Мы часто слышим, как об угрозе исчезновения того или иного вида флоры или фауны на весь мир громко говорят эко-активисты, чуть тише о проблемах заявляют ученые.
Какой вклад в сохранение биоразнообразия может сделать человек из сферы искусства, узнал корреспондент Делового Казахстана.
Побывав на Венецианской Биеннале в 2019 году, автор этих строк был поражен количеством работ на экологическую тематику. Стало понятно, что современных художников не просто волнуют, а даже тревожат изменения, происходящие в мире. Например, проблеме загрязнения окружающей среды, глобальному потеплению и изменениям климата были посвящены полностью павильоны Франции, Дании, Скандинавских стран (Швеция-Финляндия-Норвегия), Японии. Павильона Казахстана на Венецианской Биеннале, к сожалению, нет. Но современные художники нашей страны также не устают обращать внимание на экологические проблемы.
«Например, в 2015 году даже в рамках Казахстанского национального комитета международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в Иле-Алатауском парке была продемонстрирована большая инсталляция под открытым небом, посвященная сохранению яблони Сиверса. Человечество изучает этот мир с разных сторон. Научный подход – материалистический, но есть еще область чувств, прозрения, и здесь за дело берутся люди искусства. В целом получается синкретическое восприятие мира», - сказал нам генеральный директор Института зоологии КН МОН РК, член международного совета ЮНЕСКО по биосферным заповедникам Роман Ященко.
Ученый считает, что деятели искусства могут привлечь внимание к проблемам миллионов людей, да и для самих деятелей науки взаимодействие с людьми искусства приносит большую пользу.
«Диалог и взаимный обмен идеями между учеными и деятелями искусства очень много дает в том числе для полета научной мысли, эмоционально подпитываешься, и это сложный процесс, но в науке есть элементы творчества, но со строгими правилами и методиками – необходимо поставить эксперименты, сделать наблюдения и проанализировать результаты. В искусстве не нужно ничего доказывать, достаточно свои впечатления показать публике, воссоздать образы. Но это тоже своего рода отражение реальности. В любом случае, мы вместе идем к познанию всего, жизни, природы, откуда мы, зачем», - сказал Ященко.
Тема сохранения биоразнобразия в Казахстане волнует не только местных, но и зарубежных современных художников с мировым именем. Профессор Сорбонны, обладатель премии Европейской комиссии STARTS 2020 и ArsElectronica Ольга Киселева весной прошлого года с экспедицией приезжала в Алматинскую область, чтобы сделать красивейшие фотографии цветущих яблонь и провести необходимые замеры для будущих работ в направлении Art&Science (Искусство и наука). Так Казахстан и яблони Сиверса стали частью международного проекта EDEN (Ethics and Durability for Ecology of the Nature), которым Ольга занимается около 9 лет. Благодаря проекту удалось спасти ряд уникальных растений, в числе которых западно-европейский вяз, старейшее Каури из Новой Зеландии, священный Афарсемон из Иудеи, древняя финиковая пальма, умеющая расти в пустыне без воды, австралийская Wollemi Pine, прародитель всех кедров на Земле.
Результаты научно-изобразительных изысканий Ольги Киселевой, касающиеся яблони Сиверса, были представлены на выставке «Услышать мудрость дерева» в Государственном музее искусств имени Кастеева в Алматы.
«Три серии фотографий, которые представлены здесь, по сути обращены к теме сохранения биоразнообразия. Эта серия включает фотоработы, которые Ольга сделала весной прошлого года, на них запечатлено цветение яблонь Сиверса. Серия «Услышать мудрость дерева» включает 4 работы, которые представляют собой круги разной интенсивности и цвета. Это результат исследовательской части. На каждое яблоневое дерево были установлены различные датчики, которые снимали с них 15 различных параметров – скорость сокодвижения, степень влажности внутри древесины, температуру и так далее. По итогам считывания датчиков эти параметры выводятся на бумагу в виде этих кругов. Круги получаются разной плотности, цветовой насыщенности. Получается, что ученые исследуют информацию из дерева, и она стали органичной визуальной частью всего проекта», - пояснила куратор выставки Екатерина Резникова.
Проект поддерживают Кластерное бюро ЮНЕСКО, Казахстанский национальный комитет международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), Национальная комиссия Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, ОФ «АлмалыЖумак» Фонд Принца Клауза (Нидерланды), Гете институт (Германия), организатором проекта в Казахстане является ОФ «Cultural Dialogue», возглавляемый арт-менеджером Жанной Мамбетовой.
К слову, сама Жанна сейчас пишет докторскую диссертацию под руководством Ольги Киселевой на тему «Природа и современное искусство Казахстана». В своем труде Жанна Мамбетова планирует ответить на вопрос: «Насколько активно и продуктивно современные художники нашей страны занимаются вопросами охраны окружающей среды?».
«Таких примеров в нашем искусстве сегодня на конференции было озвучено немало, было много информации, но все эти перформансы, выставки не находят широкого резонанса, как это было бы в Европе или США. Мы привыкли к более традиционному искусству. На прошедшем симпозиуме зарубежные гости представили кейсы из Германии, Франции о том, как художники поднимают вопросы климатического кризиса, и предлагают интересные решения», – пояснила Жанна Мамбетова. Возглавляемый ею фонд как раз поддерживает не только научные проекты, но и творческие, направленные на сохранение биоразнообразия. «Ученые – не очень хорошие коммуникаторы. Есть такое мнение, и я думаю, что в целом, это соответствует действительности. Художники выступают в качестве переводчиков науки, как бы. И самое главное, что художники выводят научные знания на эмоциональный уровень. Когда на выставку приходит посетитель, он понимает, что наука занимается теми вопросами, которые касаются каждого из нас и художники через свои работы с помощью средств выразительности и силы искусства рассказывают каждому человеку об экологии, биоразнообразии, чтобы он не только понял, но и прочувствовал те проблемы, которыми занимаются ученые», - пояснила Жанна Мамбетова.
Направление Art&Science существует в изобразительном искусстве около 20 лет.
Искусство и наука пересекаются в биологии, медицине, космосе и других отраслях. Существующая коллаборация между учеными и деятелями искусства позволяет переводить сложные знания на более эмоциональный уровень и делать их доступными для понимания.
Читайте также. Яблоня Сиверса: Как не потерять сокровище Казахстана
Альберт Ахметов