального фонда Республики Казахстан. В мае 2000 года был принят Указ президента, устанавливающий основные цели создания фонда, а в августе правительство приняло постановление по созданию специальной комиссии для разработки соответствующего закона. Ключевыми задачами фонда были выдвинуты следующие три цели: стабилизация государственного бюджета, финансирование приоритетной инфраструктуры и социальных проектов, а также осуществление сбережений для будущих поколений.

Стало очевидным, что так называемые операции по стерилизации нефтяных долларов, которые должны были поступать в Национальный фонд, будут проводиться на зарубежных финансовых рынках. Дело в том, что, несмотря на масштабные реформы в финансовой системе страны в предшествующие пять лет, рынок капитала в Казахстане продолжал находиться в то время в зачаточном состоянии. Как показывают исследования МВФ, основной объем торговых операций с ценными бумагами был сконцентрирован на Казахстанской фондовой бирже, учрежденной в 1993 году. При этом значительная часть сделок на бирже ограничивалась торговлей с иностранной валютой (60% от общего объема операций в 1999 году). Несмотря на то, что общая рыночная капитализация фондовой биржи в конце июня 2000 года равнялась $1,5 млрд, или 10% от ВВП, средний месячный объем рыночных операций в тот период составлял лишь $6 млн.

Как показывают данные за те годы, по объему капитализации Казахстанская фондовая биржа представляла собой лишь 1% от общей рыночной капитализации всех переходных экономик. Как подчеркивают в своих ранних исследованиях эксперты МВФ, по показателю рыночной капитализации к ВВП на уровне 10%, Казахстан находился позади пяти наиболее прогрессивных в этом отношении «переходных» стран: Эстонии, Венгрии, России, Чешской Республики и Польши. С точки зрения активности, с месячным показателем оборота в 0,4%, Казахстан стоял в этом списке как наименее развитый рынок, позади всех 14 переходных экономик.

На первый взгляд, казалось, что более важную роль, чем фондовый рынок, в Казахстане, как и в других переходных экономиках, играл банковский сектор. Однако это не было характерной чертой для Казахстана (равно как и для России, Эстонии и Венгрии), где размер кредитов со стороны банковского сектора лишь ненамного опережал объем рыночной капитализации фондовой биржи, которая показывала впечатляющие цифры по капитализации благодаря листингу ряда крупных сырьевых компаний в рамках объявленной в 1996 году Программы приватизации «голубых фишек».

В целом по показателю широких денег к ВВП, который обычно рассматривается как общий индикатор глубины финансовой системы, согласно данным МВФ, в конце 2000 года Казахстан стоял на уровне 15,3%. Как подчеркивают эксперты МВФ в своих ранних исследованиях, это было не только намного ниже аналогичного показателя азиатских стран с формирующимся рынком (в Корее, к примеру, он равнялся 79,9%, Таиланде – 105,9%), но и стран Латинской Америки (Бразилия – 28,8%, Мексика – 21,2%), а также России (22,1%) и Украины (18,1%).

Что касается функции банков по денежному посредничеству, а именно – по выдаче кредитов частному сектору, то значение Казахстана в 11,6% от ВВП на конец 2000 года также ставило нашу страну на одно из самых последних мест среди стран со «сравнимой» экономикой.

Несмотря на потенциально высокие перспективы, рынок капитала в Казахстане в то время не получил своего развития «благодаря» проблемам как на стороне спроса, так и на стороне предложения (по выражению МВФ). Имея показатель рыночной капитализации фондовой биржи на уровне 10% от ВВП, который был присущ таким странам, как Хорватия, Словения и Литва, оборот по торгам на нашей бирже составлял только одну треть от оборота вышеуказанных стран.

По мнению МВФ, в основе такого «парадокса» были три причины. В первую очередь, на стороне спроса наблюдалось отсутствие интереса со стороны институциональных инвесторов во вложениях в облигации компаний, а также акции, что было связано с неразвитым корпоративным управлением и низкой прозрачностью. Вторая причина относилась к стороне предложения – речь идет об ограниченном выпуске «голубых фишек» в период замедления программы приватизации в стране. Третья причина, по мнению МВФ, была связана с нежеланием многих компаний проводить листинг акций в силу опасения утраты контроля над своими предприятиями.

Как мы уже подчеркивали в предыдущих номерах, большие надежды в развитии фондового рынка и рынка капитала в целом Казахстан связывал с новой пенсионной реформой, которую наша страна внедрила в январе 1998 года. К 2000-2001 годам, однако, рынок пенсионных активов пока еще не придал импульса развитию фондового рынка в целом, несмотря на то, что оборот корпоративных ценных бумаг на Казахстанской фондовой бирже более чем удвоился за один год, достигнув $400 млн в первые 11 месяцев 2001 года.    

Несмотря на такой прогресс, этот показатель составлял лишь 2% от ВВП, в то время как, согласно анализу экспертов МВФ, в более продвинутых экономиках с формирующимся рынком оборот по акциям и корпоративным облигациям находится в пределах 10-40% от ВВП. Это говорило о том, что оборот по корпоративным бумагам в Казахстане оставался на очень низком уровне несмотря на то, что на бумаге рыночная капитализация имела значительный объем.

По мнению МВФ, это говорило о том, что на деле очень малая доля акций даже прошедших листинг компаний торговалась на фондовой бирже. Большая же часть оборота бумаг была представлена долговыми ценными бумагами. Как показывает анализ данных за тот период, объем накоплений пенсионных фондов Казахстана составлял порядка $20 млн в месяц, а к середине 2000 года совокупные активы пенсионных фондов достигли более $600 млн, или 4% от ВВП. Как показывает статистика, основная доля пенсионных накоплений вкладывалась в государственные ценные бумаги: по состоянию на июнь 2000 года инвестиции НПФ в корпоративные облигации равнялись лишь 7,4% от общего объема активов. Однако все же это было намного лучше показателя конца 1999 года, когда в корпоративные облигации было вложено 2,1% от общего объема активов НПФ.

В целом же рынок капитала в тот период находился на начальной стадии своего развития, и было очевидно, что без существенных реформ в корпоративном управлении и повышении прозрачности компаний прогресс в развитии финансовых рынков в Казахстане будет минимальным.

 

ВВП вырос, но проблемы остались

2000 год показал, что нефтяной бум позволил Казахстану улучшить макроэкономические индикаторы и повысить доверие к экономике. В частности, по данным EIU, рост ВВП в реальном выражении в 2000 году составил 9,5%, что оказалось самым значительным показателем роста с начала объявления независимости Казахстана.

Рост ВВП, сложившийся в итоге повышения объемов выпуска в промышленном секторе (14,6%-й рост индустриального производства), транспортной отрасли (17%-й подъем в реальном выражении), привел к улучшению самого ключевого показателя казахстанской экономики – росту капитальных инвестиций в экономике. По официальным данным, этот рост составил 25% и оказался самым высоким значением за период независимого развития Казахстана.

В тот период стал повышаться интерес к ценным бумагам, номинированным в тенге, и правительство смогло увеличить сроки погашения выплат по долговым ценным бумагам. Резкий рост ВВП также привел повышению спроса на деньги. Согласно данным Международной финансовой корпорации, в конце 2000 года чистые зарубежные активы Казахстана стояли на уровне 311, 3 млрд тенге (12% от ВВП), что оказалось на 21% выше уровня 1999 года. При этом денежное предложение к концу 2000 года выросло на 14,6% – до 236 млрд тенге.

Однако, несмотря на значительное улучшение данных макроэкономических показателей, Казахстан продолжал оставаться в плену структурных проблем, на анализе которых мы подробно остановимся в последующих номерах.

 

Асель АЛИШЕВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -