Настройки
Язык
Тема
Обновление

Подвисания на линии

21155

Уже стало привычным делом, что по вечерам у казахстанцев начинаются проблемы со связью. Видеозвонки по мобильному интернету и Wi-Fi зависают, телевизоры, работающие через Wi-Fi, не с первого раза подключаются к нему. Антимонопольный орган в лице АЗРК с сожалением констатирует, что на сегодняшний день на телекоммуникационном рынке наблюдается доминирующее либо монопольное положение отдельных компаний в основных сегментах телекоммуникационного рынка ввиду концентрации у них значительной телекоммуникационной инфраструктуры. Когда ситуация изменится в лучшую сторону? Есть ли свет в конце туннеля? Вопросы остаются открытыми…

Согласно официальным данным Бюро национальной статистики АСПР РК, трафик широкополосного доступа к интернету в 2019 году составил 4 834 620 081,8 Гб, в 2020 году – 7 130 429 411,1 Гб.

 

Как они работают?

Операторы связи в 2020 году отчитались в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, что из общего объема пропускной способности 1580 Гбит/с (1180 Гбит/с в 2019 году) в зависимости от потребностей пользователей (выбор тарифного плана, а также платежеспособность пользователей) используется 1400 Гбит/с (1003 Гбит/с в 2019 году), то есть загрузка сетей составляет 88%.

Пропускная способность внешних каналов интернета самого крупного провайдера страны «Казахтелекома» составляет более чем 1,5 Тбит/с, с максимальной загрузкой в вечернее время 82–84%, кеш серверов – 70% при общей полосе пропускания 2,4 Тбит/с, при этом внутренние каналы загружены всего на 64%. Но число жалоб на качество интернета и связи не уменьшается.

«Порядка 75% запросов по вопросам качества услуг интернета решается на уровне контактного центра, то есть запросы, решаемые дистанционно. Например, специалисты консультируют клиентов, как настроить интернет на их устройствах, помогают восстановить учетные данные для входа в интернет, то есть восстановить работу услуги интернет и телевидения, если нет повреждения на объектах сети либо у клиента, а также обрабатывают информационные запросы. Примерно в 25% обращений требуется выезд технических специалистов. Наиболее частые причины временного ухудшения качества услуг телекоммуникаций – выход из строя, сбой в работе либо настройках оборудования, установленного на стороне абонентов (модем, приставка), обрыв кабеля, перебои с обеспечением электроэнергией в некоторых регионах» ответ на официальный запрос в АО «Казахтелеком»

 

Как их наказывают?

Впрочем, несмотря на оперативную работу специалистов «Казахтелекома» и других провайдеров, вопросы по качеству интернета и связи остаются. В целях улучшения качества связи в текущем году на законодательном уровне для операторов связи установили минимальные требования к скорости интернета.

«Представленные в Приказе показатели качества доступа к интернету определяют долю значений с пороговым параметром скорости передачи данных: не менее 1 МБит/с в 10% от общего объема измерений в технологии 3G и не менее 5 МБит/с в 10% от общего объема измерений в технологии 4G, что является достаточно низким пороговым значением показателей. В отношении фиксированного доступа в интернет показатель скорости передачи данных составит не менее 70% от максимального значения, предусмотренного в тарифном плане абонента.

Так, в текущем году (по состоянию на 8 ноября) Министерством было проведено 454 проверки в отношении операторов связи и выписано штрафов на сумму 100,1 млн тенге. Количество проведенных проверок зависит от количества поступивших в адрес Министерства обращений на качество связи», – ответили на наш официальный запрос в МЦРИАП.

Также министерством подготовлены поправки, чтобы усилить ответственность субъектов крупного предпринимательства, предоставляющих услуги связи, а именно увеличить размер штрафа за административные правонарушения в области связи (предоставление пользователям услуг связи, не соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам и показателям качества услуг связи).

В соответствии с Предпринимательским кодексом РК при наличии официального обращения министерство может организовать зарегистрированную в органах прокуратуры внеплановую проверку в отношении оператора связи. В ходе проверки проводятся инструментальные замеры параметров качества связи. По результатам проведенных замеров при наличии каких-нибудь отклонений от утвержденных норм в отношении оператора связи принимаются меры в соответствии со статьей 637 Кодекса об административных правонарушениях.

«Для проведения проверки качества предоставляемых услуг связи необходимо обратиться с официальным обращением в адрес Министерства или его структурных подразделений через Портал «Электронного правительства» либо в бумажном виде, с детальным описанием имеющейся проблемы, указанием контактов, точного адреса (зоны покрытия мобильной связи) и оператора связи, услугами которого пользуется заявитель» МЦРИАП

В эффективности таких мер сомневаются в Национальной ассоциации коммуникации и цифровизации.

«Уполномоченным государственным органом применяется практически весь спектр воздействующих на операторов сотовой связи мероприятий, однако, как показывает практика, улучшение качества услуг от данных действий не прослеживается. К примеру, Министерство оштрафовало сотовых операторов за низкое качество связи на 100 млн тенге, однако при совокупном доходе около 500 млрд тенге наказание, на наш взгляд, несоизмеримое. Выходит, некоторым операторам выгоднее оплачивать штраф, нежели улучшать качество связи. Нужны более серьезные санкции, вплоть до отзыва разрешения на использование радиочастот и лицензии на сотовую связь» Национальная ассоциация коммуникации и цифровизации

 

«Мертвые зоны» на карте мегаполиса

Даже в Алматы можно заметить, как у Kcell и Activ, например, в одном-двух кварталах плохо ловит связь, зато здесь же нормально ловят Tele2 и «Алтел». В другом квартале – наоборот. Мы попытались выяснить, с чем это связано и есть ли возможность устранить эти «мертвые зоны» и сделать так, чтобы все сотовые операторы работали одинаково хорошо.

«Казахтелеком» ответил, что на распространение сигнала в разных частях Алматы, как и в любом другом населенном пункте, влияет множество факторов.

«Как известно, для распространения сигнала используются радиоволны, поэтому работа устройств и передача данных в сети происходит без использования кабельных соединений. Таким образом, на работу беспроводных сетей воздействует большое количество различного рода помех: стальные каркасы зданий, стены (особенно в сочетании бетон плюс арматура), металлические двери могут частично или значительно отражать/поглощать радиосигналы. Это и приводит к ухудшению сигнала. Внутри помещения причиной помех также могут являться зеркала и тонированные окна. Кроме того, помехи могут быть вызваны атмосферными осадками. Очень многое зависит от места расположения базовой станции того или иного оператора. Таким образом, абонент, находящийся ближе к базовой станции, получает более устойчивый сигнал, в то время как абонент, располагающийся на отдалении, – менее устойчивый» «Казахтелеком»

Понятно, что в густонаселенных районах на работу базовых станций влияет большое количество устройств, одновременно подключающихся к сети.

«Между ними распределяется мощность сигнала. Если мощности базовой станции недостаточно, часть устройств может быть переадресована на соседнюю базовую станцию. В момент пиковой загруженности сигнал также может быть нестабильным. На него влияют не только бытовые приборы, но и Bluetooth-устройства, беспроводные клавиатуры и мыши, работающие в зоне покрытия. Операторы ведут постоянную работу по тестированию сигнала и его улучшению. Для этого необходима как модернизация существующего оборудования, так и его замена. Поэтому операторы вкладывают значительные средства в развитие инфраструктуры» «Казахтелеком»

 

Илон нам поможет?

АО «Казахтелеком» уверяет, что имеет достаточную пропускную способность как внешних, так и внутренних каналов для пропуска клиентского трафика даже в часы наивысшей нагрузки, но некоторые проблемы по вечерам возможны из-за того, что многие популярные ресурсы расположены за пределами страны.

«Популярные ресурсы расположены не только на территории РК, но и за ее пределами, и трафик до них проходит через транзитных операторов связи, на сетях которых может наблюдаться высокая загруженность, при этом загруженными могут быть и сами ресурсы, в связи с чем абоненты могут наблюдать снижение скорости и зависания. Для решения данной проблемы «Казахтелеком» организовывает прямые каналы до популярных площадок обмена трафиком и локализует трафик популярных ресурсов и контент провайдеров внутри РК путем установки кеширующих серверов (GOOGLE, Facebook, VK, AKAMAI, VALVE, NETFLIX, YANDEX, CLOUDFIRE, CDNVIDEO, MEGOGO и др.). Это позволяет нам сократить задержки и значительно улучшить качество доступа к этим ресурсам. Также качество доступа к сети интернет может зависеть от технологии подключения последней мили, например по медным линиям связи или по «оптике». Мы расширяем зону покрытия технологии GPON, а также внедряем новые беспроводные решения, такие как Fixed Wireless Access (FWA)» «Казахтелеком»

Этой осенью Илон Маск объявил, что бета-тест технологии спутникового интернета Starlink закончился и оборудование для работы сервиса поступит в широкую продажу, ожидается расширение географии Starlink и появление в новых странах. Есть вероятность, что в недалеком будущем интернет от Илона Маска официально заработает и на территории СНГ – в частности, переговоры об этом ведут SpaceX и представители стран.

Правда, когда «интернет от Илона» появится в Казахстане, пока неизвестно.

«В настоящее время Министерством проводятся переговоры с компанией SpaceX по возможности тестирования спутниковой связи широкополосного сервиса Starlink, по результатам которого будет официальный пресс-релиз от Министерства. Вместе с тем проводится работа с компанией OneWeb по предоставлению доступа к интернету по технологии НГСО» МЦРИАП

Связь есть. А где же конкуренты?

В данный момент на рынке сотовой связи фактически присутствует два оператора связи – в лице ТОО «Кар-Тел» («Билайн») и АО «Казахтелеком» («Кселл», «Алтел» и «Теле2»), и при ограниченном ресурсе радиочастотного спектра (РЧС) качество предоставляемых услуг из года в год ухудшается.

«Имеется административный барьер на рынке услуг связи при получении лицензии на оказание услуг связи, ограниченность радиочастотного спектра, непрозрачность распределения малых радиочастот, ограниченность доступа к коммунально-бытовому сектору и участившиеся отказы в доступе к кабельной канализации. В связи с этим антимонопольный орган вынес предписание в адрес МЦРИАП, указав на необходимость внесения изменений в действующие правовые акты» Директор департамента транспорта и связи Агентства РК по защите конкуренции Нургуль Жаманова

В Национальной ассоциации коммуникации и цифровизации считают, что сотовые операторы, владеющие радиочастотами, хотя и вкладывают немалые средства в улучшение качества связи, но этого недостаточно для улучшения сервиса.

«В открытых источниках информации, в том числе на официальных сайтах операторов связи, есть данные по выручке от предоставления услуг мобильной связи и объема инвестиций на развитие своей инфраструктуры. Операторы сотовой связи вкладывают немалые средства в развитие отрасли – создание инфраструктуры, проведение связи в отдаленные районы, расширение мощностей и т. д. Наибольшая сумма капитальных затрат (CAPEX) наблюдается у Beeline – 39 млрд тенге, что составляет 27,2% от выручки компании. При этом у Kcell капитальные затраты в аналогичном периоде составили 7,2 млрд тенге, или 5,7%» Национальная ассоциация коммуникации и цифровизации

Как отметил глава государства, на сегодняшний день наблюдается слишком высокий уровень концентрации и монополизации практически во всех базовых отраслях: в электроэнергетике, поставке нефтепродуктов, железнодорожных перевозках, предоставлении сотовой связи и других. И есть необходимость прямого применения статьи 3 Предпринимательского кодекса РК, предусматривающей свободу предпринимательства, равенство субъектов предпринимательства и добросовестную конкуренцию путем вхождения на данный рынок новых игроков.

«Для улучшения качества связи нужно обеспечить честную конкуренцию, в результате которой пользователь своими заработанными деньгами сможет сделать выбор в пользу доступной и качественной связи. На данный момент имеющиеся барьеры входа на рынок сотовой связи являются тормозом для развития цифровизации и экономики в целом» Национальная ассоциация коммуникации и цифровизации

По нашей информации, компания «Транстелеком» имеет финансовую модель по вхождению на рынок сотовой связи и готова инвестировать собственные средства в размере $154 млн в развитие интернета на селе. Известно, что сейчас МЦРИАП рассматривает вопрос проведения аукциона на радиочастоты на платформе информационно-учетного центра Министерства финансов РК. Но это будет уже в следующем году, а пока нам придется решать проблемы с качеством связи по мере их поступления, обращаясь с жалобами, в случае их возникновения, в техподдержку своих операторов.

Альберт АХМЕТОВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -