Настройки
Язык
Тема
Обновление

Дизель в цене и в дефиците

Топливный рынок Казахстана продолжает лихорадить. Во многих регионах наблюдается дефицит дизельного топлива, а цены на автогаз взлетели ввысь.  К примеру, в Шымкенте руководители мелких АЗС заявили о критическом положении. Запасы нефтепродуктов на исходе, а пополнить нечем. Дефицит стали ощущать в Туркестанской области и Уральске. Похожая ситуация сложилась и в Петропавловске. Тут дефицит топлива наблюдается уже неделю, но пока никакого решения не найдено. Ситуация на заправках Актау тоже остается напряженной. Автовладельцы жалуются на нехватку дизтоплива на АЗС.

Автовладельцы Актау столкнулись с дефицитом дизельного топлива. От его нехватки страдают не только частные автовладельцы, но и автопарки компаний. К примеру, компания ТОО «Caspiy Operating» временно приостановила вывоз крупногабаритного мусора в связи с отсутствием дизельного топлива. Об этом сообщил директор предприятия Адилет Пиримкулов. По его словам, на заправочных станциях города уже с 28 сентября невозможно было купить дизельное топливо.

«Местные власти обращались с письмом в нефтегазовую компанию «Казмунайгаз», но ни на базах, ни на заправках топлива нет. В этой связи вывоз крупногабаритного мусора по городу временно приостановлен, между тем твердые бытовые отходы вывозятся, но с задержками», – пояснил Адилет Пиримкулов.

Как говорит он, дизельное топливо можно приобрести у перекупщиков. Цена за литр составляет 300 тенге, и только в малых объемах и без наличия документации. При этом стоимость дизельного топлива до его отсутствия была 193 тенге.

Руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Бердибек Картбаев на брифинге рассказал о ситуации с дизельным топливом в регионе. По его словам, потребность области в дизельном топливе ежемесячно составляет 24 тысячи тонн, в сутки – около 800 тонн.

«На нефтебазах находится порядка 8 тысяч тонн запаса топлива. Плюс 2 тысячи тонн будет доставлено. Получается – запас составляет 10 тысяч тонн. Этого хватит примерно на 12-13 дней», – пояснил глава облуправления.

По мнению спикера, полного отсутствия дизельного топлива в области нет.

«У нас на сегодняшний день дизтопливо есть, но в ограниченном количестве. В ближайшее время мы с крупными реализаторами, в основном, это «Казак Ойл», «Синойл» и «Гелиос», проработаем вопрос по дополнительной поставке дизтоплива в Мангистаускую область», – сказал Бердибек Картбаев.

Он также сообщил, что основной акцент по обеспечению дизельным топливом региона делается на коммунальных предприятиях, которые оказывают услуги населению.

«Сейчас основной акцент делаем на обеспечении пассажирского транспорта и коммунальных предприятий. Поэтому в первую очередь мы решаем их потребности. По мере возможности обеспечим топливом грузовые машины. В целом, у кого имеется договор с крупными реализаторами, они дизтопливом обеспечиваются, получая по талонам», – отметил спикер.

Бердибек Картбаев заверил, что у промышленных предприятий, большую часть которых составляют нефтяные компании, имеется достаточный запас дизельного топлива.

«Потребности пассажирского транспорта и коммунальных предприятий в дизтопливе удовлетворены полностью. Коммунальщики без топлива не останутся. Их обеспечим топливом в любом случае, так как имеются возможности», – заявил он.

Руководитель управления энергетики и ЖКХ Мангистауской области также заявил, что дефицит дизтоплива в области планируют устранить в течение десяти дней.

Стоит отметить, что отдельного стабфонда по топливу в области нет.

В Мангистауском областном акимате сообщили, что этот проблемный вопрос обсуждается на правительственном уровне. И действительно, вице-министр энергетики Асет Магауов отметил, что на 11 октября текущего года общий остаток дизельного топлива в Казахстане составлял 214,9 тысячи тонн. В том числе на НПЗ Казахстана – 38,7 тысячи тонн, на нефтебазах – 123,4 тысячи тонн.

«В течение августа-сентября три казахстанских НПЗ стабильно работали. В августе в стране произвели 508 тыс. тонн дизтоплива, в сентябре – примерно такой объем. Но по потреблению мы поставили высокие рекорды – в августе расход достиг 519 тысяч тонн, а в сентябре – до 518 тысяч тонн. Получается, что потребление у нас растет более быстрыми темпами, чем наращивается производство дизельного топлива», – подчеркнул Асет Магауов.

Он объяснил, что способствовало такому росту потребления.

«По нашей оценке, основной причиной является существенная разница в стоимости. На данный момент крупные сети АЗС держат цену на уровне примерно 207-208 тенге за литр, остальные – уже 230-240 тенге. Но долгое время мы держали стоимость на уровне 200 тенге за литр, и разница с Россией доходит до 100 тенге за литр, с Узбекистаном – 70-80 тенге и Кыргызстаном – 61 тенге», – привел цифры вице-министр.

Асет Магауов считает, что из-за такой разницы практически весь транзитный поток старался заправиться при въезде-выезде из Казахстана. Таким образом, произошел резкий рост потребления дизельного топлива в приграничных областях. Исправить ситуацию власти в Минэнерго планируют с помощью соседей, закупив недостающее сырье у России.

«Порядка 100 тысяч тонн дизтоплива необходимо импортировать из России. Мы уже провели переговоры с Минэнерго РФ. Достигнута договоренность по поставке. Российскими коллегами даны рекомендации заводам по отправке топлива», – сказал он.

Асет Магауов добавил, что в рамках проведенных переговоров должны будут понятны параметры ценообразования. Он также сообщил, что для стабилизации ситуации с нехваткой дизтоплива в стране принят ряд мер. Так, действует запрет на вывоз из Казахстана дизельного топлива автомобильным транспортом. Помимо этого, перенесены сроки планового ремонта на Атырауском НПЗ.

«С учетом принятых мер, а также учитывая производство дизтоплива в октябре текущего года в объеме 330 тысяч тонн (за первую декаду октября произведено 130 тысяч тонн) и импортных поставок в количестве 80-100 тысяч тонн, ожидается стабилизация внутреннего рынка», – заверил Магауов.

Также вице-министр добавил, что для оперативного мониторинга имеющихся запасов дизтоплива Министерство энергетики подняло вопрос оснащения всех нефтебаз страны автоматическими уровнемерами. Последние позволят отслеживать уровень остатков ГСМ в реальном времени.

Кроме того, Министерство финансов совместно с Агентством финмониторинга и Агентством по защите и развитию конкуренции отрабатывают вопрос проведения проверок в отношении крупных нефтебаз на предмет искусственного ограничения реализации дизельного топлива. По данным Минэнерго, перечисленные меры позволят решить проблему с нехваткой топлива в ближайшее время.

Свои комментарии о сложившемся дефиците с дизельным топливом дал и министр энергетики Магзум Мирзагалиев.

«Топливный кризис появился не в один день. Запасы стали снижаться еще в августе, что связано также и с уборочными работами. Сегодня на нефтебазах низкие запасы топлива. Причина – вопрос ценовой разницы между нами и приграничными странами. Разница между РК и Россией достигает 90 тенге. После проведенных с Москвой переговоров уже начали завозить солярку из России. С 1 по 20 сентября к нам поступило 5 тысяч тонн топлива. С 1 октября ПНПЗ выходит на ремонт. С компанией «КазМунайГаз» мы договорились о том, чтобы производство солярки продолжалось, чтобы насытить рынок топливом», – пояснил Магзум Мирзагалиев.

По его словам, хотелось перенести ремонт завода на следующий год. Однако вердикт был такой: возможности переносить капремонт – уже нет. Отгрузка с заводов осуществляется в плановом режиме. И действительно, в связи с нехваткой дизтоплива на казахстанском рынке ГСМ Павлодарский нефтехимический завод внес коррективы в план остановочного ремонта, передает отдел по связям с общественностью предприятия. Производство первичной переработки нефти ТОО «ПНХЗ» выйдет на остановочный ремонт на 10 дней позже от первоначального графика, что связано с дополнительным производством дизельного топлива.

«Остальные установки предприятия будут выводиться из режима производства в соответствии с имеющимся планом», – отметили на ПНХЗ. Остановочный ремонт предприятия – плановая и необходимая мера для поддержания работоспособности технологического оборудования завода на 2021-2022 годы.

Изначально планировалось начать работы в конце июля, а потом дата остановки НПЗ была назначена на 1 октября.

«Хочу обратиться к акиматам, чтобы проверили заправки, нефтебазы на предмет того, не придерживает ли кто-то солярку, чтобы заработать побольше. Минэнерго делает все, чтобы страна не осталась без топлива. Мы живем в рыночных условиях, потому вопрос цены будет актуален», – заключил министр энергетики Магзум Мирзагалиев.

Он также отметил, что цены на дизтопливо не регулируются. «Они регулируются рынком, исходя из спроса и предложения. Наше министерство к ценообразованию никакого отношения не имеет. Если вы отслеживаете, то идет рост цен на нефть. Буквально за пару дней цена выросла с 78 до 82 долларов. Естественно, цены на ГСМ коррелируются с ценами на нефть. Единственное, что может сделать правительство, – проверить нефтебазы на предмет укрытия горючего и закупить дополнительную партию в России», – пояснил Магзум Мирзагалиев.

Еще раз отметим, что завозить недостающее топливо будут из России. Для решения проблемы в западные области республики – ЗКО и Актюбинскую – уже возобновлены поставки дизеля с Орского НПЗ. Пока российское горючее отгружают небольшими партиями по контрактам, заключенным в начале сентября, и, соответственно, по сентябрьским ценам.

Обсуждается вопрос снятия ограничений по прайсам «на пистолете», чтобы российское топливо стало выгодно продавать. При этом не исключена вероятность, что на фоне дефицита дизтоплива в Казахстане российские производители цены поднимут. Одновременно рассматривается вопрос продления еще на полгода запрета вывоза дизельного топлива за территорию РК.

 

Наталья БУТЫРИНА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -