Настройки
Язык
Тема
Обновление

Жанат КУРМАНОВ: Накопительная пенсионная система развивается благодаря заинтересованному общественному диалогу

10729

Как пандемия коронавируса сказалась на динамике роста пенсионных накоплений граждан? Позволит ли многоуровневая пенсионная система безбедно жить казахстанцам в старости? Как долго будет действовать механизм единовременной выплаты из ЕНПФ для вкладчиков? Какую роль в социально-экономической стабилизации Казахстана играет накопительная пенсионная система?

Ответы на эти и другие вопросы, волнующие казахстанцев, – в интервью с председателем правления АО «ЕНПФ» Жанатом КУРМАНОВЫМ.

 

Социальный диалог: слушать, слышать, реагировать

– Жанат Бостанович, обратила внимание: меньше стало критики в адрес ЕНПФ и накопительной системы в целом…

– Думаю, пришло понимание, что система работает надежно, прозрачно. Еще несколько лет тому назад вкладчики получали выписку из фонда раз в год в конверте. Устаревшие на момент получения выписки цифры выглядели несколько абстрактно. Сейчас ситуация поменялась, граждане могут проверять состояние своих накоплений в режиме 24/7, видеть онлайн их динамику роста за счет взносов и инвестиционного дохода.

И второй важный момент. Как только с 1 января т. г. ввели единовременные пенсионные выплаты (ЕПВ) на жилье и лечение, люди поняли, что их накопления на самом деле живые, их собственные деньги. И если соблюдаются необходимые условия, то частью накоплений можно воспользоваться уже сегодня. С начала года все виды пенсионных выплат – как накопительные пенсии состоявшимся пенсионерам, так и ЕПВ на альтернативные цели – превысили 2,1 триллиона тенге.

– То есть государство услышало людей, проработав вопросы, поднимаемые обществом, и были найдены решения?

– Руководство страны взяло курс на «Слышащее государство», а казахстанцы стали более активными в диалоге. В пенсионной системе мы это ощущаем тоже, когда работаем с населением, экспертами, журналистами. Вопросы пенсионных накоплений и выплат лежат в практической плоскости и связаны с качеством жизни людей.

Результаты диалога и реализуемых решений касаются нашей работы напрямую. Во-первых, потому что ЕНПФ – социальный институт. Во-вторых, финансовый институт, где находятся личные сбережения казахстанцев. И в-третьих, фонд – крупнейший институт страны с самой большой клиентской базой. Поэтому ЕНПФ всегда в фокусе внимания общества и принимаемые решения имеют такое важное значение как для людей, так и для экономики.

– Социальный диалог по пенсионной системе продолжается…

– Это хорошо и важно для каждого человека и нашей страны в целом.

Государства, где есть системы национальных сбережений, более самодостаточны и финансово устойчивы, легче преодолевают кризисные явления. В Казахстане система сбережений не раз выручала в кризисные периоды, стабилизируя социально-экономическую ситуацию.

Во-первых, речь идет о Национальном фонде, который может быть использован в таких случаях. Во-вторых, о пенсионных сбережениях населения, инвестируемых в различные финансовые инструменты, включая государственные ценные бумаги (ГЦБ), приобретаемые такими институциональными инвесторами, как ЕНПФ.

В качестве наглядного примера, можно вспомнить российский экономический кризис 1998 года с дефолтом по государственным ценным бумагам России. Иностранные инвесторы спроецировали риски России на Казахстан и стали спешно продавать ГЦБ нашей страны. В этот сложный период важную роль сыграла накопительная пенсионная система Казахстана. Пенсионные фонды за счет пенсионных активов поддержали рынок ГЦБ республики, выкупив их на внешнем рынке.

- В результате было сохранено доверие населения к государству и инвесторов к Казахстану и одновременно получен хороший доход по пенсионным активам для наших граждан.

Важность наличия в стране пенсионных сбережений заключается в следующем. Есть стабильный внутренний источник инвестиций в национальную экономику. Не формируются валютные риски в отличие от заимствования за рубежом. Не нужно платить по внешним долгам, а лучше заплатить по обязательствам в тенге своим институциональным инвесторам, оставив деньги в стране. И хотя наша накопительная пенсионная система молодая, но она уже достигла 18% к ВВП страны. В странах, где такая система уже давно функционирует, показатель пенсионных активов к ВВП составляет 50–80%, и она играет большую роль в стабилизации национальной экономики и обеспечении независимости страны.

Например, в пяти из 38 стран ОЭСР пенсионные активы превышают размер ВВП страны: Нидерланды (210%), Исландия (194%), Швейцария (149%), Австралия (129%) и Великобритания (119%). Общее среднее значение по всем странам ОЭСР составляет 63,5%, а медианное – 13,9%.

– Сколько пенсионных денег работает внутри страны, на экономику?

– Их доля в ГЦБ Казахстана составляет около 40% от пенсионных активов. Инвестиции в ГЦБ решают важные вопросы формирования реалистичной кривой доходности и индикаторов стоимости денег на внутреннем рынке ценных бумаг, за их счет стабилизируется бюджет страны. Можно также сказать, что пенсионные деньги через инвестиции в ГЦБ привлекаются в различные госпрограммы и на социальные выплаты населению.

– Причем ГЦБ – надежные инструменты...

– Надежность инвестиций для ЕНПФ – в приоритете. Плюс по ГЦБ – стабильная и гарантированная доходность. Опыт многих стран с накопительной пенсионной системой показывает, что на первом этапе доля инвестиций в ГЦБ составляла не менее половины от пенсионных активов. В периоды кризиса доля могла даже вырасти с учетом безрисковости ГЦБ для внутренних инвесторов.

Следующими по надежности внутренних эмитентов, как правило, являются ценные бумаги квазигосударственного сектора, используемые в том числе для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты страны. Сейчас их доля составляет около 15% от пенсионных активов.

Фондовый рынок у нас пока недостаточно емкий для пенсионных активов. Поэтому доля инвестиций в акции, депозитарные расписки и облигации казахстанских эмитентов составляет пока около 10%.

Во многих странах всегда есть дилемма: размещать пенсионные активы только внутри страны либо частично за рубежом. Ответом является продуманная диверсификация инвестиций, обеспечивающая сохранность активов и стабильность доходов. Здесь должен быть баланс, и он сейчас выдерживается. По валютной структуре, например, доли инвестиций в тенге и в иностранных валютах составляют примерно 70 и 30% соответственно.

 

Позаимствовать у себя… из будущего

– Некоторые эксперты считают популизмом использование денег из Нацфонда, едино­временные выплаты из ЕНПФ и другие меры, на которые пошло правительство… Что бы Вы ответили критикам?

– Инициатива о единовременных выплатах из ЕНПФ была озвучена главой государства. При этом он подчеркнул, что наша цель не состоит в том, чтобы раздать все накопления сейчас, оставив людей без достойной пенсии в старости. Он отметил, что «нужно создать стимул для выведения зарплат из тени, чтобы люди начали требовать от работодателей платить пенсионные взносы».

Накопления на пенсию – это основная цель. Важно понимание: накопления есть и они – собственность каждого конкретного вкладчика, источник его пенсионного дохода. Такое понимание поддерживает стремление накопить на достойную пенсию, как это принято в развитых странах, а наша общая задача – государства, инвестиционных управляющих и вкладчика – их сберечь и приумножить.

С одной стороны, очевидно, что изъятия из ЕНПФ скажутся на сумме накоплений и впоследствии повлияют на размер пенсии. Чем меньше сбережений, тем меньше накопительная пенсия.

С другой стороны, все хорошо понимают, почему люди обращаются за ЕПВ. Если у человека и его семьи нет жилья, то для него приобретение жилья в собственность, в том числе за счет пенсионных накоплений, привлекательно.

С предоставлением права гражданам на изъятие части пенсионных сбережений на альтернативные цели важно обеспечить, чтобы их сбережения формировались на уровне, достаточном для обеспечения адекватности пенсии, с учетом расширения целей по их использованию. Кроме того, уровень пенсионного обеспечения наших граждан должен поэтапно приближаться к стандартам передовых стран.

Есть опыт ряда стран (Сингапур, Малайзия, Мексика), где сбережения формируются не только на пенсию, но и на другие цели – на лечение и жилье. Соответственно, в этих странах ставка отчислений выше, а также, как правило, предусмотрено целевое разделение счетов, позволяющее гражданам накапливать на разные цели без ущерба для их будущей пенсии.

При дальнейшей модернизации пенсионной системы также важна ее правильная параметризация, обеспечивающая долгосрочную устойчивость системы и приближение качества жизни будущих пенсионеров к международным стандартам.

 

Вопреки коронакризису

– Последние два года были отягощены коронакризисом, что сказалось на здоровье, жизни, доходах людей. А как это отразилось на показателях ЕНПФ?

– Кризис очень сильно повлиял на ведение бизнеса, на доходы граждан и привел к одной из самых глубоких глобальных рецессий за последнее столетие. Мировая экономика в 2020 году снизилась на 3,5%, экономика Казахстана – на 2,5%. Казахстан, как и многие страны, принял ряд радикальных мер по поддержке бизнеса и платежеспособности населения. Особое внимание было уделено более чувствительным секторам экономики, малому и среднему бизнесу.

– Большой ли провал был по поступлениям в фонд?

– Поскольку доля взносов, поступающих от предприятий МСБ в ЕНПФ, не очень большая, то провала не было. Более того, в 2020 году активы выросли больше, чем в предыдущие годы: на 20%, до 12,9 трлн тенге. Это выше среднего ежегодного прироста накоплений, составившего 17% за последние 5 лет. Количество ИПС в фонде увеличилось на 10%, до 11,7 млн по всем видам взносов.

В 2020 году НБ РК обеспечил значительный инвестдоход по пенсионным активам – 1263 млрд тенге, что в 1,8 раза превышает показатель годом ранее. Рост активов произошел прежде всего за счет инвестдохода и только потом за счет всех видов пенсионных взносов – 1085 млрд тенге, что на 10% больше, чем в 2019 году. Рост накоплений за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов был еще выше – порядка 28%. Доходность пенсионных активов составила 10,92%, что на 3,42% выше годовой инфляции в 7,5%.

– С чем связан рост?

– Два фактора. Первый – работодатели продолжали аккуратно отчислять пенсионные взносы на счета своих работников, больших долгов не формировали. Средний размер пенсионного взноса вырос на 13% по сравнению с 2019 годом. Что, в принципе, коррелирует с ростом средней зарплаты по Казахстану.

И второй, даже более важный фактор – Нацбанк, несмотря на кризисные явления в 2020 году, показал очень хорошую инвестиционную доходность. Ну а большой рост числа пенсионных счетов, открытых в ЕНПФ, был связан с выплатами единого совокупного платежа (ЕСП). В те месяцы, когда люди хотели получить карантинные соцвыплаты, было открыто более миллиона ИПС. По итогам года количество активных вкладчиков превысило 6,3 млн человек, а с учетом плательщиков ЕСП – 8,8 млн человек.

Текущий 2021 год также подтвердил, что кризисные явления сильно не затронули динамику пенсионных накоплений. За 10 месяцев 2021 года количество активных вкладчиков превысило 6,75 млн человек. Нацбанк обеспечивает высокий инвестдоход – больше 1,2 трлн тенге за 10 месяцев. И по взносам сохранилась положительная динамика. Лишь замедлился рост пенсионных активов, поскольку к 1 ноября было изъято более 2 трлн тенге на жилье и лечение. Однако за счет инвестдохода и текущих взносов с начала 2021 года был обеспечен рост активов на 3%.

– Но есть же и возврат ЕПВ?

– На 1 ноября возврат ЕПВ на жилье и лечение составил 281,1 млрд тенге. Накопления не были использованы на ранее заявленные гражданами цели. Возможно, не был найден подходящий вариант жилья или средства были использованы лишь частично. Напомню, что не использованные вкладчиком ЕПВ со спецсчета в Отбасы банке спустя 45 рабочих дней возвращаются на ИПС в ЕНПФ. Поэтому мы советуем казахстанцам переводить свои накопления только после того, как определились с покупкой недвижимости или медрасходами, подготовили необходимые документы. Это в их интересах, поскольку деньги, изъятые из ЕНПФ и перечисленные на спецсчета, в этот период не инвестируются и инвестдохода не приносят. Первый опыт использования ЕПВ позволил людям убедиться, что механизм работает. В дальнейшем важно повышение финансовой грамотности наших граждан по эффективному использованию своих накоплений.

 

В режиме нон-стоп

– Как в условиях пандемии изменился режим работы офисов ЕНПФ?

– Еще до пандемии и карантина фонд перевел в электронный формат большинство своих услуг, автоматизировал многие внутренние бизнес-процессы. Поэтому мы смогли оперативно перейти на дистанционный и комбинированный режимы работы, не приостанавливая ни на день обслуживание клиентов.

Работая с населением, мы анализируем запросы граждан, возможности цифровизации услуг, оптимизируем филиальную сеть, развиваем онлайн- и офлайн-сервисы. Сейчас у ЕНПФ 183 офиса обслуживания по всему Казахстану. Всего с начала 2021 года вкладчикам при обращении в региональные офисы ЕПНФ было оказано около 2 млн услуг – почти вдвое больше, чем годом ранее.

Значительно вырос спрос на онлайн-услуги. За 2020 год было оказано более 19,4 млн услуг, из них более 92% – в электронном формате. А за 10 месяцев 2021 года объем всех услуг уже превысил 33,5 млн, более 90% – в электронном формате.

В регионах действуют сервисы – «мобильный агент» и «мобильный офис» (оснащенные автомобили). Наши специалисты выезжают и обеспечивают обслуживание в удаленных аулах, на предприятиях или на дому, к примеру, людей с ограниченными возможностями. В соцсетях всегда активны странички ЕНПФ на платформах Instagram, Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники».

– Какие новые цифровые сервисы появились за это время?

– Мы максимально оцифровали имевшиеся и новые сервисы, выстроили исключительно электронное взаимодействие со всеми банками – уполномоченными операторами по услугам изъятия ЕПВ. Обслуживание граждан операторами идет по принципу одного окна, без необходимости отдельного обращения в ЕНПФ. Такой же принцип реализован при переводе пенсионных накоплений управляющим инвестпортфелем – все услуги вкладчик получает в своем личном кабинете в ЕНПФ на сайте enpf.kz или в мобильном приложении ENPF.

– Пришлось ли модернизировать техническое оснащение?

– Имевшиеся ресурсы фонда позволили решить все вопросы. Однако требования повышаются, люди хотят получать услуги быстрее, поэтому в ближайшее время предстоит модернизация сервисов ЕНПФ. В перспективе новые сервисы позволят работнику фонда персонализировать услуги клиентам. Принимая запрос, он будет владеть всей историей обращений вкладчика, решать вопросы с учетом его конкретной жизненной ситуации и пенсионных накоплений (пенсионные выплаты, перевод в инвестирование или на покупку пенсионного аннуитета, достаточность сумм для изъятия на жилье и лечение, оценка прогнозной совокупной пенсии).

– Можно ли сегодня ни разу не заходя в офис ЕНПФ решить все вопросы?

– Большинство услуг фонда – 94% – уже оцифровано. По основным услугам нет необходимости обращаться в офис фонда. В 2019 году реализовано автоматическое открытие счета по обязательным пенсионным взносам (без необходимости заключения договора и подачи заявления). С мая 2021 года такая же функция законодательно реализована по добровольным пенсионным взносам, а с 26 октября 2021 года – по обязательным профессиональным пенсионным взносам. Это очень удобно для работодателей и работников, занятых во вредных производствах.

Зарегистрировавшись в личном кабинете на сайте enpf.kz, можно в режиме 24/7 контролировать пенсионные взносы и инвестдоход, дополнять реквизиты, подать заявление на пенсионные выплаты или перевод в инвеступравление, отследить статус заявления, включая статус своей заявки по ЕПВ на жилье и лечение, поступившей в ЕНПФ от банка – уполномоченного оператора, и многое другое.

На сайте можно посчитать свою будущую пенсию, воспользовавшись сервисом «прогнозный пенсионный калькулятор». Если вкладчик зарегистрирован в личном кабинете на сайте enpf.kz, то данные в калькуляторе загружаются автоматически, и легко осуществляется расчет будущей совокупной пенсии – государственной и накопительной.

– Надо ли приходить в офис фонда, чтобы оформить пенсию?

– Также отдельно обращаться в ЕНПФ не нужно. С 2018 года введена композитная услуга. Когда человек достигает пенсионного возраста, он обращается в госкорпорацию «Правительство для граждан», то есть в ЦОН, с документами на назначение базовой и солидарной пенсий из бюджета. Автоматически эта информация приходит в ЕНПФ, и оформляется выплата накопительной пенсии.

– Какие запросы еще не оцифрованы?

– Мы уже проработали механизм перевода пенсионных накоплений в страховые организации без необходимости обращаться в ЕНПФ. Вкладчик будет обращаться только в страховую организацию для заключения договора пенсионного аннуитета. А последующий обмен информацией будет налажен между ЕНПФ и единой страховой базой данных в АО «Государственное кредитное бюро». Есть некоторые услуги, оцифровать которые пока не позволяет законодательство. Это вопросы выплаты накоплений в случаях их наследования или выезда на ПМЖ – здесь требуется личное обращение в офис ЕНПФ с необходимыми документами.

– С наращиванием объема и возможностей цифровых услуг возрастают и риски. Как решаются вопросы кибербезопасности?

– Эти вопросы решаются при интеграции с информационными системами госорганов и других организаций. Если говорить о выплатах, то здесь более строгий подход, и вопрос удаленной идентификации мы решаем очень осторожно. При внедрении новых сервисов, например, видеоконсультанта, будет реализована многоступенчатая комплексная идентификация (визуальная идентификация, СМС-сообщение, биометрия).

В ЕНПФ будут использованы результаты работы правительства и Нацбанка по организации удаленных сервисов с использованием ЭЦП, биометрии, а в перспективе – других инновационных технологий, в том числе в рамках нацпрограммы «Цифровой Казахстан». В ЕНПФ будут расширяться проактивные и композитные услуги, оптимизирующие их получение в интересах граждан.

 

ЕПВ: кто не успел, тот не опоздал

– ЕНПФ уже проанализировал предпочтения казахстанцев при использовании части своих пенсионных накоплений?

– С 25 января по 1 ноября 2021 года фондом исполнено 485 772 заявления вкладчиков (получателей) на целевое использование пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий на общую сумму более 1,9 трлн тенге. Основные цели следующие: 70,6% – на приобретение жилья, строительство жилого дома; 12,8% – на первоначальный ипотечный взнос, полное и частичное погашение, рефинансирование ипотечного займа; 13,7% – на получение зай­ма по системе жилстройсбережений, полное и частичное погашение, рефинансирование займа по этой системе; около 3% – на прочие жилищные цели.

ЕНПФ на своем сайте enpf.kz оперативно размещает развернутую статистику по исполненным заявлениям граждан, поступившим от банков – уполномоченных операторов, в разрезе целей, регионов, количества заявок и сумм изъятий. Заявленные ими цели не всегда являются конечными. Они могут быть изменены вкладчиком уже после того, как деньги из ЕНПФ переведены на его спецсчет, открытый у уполномоченного оператора.

Постепенно растет интерес граждан и к передаче накоплений четырем действующим управляющим инвестиционным портфелем. По состоянию на 1 ноября пока им передано около 5,44 млрд тенге.

Всплеск интереса к использованию накоплений на ЕПВ был сразу после реализации законодательных норм. Пик обращений пришелся на февраль, а сейчас динамика обращений и изымаемых сумм снижается. Если в феврале были исполнены порядка 86,3 тыс. заявлений на 444,8 млрд тенге, то в октябре исполнено 35,4 тыс. заявлений на улучшение жилищных условий на 87,8 млрд тенге.

Законодательно определены три категории людей, которые могут воспользоваться пенсионными накоплениями на жилье, лечение. Первая, самая массовая, – те вкладчики, кто сейчас работает и имеет накопления выше порога минимальной достаточности. Вторая группа – получатели, состоявшиеся пенсионеры, у которых, как правило, уже нет трудовых доходов, но их коэффициент замещения пенсией превышает 40% от утраченного заработка (они могут использовать 50% от общей суммы накоплений на счете). И третья группа – те вкладчики и получатели, кто приобрел пенсионный аннуитет с пожизненными выплатами. Поскольку они уже обеспечили себя минимальной пенсией по договору аннуитета, то могут реализовать право использования оставшихся пенсионных накоплений на альтернативные цели.

ЕПВ, направляемые на жилищные нужды, могут быть использованы гражданами для снижения своих обязательств по ипотечным жилищным займам перед банками, а также на оформление новых ипотечных договоров. Поэтому изъятие ЕПВ, с одной стороны, уменьшает кредитную нагрузку граждан, с другой стороны, есть рост нагрузки по новым кредитам.

– Есть ли спрос на финансирование медицинских целей?

– Их доля невелика. Средний размер изъятия на лечение составляет около 1 млн тенге на одного человека. Это объясняется тем, что большая часть медицинских услуг уже покрывается государственным объемом бесплатной медицинской помощи и Фондом обязательного медицинского страхования. В результате перечень видов лечения, которые могут оплачиваться за счет ЕПВ, ограничен, и большого роста объема и количества заявлений по лечению пока не ожидается.

– Читатели ДК спрашивают, правда ли, что ЕПВ – это разовая мера и кто сейчас не успел, не сможет это сделать позже?

– Возможность использования пенсионных накоплений – это принятое решение, преду­смотренное законодательством, право по которому может быть реализовано гражданами при наличии достаточных сумм пенсионных накоплений.

Есть вопросы?

– Жанат Бостанович, у Вас на сайте ЕНПФ есть личный блог. Каков топ-3 самых популярных вопросов?

– В начале реализации возможности досрочного изъятия пенсионных накоплений количество обращений на блог выросло в месяц до порядка 200–300. А за 10 месяцев текущего года уже поступило в 1,3 раза больше обращений, чем за весь 2020 год.

Наиболее часто задаваемые вопросы – досрочное изъятие; оформление пенсионных выплат, в том числе при выезде на ПМЖ; изменение персональных реквизитов вкладчика. То есть в основном обращения связаны с конкретной жизненной ситуацией вкладчика.

– Насколько загружен при этом call-центр ЕНПФ?

– Нагрузка намного выросла. В пиковые месяцы ЕНПФ был вынужден переориентировать часть своих сотрудников на работу в call-центре, привлечь региональные подразделения. Если в 2019 году в call-центр поступало за месяц около 20 тыс. обращений, в 2020 году – 40 тыс., то с начала 2021 года – около ста тысяч звонков в месяц.

Начиная с января 2021 года резко выросло количество обращений по всем каналам связи, что также было связано с ЕПВ. Ежегодно приоритеты обращений граждан меняются. В этом году фокус сместился на вопросы, касающиеся выплат и переводов ЕПВ, – 49,95%, на втором месте вопросы о способах получения выписки с ИПС – 11,56% и на третьем – получение интернет-выписки – 6,9%.

Если говорить об общей финансовой грамотности населения, то, как показывают независимые социсследования, базовый уровень знаний о ЕНПФ и пенсионной системе сейчас выше среднего – 62–63%. Уровень же экспертных, более глубоких знаний об НПС вырос с 24,7% в 2017 году до 27,5% в 2020 году.

 

Чтобы жить – не тужить на пенсии

– Сколько существует накопительная система в РК, столько идет и дискуссия о достаточности суммы пенсионных накоплений казахстанцев. Есть ли возможности для улучшения этого показателя?

– Все страны стремятся обеспечить рост уровня пенсионного обеспечения своих граждан, развивая все компоненты пенсии, как государственные, так и индивидуальные накопительные.

По накопительному компоненту пенсии многое находится в руках самого человека: какие накопления он сформировал, такую пенсию и будет получать. Суммы накоплений зависят от трех факторов: регулярность и размеры взносов, а также инвестиционный доход. Достаточность накоплений определяется ожидаемым самим вкладчиком уровнем замещения своего трудового дохода (перед выходом на пенсию) будущим пенсионным доходом. Согласно международным стандартам уровень замещения должен быть не ниже 40% от размера трудового дохода.

В развитых странах коэффициент замещения составляет около 60–70%, а в Казахстане сейчас 56%, во многом благодаря наличию солидарного компонента пенсии. Но в будущем ожидается, что основным компонентом для работающего населения должна стать накопительная пенсия.

Согласно расчетам ОЭСР, для формирования адекватных пенсионных накоплений, позволяющих обеспечить вкладчику уровень замещения не ниже 30% за счет накопительной пенсии, минимальная ставка отчислений в накопительную систему должна быть около 13%. По факту в странах ОЭСР и в странах с передовыми пенсионными системами, входящих в глобальный пенсионный индекс MCGPI, отчисления составляют 17–18%.

С учетом международной практики для повышения стандартов пенсионного обеспечения своих граждан в Казахстане потребуется дальнейшее развитие всех источников будущей пенсии – государственного компонента (базового пенсионного обеспечения за счет госбюджета) и накопительного компонента (за счет индивидуальных сбережений).

– Недавно Минтруда презентовало изменения в Концепцию развития пенсионной системы. Как в целом они скажутся на пенсионной системе?

– В проекте концепции предусмотрен ряд дополнительных мер, направленных на обеспечение граждан совокупной пенсией, адекватной их трудовому стажу, рост пенсионных накоплений и выплат, уровня замещения утраченного дохода, соответствующего международным стандартам.

Над документом работали госорганы и эксперты.   Долгосрочные комплексные актуар­ные расчеты, проведенные ЕНПФ, были направлены на определение уровня пенсионных доходов граждан за счет многокомпонентной пенсии. Расчеты проводились на основе демографических, социально-экономических факторов с учетом разных параметров, ставок отчислений, изъятия на альтернативные цели. Основная задача концепции – обеспечить в Казахстане гражданам адекватные пенсионные доходы не ниже международных стандартов пенсионного обеспечения.

Алевтина ДОНСКИХ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -