Настройки
Язык
Тема
Обновление

Браво, Померанцев! 100 лет признания и 1000 раз спасибо!

18331

22 марта ушел из жизни легендарный артист театра и кино, народный артист КазССР, фронтовик, Герой труда Юрий Борисович Померанцев. 25 марта в театре им. Лермонтова прозвучали последние аплодисменты, театральная и культурная общественность города простилась, проводив в последний путь, с выдающимся актером, немного не дожившим до 100-летнего юбилея.

Юрий Борисович Померанцев – человек-эпоха, легенда театра и кино: 79 лет на сцене из 99. Сценические роли, как целая жизнь: от добрейшего врача в фильме «Наш милый доктор» до генерала-предателя Андрея Власова в киноэпопее «Освобождение». Даже 99-летие он отметил на родной ему сцене старейшего театра драмы им. Лермонтова. Последняя полномасштабная роль «Визиты к мистеру Грину» состоялась 20 марта, за два дня до кончины, причем при полном аншлаге.

Впрочем, на каждом его спектакле аншлаг и бурные, продолжительные овации. Несмотря на столь достопочтенный возраст, ни при каких обстоятельствах Юрий Борисович не позволял себе расслабляться, болеть, тем более в дни спектакля. Он всегда был собран, дисциплинирован и ответственен, того же самого требовал от своих коллег, всей театральной труппы, которая многому научилась у своего талантливого наставника. Все соцсети заполнены горькими словами скорби и теплых воспоминаний. А воспоминания у каждого свои…

Все знают, что Юрий Борисович не любил давать интервью, зачастую признавался, что не хочет образовывать необразованных журналистов! Наша с ним предпоследняя встреча состоялась в «Доме кино», на вручении ему кинонаграды «Кулагер». Увидев в дверях Юрия Борисовича, тут же подбежала к нему, представилась, засыпала вопросами, и тогда он строго спросил: «А назовите-ка мне, милочка, спектакли с моим участием?». И тут понеслись перечисления, начиная от «Красной Шапочки», которую смотрела еще в детстве, «Свадьбы Кречинского», в подростковом возрасте, и до современных постановок.

Юрий Борисович тут же засиял, переспросив: «И спектакль по пьесе А. Миллера «Цена» смотрели? А вы знаете, что это моя любимая театральная роль?!» И тут же подарил мне свои цветы. Но я не отставала, пытаясь разузнать о его любимом актере, его любимом режиссере, любимом педагоге, любимых произведениях. С этого и завязался нехитрый диалог, сотканный из его прерывистых, но отчетливых воспоминаний.

Родился Юрий Борисович 11 декабря 1923 года в Киеве. Позже, еще в юности, с родителями переехал в Москву. После отца направили в Караганду. Там его семья пережила серьезную утрату – репрессию отца в 1938 году. А затем они с матерью отправились обратно в Москву. После школы Юрий Померанцев хотел поступить в театральное училище или институт, но началась война. Перед войной молодой абитуриент догадался написать письмо самому Василию Ивановичу Качалову и даже получить ответ.

Об этом эпизоде своей жизни Юрий Борисович часто вспоминал: «Значит, после окончания 10 классов я решил подавать заявление в театральный институт или техникум. И чтобы это прошло как можно удачнее, я немного слукавил, написав письмо Василию Ивановичу Качалову, в котором сперва хотел сказать, что я, московский школьник, посещал ваши спектакли. Подумав, написал иначе: Мы, с моим товарищем. То есть нас уже двое! В письме попросил у него совета, как бы хорошо показаться перед приемной комиссией. Вы понимаете мою хитрость?! Я все прекрасно знал, но мне хотелось получить письмо с автографом от самого Василия Ивановича Качалова».

В 1941 году был призван на фронт, проходил службу в лыжном батальоне северо-западного фронта. Принимал участие в Демянской наступательной операции, в районе поселка Демянск. В этой операции летчик Алексей Маресьев, прототип героя «Повести о настоящем человеке», в 1942 году остался без ног. Неудачной оказалась воздушная операция для «Демянского десанта». В ходе невероятной битвы, называемой «Демянским котлом», молодой ефрейтор Померанцев получил тяжелое ранение левой руки.

«Разнесло всю левую часть тела, рука аж повисла, задет был лучевой нерв. И я тогда подумал, а если бы в голову так, что тогда?! Вы не поверите, но письмо от Качалова я сохранил, пронес с собой через все военные казармы и госпитали той страшной войны, и хранится оно до сих пор», – вспоминал Юрий Борисович.   

После длительного лечения в городе на Волге – Горьком, в звании ефрейтора в 1943 году был демобилизован по ранению, поехал в Алма-Ату, где в эвакуации жила его мама. В старой доброй Алма-Ате, когда деревья были большими, а невысокие здания утопали в роскошной зелени ветвистых деревьев, молодому ефрейтору сразу же полюбился наш город-сад, где и началась его творческая карьера.

Все началось с хора, куда в 1943 году начинающего исполнителя, не имеющего музыкального образования, устроил его дядя, родной брат мамы, известный оперный тенор Александр Курганов. В оперном театре была выделена небольшая комнатка, где и жил, и работал начинающий актер в течение 3-х лет. В это же время после заключения в Алма-Ату приехала Наталья Ильинична Сац, которая организовала ТЮЗ для детей, а на роль волка в премьерном спектакле «Красная Шапочка» утвержден был молодой Юра Померанцев.

Эта яркая роль запомнилась многим ребятишкам того периода, эффект состоял в том, что в темноте искрился металл, сверкали острые лезвия, раздавался стук железа, а волк громко рычал: «Зубы, зубы я точу, я девчонку съесть хочу!». Ребятня громко визжала от восторга. А Юрий Борисович называл Наталью Сац своим главным педагогом-наставником, творческим покровителем, помогавшей ему, еще молодому и неопытному артисту, во многих спорных вопросах и непредвиденных ситуациях.

Старожилы помнят, что в ноябре 1941 года крупнейшие киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Алма-Ату. Вместе с Алма-Атинской студией художественных фильмов все они образовали Центральную объединенную киностудию Союза – знаменитый ЦОКС. Эта значимая киноиндустрия, с павильонами и кинозалом, размещалась в новом здании Дома культуры. Ныне там расположена Казахская национальная филармония им. Жамбыла.

Юрию Борисовичу удалось сыграть в массовке фильма «Иван Грозный». Любимым режиссером Юрия Борисовича был Шакен Айманов, в его картине «Наш милый доктор» он снялся уже после войны, в 1957 году. В 33 года сыграть 60-летнего старца, не имея никакого актерского образования, это действительно мастерство сценического перевоплощения, настоящий природный дар!

Благодаря этой роли Померанцева узнавали практически все, даже люди, далекие от искусства. По этому фильму можно видеть удивительную природу Казахстана 1950-х годов. У Шакена Айманова была задумка сделать ревю, где будет показано лучшее сценическое искусство Казахстана. В своих воспоминаниях Юрий Борисович искренне благодарил Шакена Айманова за оказанное ему доверие, за эту роль, куда он был утвержден без всяких проб.  

Позже у Юрия Померанцева были и другие роли в кино, в основном посвященные военной тематике: «Перекресток», «Орлята Чапая», «Березы в степи», «Земля отцов», «Родины солдат». Удивительный актер с не менее удивительной судьбой создал целую галерею блистательных образов в 300 разножанровых ролях.

Юрий Борисович вспоминал, что столько знаменитых людей можно было встретить в Алма-Ате военного периода. Город стал кинематографической столицей СССР, в народе его называли Советским Голливудом, и в этом немалая заслуга самих эвакуированных. Согласно данным киноэнциклопедии Казахстана, в начале 1941 года в город прибыло около 3 тысяч кинематографистов, в их числе известнейшие актеры, кинорежиссеры, операторы, сценаристы и художники кино. А вместе с ними – артисты балета, писатели, музыканты, поэты, ученые. В 1941 году был открыт алма-атинский Театр оперы и балета, после спектаклей в 23:00 состоялись уличные концертные выступления под открытым небом, проводились они на регулярной основе. И ведущим таких концертов в 1943-1945 годах был Юрий Померанцев. Несмотря на военное время, разруху, нехватку продовольствия, площадь была усеяна зрителями, транспорт не ходил, но это никого не останавливало.

«Это был невероятный прорыв театрального искусства», – вспоминал Юрий Борисович, поскольку вопреки всему люди тянулись к духовности и наполнялись ею.  

В 1953 году, как Д`Артаньян, вооружившись письмами, Юрий Померанцев поехал покорять театральные сцены Москвы. Тут, по его воспоминаниям, состоялась целая новелла. Обошел он с рекомендательными письмами все столичные театры, нигде не принимали, свободных вакансий не наблюдалось. Все было, как в кино, осень, холодный дождь, падают листья, робко ступая по краскам листопада, потеряв последнюю надежду, а навстречу по большой Москве как ангел-спаситель идет она – Наталья Ильинична Сац. Не раздумывая, приглашает его в Саратов, в 1953 году она руководила саратовским ТЮЗом.

Год спустя в 1954 году уже в Саратове он получает письмо от жены, что его приглашает на работу алма-атинский театр драмы им. Лермонтова, где он и проработал, если не сказать прожил, до конца своих дней. «Театр – мой второй дом», – признавался Юрий Борисович.

Он искренне восхищался игрой Фаины Раневской и Евгения Евстигнеева, возмущался тем, что великие актеры по 8 лет не получали ролей, а это большое испытание. «Невозможно без работы жить», – утверждал мэтр. Процитировал при встрече любимого писателя Мигеля де Сервантеса: «Самое главное заключается в том, что человек все время спорит с самим собой!» И как говорил его главный герой врач Лавров в картине «Наш милый доктор»: «Радовать человеческие сердца так же важно, как и лечить!»

Каждую роль Юрий Борисович продумывал до мелочей. В сценический образ своих героев часто привносил комические сцены из жизни, дополнял образы какими-то деталями. Над одной ролью он мог работать по нескольку лет, каждый раз добавляя что-то новое. И все это говорило о беззаветной любви и искренней преданности избранному делу! За почти 80 лет творческой деятельности Юрий Борисович взрастил не одно поколение профессиональных артистов. На его театрально-сценическом искусстве выросло не одно поколение благодарных зрителей. Поражал он зрителей своей искренностью и пронзительной убедительностью, в каждой роли просматривались смысл и глубина.

…Большое сердце, отданное делу всей жизни!

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -