Плюсы содружества стран ЕАЭС

21246

О практике взаимодействия между компетентными органами государств – членов ЕАЭС по вопросам пенсионного обеспечения трудящихся и членов их семей сегодня мы беседуем с заместителем директора департамента организации выплат и информирования АО «ЕНПФ» КИМОЛАЕВОЙ Гульмирой Кенжебековной.

- Гульмира Кенжебековна, в этом году вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС от 20.12.2019 г., работа над которым шла с 2015 года. Полагаю, что это происходило потому, что каждая из стран хотела максимально обеспечить своим гражданам лучшие условия для накопления пенсии там, где они работают. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

– Да, документ тщательно и всесторонне обсуждался, так как вопросы пенсионного обеспечения трудящихся стран ЕАЭС, осуществляющих временную трудовую деятельность на территориях стран ЕАЭС, были не урегулированы, и, конечно, вступление в силу данного Соглашения с января 2021 года положительно отражается на пенсионном обеспечении трудящихся – граждан стран ЕАЭС1.

 

Напомним, что Соглашение разработано в реализацию Договора о ЕАЭС2, является международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан и применяется в отношении трудящихся и членов семьи.

 

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств – членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство – член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств – членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

– На какие виды пенсий могут претендовать граждане стран ЕАЭС в рамках Соглашения, в том числе в нашей стране?

– Виды пенсий, назначаемых государствами – членами ЕАЭС, на которые распространяется Соглашение, определены статьей 2 Соглашения, в основном это, конечно же, трудовые пенсии по возрасту (назначаемые за трудовой стаж), а также по инвалидности и по случаю потери кормильца.

 

В Казахстане Соглашение распространяется на правоотношения по уплате трудящимися пенсионных взносов в ЕНПФ, при этом право на их получение у трудящихся возникнет в соответствии с законодательством Казахстана:

 

– при достижении пенсионного возраста;

 

– при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно,

 

– в случае смерти трудящегося, гражданина страны ЕАЭС, имеющего пенсионные накопления в ЕНПФ, право на их единовременное получение переходит его наследникам при предоставлении в ЕНПФ правоустанавливающих документов, определенных законодательством Казахстана.

– Каким образом взаимодействуют компетентные органы стран ЕАЭС (пенсионные фонды) при назначении и выплате пенсии?

– Взаимодействие компетентных органов при назначении и выплате пенсии в рамках Соглашения регулируется Порядком взаимодействия3, в рамках которого компетентные органы обмениваются соответствующими информационными формулярами, содержащими в себе сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии.

 

Например, Соглашением предусмотрено, что в случае, если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов, в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

 

В указанных случаях компетентные органы будут обмениваться недостающими сведениями о стаже работы, необходимом для возникновения права на пенсию, посредством заполнения и передачи соответствующего формуляра.

 

При этом отмечаем, для назначения пенсионных выплат из ЕНПФ необходимость в подтверждении стажа отсутствует, т.к. пенсионные выплаты из ЕНПФ рассчитываются и осуществляются в зависимости от объема сформированных трудящимися пенсионных накоплений в ЕНПФ.

 

В настоящее время ЕЭК4 совместно с уполномоченными и компетентными органами ведет работу по интеграции информационных систем уполномоченных и компетентных органов государств – членов ЕАЭС с интегрированной информационной системой ЕАЭС для обмена электронными сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий.

 

До перехода на электронный обмен сведениями взаимодействие между компетентными органами будет осуществляться на бумажных носителях.

– Можете пояснить на примере, назначалась ли пенсия гражданину Российской Федерации (РФ), работавшему в Казахстане, после вступления Соглашения в силу? В какой компетентный орган он обращался за назначением и выплатой пенсии?

– Да, конечно. Повторюсь, что в соответствии с Соглашением реализация права на назначение и выплату трудящимся пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства, при этом трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания или государства трудоустройства.

 

Например, в Казахстане компетентным органом по реализации Соглашения является ЕНПФ, в РФ – Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР).

 

Так, в практической деятельности ЕНПФ в текущем году имеются два факта обращения граждан РФ в ЕНПФ за пенсионной выплатой в связи с достижением пенсионного возраста (мужчина 63 лет и женщина 60 лет).

 

У обратившихся граждан РФ, работавших в Казахстане на основании трудового договора, заключенного с работодателем, период перечисления в ЕНПФ пенсионных взносов (с 01.01.2021 до достижения пенсионного возраста по законодательству Казахстана) был незначительный, соответственно, и сумма пенсионных накоплений на дату обращения была незначительной и выплачена получателям единовременно в полном объеме.

– При осуществлении пенсионных выплат из ЕНПФ гражданам РФ осуществляется ли на практике взаимодействие с ПФР?

– Пунктом 5 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что при установлении доплат и иных выплат, предусмотренных законодательством государства-члена, учитываются пенсии, назначенные трудящемуся (члену семьи) во всех государствах-членах.

 

В соответствии с Порядком взаимодействия компетентные органы государств-членов информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также об изменении персональных данных трудящегося (члена семьи) и иных обстоятельствах, имеющих значение для применения Соглашения, путем направления необходимых сведений как было указано выше с использованием информационных формуляров.

 

Учитывая, что в рамках Соглашения ЕНПФ были осуществлены пенсионные выплаты гражданам РФ в связи с достижением пенсионного возраста по законодательству Казахстана, ЕНПФ в соответствии с нормами Соглашения и Порядка взаимодействия были направлены в ПФР информационные формуляры с указанием в них реквизитов граждан РФ, суммы и периода осуществленных пенсионных выплат.

 

Таким образом, несмотря на короткий период действия Соглашения, мы видим, что граждане стран ЕАЭС практически формируют и реализуют свои пенсионные права в государствах трудоустройства наравне с гражданами страны пребывания, соответственно цель Соглашения достигнута.

 

– Благодарю за беседу!

 

Тимур РАЕВ

 

1 Евразийский экономический союз.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

3 Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 23.12.2020г. № 122.

4 Евразийская экономическая комиссия.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -