2001 год: Рост бьёт рекорды, но проблемы остаются

23024

2001 год принес огромные перемены в политической и экономической жизни страны.

В ноябре, как известно, было создано оппозиционное политическое движение «Демократический выбор Казахстана», в состав которого вошли бывшие члены правительства, известные бизнесмены и региональные политики. Лидеры движения, занимавшие ведущие позиции в составе казахстанского правительства, хотя и имели богатый опыт в проведении экономической политики, все же не смогли предложить системных мер для реформирования политической и экономической жизни страны. Тот факт, что движение быстро раскололось и на его основе были впоследствии созданы различные партии («Ак Жол», например), показал незрелость политической оппозиции в стране. В целом, как подтвердила история, в силу различных причин «ДВК» не превратилось в Казахстане в весомую политическую силу с конструктивной оппозиционной платформой.

 

Запуск КТК: на расширение нефтяного экспорта

Другим знаменательным событием 2001 года стала пробная отгрузка первого танкера казахстанской нефти в рамках Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), построенного с участием России, США и ряда других стран.

Проект КТК позволил Казахстану, как известно, несколько облегчить остроту зависимости от России в плане транспортировки нефти на мировые рынки, осуществляемой ранее исключительно через российский участок магистральной трубопроводной системы «Дружба». Проект КТК, тем не менее, не стал точкой раздора между Казахстаном и Россией, с самого начала независимости выступающей основным стратегическим и экономическим партнером нашей страны. Казахстан, показав, что способен пойти на участие крупномасштабных и долгосрочных проектов с зарубежными инвесторами, в то же время «позволил» России стать основным участником проекта КТК. В целом Казахстан «дал» России, наряду с западными игроками, возможность принять активное участие в развитии нефтегазового сектора страны. Как известно, история показала, что, к примеру, Азербайджан и Туркменистан сделали «ошибку» по исключению России из крупных совместных зарубежных проектов в нефтегазовой сфере.

В целом расширение маршрутов транспортировки казахстанской нефти стало ключевым приоритетом экономической и внешней политики страны. Это было связано с тем, что иностранные инвесторы, вложившие масштабные средства в экстенсивную разработку казахстанских месторождений, «требовали» расширение вариантов вывоза нефти. И в условиях постоянных колебаний цен на мировых рынках окупаемость расходов инвесторов могла быть достигнута лишь за счет увеличения физических объемов экспорта.

В таком сценарии были заинтересованы и власти Казахстана, нефть для которого стала все заметнее выступать основой всей экономики. В 2001 году расчет на увеличение физических объемов экспорта при падающих мировых ценах на нефть, однако, не принес ожидаемых результатов. Как показывают исследования зарубежных экспертов, доходы от казахстанского экспорта снизились, а расходы по импорту резко возросли. Повышение стоимости импорта во многом было связано с увеличением затрат на приобретение капиталоемкой продукции зарубежными инвесторами в нефтегазовом секторе.

И хотя этот эффект носил краткосрочный характер, так как было очевидно, что капитальные вложения западных инвесторов окупят себя в долгосрочной перспективе, 2001 год принес некоторое разочарование в плане низкого сальдо торгового баланса. По официальным данным таможенных органов, размер торгового профицита составил $2,28 млрд (а по данным EIU, его значение вообще составляло $816 млн). По сравнению с этим показателем сальдо торгового баланса Казахстана в 2000 году составило $4 млрд. По расчетам лондонских экспертов, реальные показатели торгового баланса были равны $1,47 млрд (в 2001 году) против $2,77 (в 2000 году). В отношении к ВВП это выражалось в 6,6% (2001) и 15% (2000).

Как бы то ни было, снижение доходов от экспорта нефти в 2001 году не изменило вклад нефтяного сектора в общем объеме казахстанского экспорта: как и в 2000 году, на нефть пришлась почти половина всего экспорта страны – 49%. При этом физические объемы экспорта нефти даже увеличились (на 10%). Такой, казалось бы, парадоксальный результат был связан с резким падением мировых цен на нефть в 2001 году (средняя цена на казахстанскую нефть по сравнению с 2000 годом снизилась на 13,5%, упав при этом ниже среднего значения сорта Брент на 26%).

 

Сырьевая зависимость как фактор уязвимости

Анализ данных за тот период показывает, что усиливающаяся зависимость Казахстана от нефтяного сектора и экспорта углеводородного сырья стала вырисовываться в качестве основной потенциальной проблемы в будущем страны. В 2001 году Казахстан добыл и экспортировал рекордный объем нефти – около 40 млн тонн (797 тыс. баррелей в сутки). В целом за период с 1997 по 2001 год добыча углеводородного сырья выросла на 54%, что позволило Казахстану поставить амбициозную цель по добыче 46 млн тонн нефти в 2002 году (922 тыс. баррелей в сутки). Основной вклад здесь внесли компании с крупным иностранным капиталом – казахстанско-американское СП «Тенгизшевройл», добывшее в 2001 году 12,5 млн тонн, а также созданное с участием Китайской национальной нефтяной компании предприятие «Актобемунайгаз» – 3,25 млн тонн.

2001 год отчетливо показал, что нефтяной экспорт будет составлять основу казахстанской экономики и страна должна быть готова к потенциальным отрицательным последствиям от волатильности нефтяных цен. К примеру, по официальным статистическим данным, Казахстан закончил 2001 год с бюджетным дефицитом в 5,5 млрд тенге ($37,5 млн), или 0,2% от ВВП. Однако, если мы исключим из общей суммы государственных доходов поступления от нефтяного экспорта (как это сделали эксперты МВФ), то размер бюджетного дефицита Казахстана по итогам 2001 года окажется равным 4% от ВВП. Проблема здесь заключалась в том, что постоянные колебания объема доходов от нефтяного сектора (доля поступлений от экспорта нефти в общем объеме госдоходов в 1999 году составила 5%, в 2000 – 15%, в 2001 – около 26% и в 2002 году ожидалось ее падение до 18%) создавали нестабильную почву для проведения бюджетной и денежно-кредитной политики.

С другой стороны, доминирующая роль нефтяного сектора в экономике страны стала подталкивать к развитию смежные секторы казахстанской промышленности. В частности, рост промышленного производства в 2001 году, хотя и показав несколько меньшее значение по сравнению с показателем 2000 года (13,5% против 14,6%), все же оказался довольно впечатляющим, поскольку он был основан на так называемой «сильной базе». В основном этот рост был обеспечен нефтегазовым сектором, однако примечательно, что нефтяная экспансия «подтянула», к примеру, отрасль строительства, рост в которой составил 21,8%. Как подчеркивают специалисты EIU, такое повышение темпов в строительстве было связано с увеличением активности по проекту Каспийского трубопроводного консорциума, а также инвертированием в развертывание Карачаганакского месторождения на северо-западе Казахстана.

В качестве другой опоры казахстанской экономики стала вырисовываться и сфера по добыче металлических руд. Несмотря на то, что на этот сектор в 1999-2000 годах, а также в первой половине 2001 года пришлось лишь 2,7% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Казахстан, добыча металлических руд стала занимать вторую позицию в промышленном производстве страны. Основными игроками здесь стали выступать корейские инвесторы в медной корпорации «Казахмыс», а также швейцарский «Гленкор», получивший контроль над «Казцинком».  В сфере производства стали компания «Испат», которая купила Карагандинский металлургический комбинат в 1995 году, также стала наращивать производство, выпустив 3,63 млн тонн стали в 2001 году. Основной проблемой для металлургических предприятий, расположенных на севере страны, в то время являлась зависимость от электроснабжения со стороны России, которая продолжала испытывать серьезные проблемы с неплатежами и периодически срывала поставки электроэнергии в Казахстан.

Сфера сельского хозяйства, где в 2001 году был получен самый лучший результат за прошедший период независимости (16,9%-ный рост выпуска), сложившийся благодаря улучшенным погодным условиям, все еще не могла служить в качестве основы экономики. Проблески потенциального успеха стали проглядываться по мере расширения экспорта зерновых в соседние страны Центральной Азии, а также в Афганистан и Иран.

Сырьевой экспорт позволил Казахстану в 2001 году укрепить золотовалютные резервы, объем которых увеличился на 20% и к концу года достиг $2,5 млрд. Кроме того, 2001 год ознаменовал собой первый год функционирования Национального нефтяного фонда, поступления в который составили $1,24 млрд.

В целом в экономическом плане 2001 год, как и предыдущий, оказался для Казахстана успешным. Это отразилось на рекордном показателе экономического роста – 13,2% по итогам года.

Однако такой резкий скачок в повышении объема ВВП в 2001 году лишний раз подтвердил укрепляющуюся зависимость экономики от динамики мировых цен на нефть, поскольку более реалистичным значением роста в тот период, по мнению зарубежных аналитиков, было бы достижение значения роста в 6-7%. Стало очевидным, что без крепкого фундамента в виде последовательных структурных реформ экономика Казахстана будет подвержена постоянным всплескам волатильности и динамика роста находиться в постоянной зависимости от колебаний мировых цен на нефть.

 

Болевые точки экономики

Как показывают исторические факты, в экономической политике государства в тот период наметились серьезные проблемы. К примеру, в качестве одной из таких проблем стало существенное замедление программы приватизации, что было связано как с борьбой различных интересов в отношении крупных предприятий страны, так и с масштабным долговым бременем, накопленным государственными предприятиями. Программа приватизации «голубых фишек», которую Казахстан инициировал в 1997 году, также затормозила свое развитие. По мнению многих специалистов, демотивирующим фактором здесь стал масштабный приток прямых иностранных инвестиций в нефтяной сектор, который, по сути, уничтожил стимулы для привлечения капитала посредством инструментов фондового рынка.

Другой ключевой проблемой в Казахстане продолжала оставаться низкая монетизация экономики. Даже несмотря на масштабный приток иностранной валюты в страну в связи с ростом нефтяного экспорта и меры по амнистии капитала, Казахстан не испытал всплеска инфляции. Более того, произошло значительное снижение темпов инфляции (с 13,5% в 2000 году до 8,5% в 2001 году). Это говорит о том, что даже с учетом роста предложения денег в экономике, уровень ее монетизации находился на очень низком уровне. Другими словами, в тот период страна все еще остро нуждалась в денежном предложении, рост которого даже не мог потенциально навредить повышению инфляции. По расчетам специалистов лондонского EIU, несмотря на повышение денежной базы (на 19,1% в третьем квартале 2001 года, в годовом выражении) и рост «широких» денег в экономике (М3) на 39,2% по итогам года, уровень монетизации экономики стоял на катастрофически низком уровне. В 2001 году он равнялся 14,8% от ВВП.

Справедливости ради надо сказать, что постепенное повышение доходов населения и улучшение прибыльности предприятий отразились на росте депозитов в коммерческих банках – в частности, к концу третьего квартала 2001 года объем депозитов вырос до 409 млрд. тенге, что означало 61,5%-ное повышение в годовом выражении (по расчетам EIU). Проблема здесь прослеживалась в низком доверии к национальной валюте – 57,7% от общей суммы депозитов были вложены в твердой иностранной валюте (более чем 50%-ное повышение по сравнению с 2000 годом).

В целом же финансовый сектор Казахстана продолжал все еще пребывать в начальной стадии своего развития. В частности, активы коммерческих банков в конце 2001 года составляли порядка 711,1 млрд тенге, что примерно равнялось 21,7% от ВВП, а объем кредитов предприятиям был зафиксирован на уровне 424,6 млрд тенге (12,9% ВВП).

В последующих номерах мы продолжим анализ по структурным проблемам казахстанской экономики в период независимого развития нашей страны.

 

Асель АЛИШЕВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -