Настройки
Язык
Тема
Обновление

Дмитрий Спиридонов: «Про каждого из нас все всё давно знают»

Российский предприниматель, сооснователь и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments Дмитрий Спиридонов является деловым партнером крупного российского бизнесмена Олега Тинькова. А еще он – обычный человек со своим мнением на разные происходящие события.

В перерывах между сессиями 2-го Международного ПЛАС-Форума «Финтех без границ. Цифровая Евразия» в Алматы корреспондент Делового Казахстана побеседовал со Спиридоновым о безопасности цифровых технологий и привлекательности рынка электронной коммерции в нашей стране.

-Как, по-вашему, будет развиваться рынок электронной коммерции в Казахстане в 2022 году?

-Мне кажется, что Казахстан развивается вместе со странами СНГ, идет обмен опытом, успешные в России кейсы применяются в Казахстане, и наоборот. Та же аренда самокатов, каршеринги сейчас есть везде. Думаю, все это будет развиваться, молодежь сейчас пошла в онлайн-покупки, это дешево, удобно и выгодно за счет программ лояльности. Зачем тратить 100 рублей наличными, когда за трату 100 рублей через онлайн-платеж по карточке или QR-код, можешь получить кэшбек и, накопив бонусы, приобрести на них что-то крупное. Программа лояльности стимулирует.

-Мы как покупатели платим QR-кодами, карточками, и нам идут бонусы. А насколько выгоден для продавцов переход на онлайн-оплаты? Не высока ли комиссия?

-Да, предприниматели платят комиссию. То есть, клиент платит за покупку 100 рублей, но предприниматель получает, например, 97 рублей. 3 рубля – это комиссия за проведение транзакций, плата за технологию. Несмотря на комиссию, предпринимателям интересен онлайн. Легче продвигать товар в интернете, по метрикам выбрать свою аудиторию, настроить возрастной ценз и предпочтения потенциальных клиентов и конкретно на них направить рекламу своего магазина. В онлайне легче достучаться именно до того человека, который точно купить у тебя что-то. А в офлайн-магазине я открылся и сижу, жду, зайдет кто-нибудь или нет. В онлайн я могу быстро узнавать предпочтения пользователей благодаря использованию искусственного интеллекта. Только кто-то проговорил про рыбалку, его соцсети наполняются рыболовными крючками, резиновыми лодками и так далее. Реклама в соцсетях и интернете так работает и она эффективна, продавцам так легче продавать.

-Страшно жить, зная, что смартфоны нас подслушивают…

-Поисковые технологии так и работают. Твои интересы учитывают, чтобы предложить покупки. Настала эра цифрового государства, и про каждого из нас все всё знают, даже если не регистрируешься в соцсетях. С одной стороны это круто, но с другой – забавно.

-В этом мире, где, как вы сказали, все про всех известно, можно ли защититься от мошенников, вбивая данные при оплате в интернете?

-Люди до сих пор не понимают элементарные вещи. Не надо светить CVC-кодом на обратной стороне карты, саму карточку вообще не надо лишний раз показывать и давать кому-то в руки. Сейчас изобретен Apple Pay, и при покупках уже не надо давать карточку продавцу в руки, можно приложить телефон к аппарату и через NFC рассчитаться. Но, как говорится, у нас в России как разводили людей, так и разводят. Из тюрем звонят, представляются сотрудниками call-центра банка, разводят бабушек, девушек, и люди попадаются. Должна быть элементарная защищенность, но люди наивно выкладывают все данные про себя этим звонящим, и позволяют себя развести. Не надо светить данными, показывать на камеру карточку. Есть еще 3DS-проверочный код, но люди даже его говорят мошенникам, хотя в смс написано, что нельзя никому постороннему его сообщать. Но люди верят на слово почему-то.

-А еще есть фишинговые сайты, где за прохождение опроса предлагают заплатить якобы, а потом выясняется, что сайт не настоящий, а с вашего счета уже списали некоторую сумму…

-Ага, еще люди заходят на сайты, где можно проверить банковскую карточку на предмет наличия в реестре мошенников и так далее. Зачем делать это на сайте, который очевидно незащищен? По сайту же сразу видно, настоящий он или нет. Мошенникам очень дорого делать какой-то классный сайт ради 4 карточек. Как правило, фишинговые сайты сделаны тяп-ляп, и рассчитаны в первую очередь на невнимательных пользователей. Сравните Wildberries настоящий и Wildberries 2.0 у мошенников, которые копируют лишь основные моменты дизайна. На незнакомых, непроверенных сайтах вводить данные вообще не надо, это правило. Обращайте внимание на наличие значков о безопасном соединении, должно быть в начале адресной строки https с зеленым замочком, и так далее.

-В Казахстане есть такая проблема, что интернет часто зависает. Может ли это повлиять на системы онлайн-оплаты и, например, 2 раза списать у клиента деньги за одну покупку?

-Технологии в онлайн-оплате устроены так, что даже если интернет зависает, то деньги клиент не потеряет. Будет либо отказ в транзакции и деньги не снимут. Либо деньги спишутся один раз и после восстановления подключения к интернету придет уведомление о списании. Это так работает, чтобы деньги были защищены.

-А можно ли убежать из этого цифрового мира? В лесу, может быть, спрятаться?

-Никто не убежит уже. Просто цифровыми технологиями кто-то на 100% пользуется, а кто-то на 10%. То есть, если вас нет в соцсети, вы все равно так или иначе пользуетесь банковской карточкой.

-А вам самому технологии не надоели?

-Нет, я наоборот, слежу за новинками, анализирую, как это все работает и хочу на родине у себя технологии развивать.

Альберт Ахметов

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -