Как предпринимателю работать мало, а зарабатывать много?

40602
Фото: СР

В этой статье я не буду рассказывать о случайностях, выигрышах в казино или внезапно полученном от богатого дяди наследстве. Речь о том, как работать мало, а зарабатывать много в собственном бизнесе. Кажется, что чем больше он становится, тем сложнее им управлять, тем больше времени он поглощает и создаёт стресса.

Многие предприниматели ощущают себя хомячком в колесе. Когда бизнес только стартует, колёсико маленькое и крутить его не составляет никакого труда. Но чем больше бизнес, тем больше обязательств, клиентов и персонала. Чтобы колесо крутилось с той же скоростью, нужно бежать в три раза быстрее. Тут предприниматели обнаруживают, что работают по 14 часов в день, и из этой ситуации нет никакого выхода.

 

Почему возникает такое ощущение

Это ощущение напрямую связано с количеством людей, с которыми вы делаете бизнес. Чем больше вы хотите зарабатывать — тем больше у вас должна быть команда: это верно для 99 % компаний:

Сколько владелец может позволить себе забрать из бизнеса, на свои личные нужды, и сказать при этом, что он много зарабатывает? Думаю, несколько процентов от оборота компании — не больше. Чтобы вы зарабатывали миллионы, оборот вашей компании должен быть в сотни раз больше. Для этого и нужно много сотрудников.

В большинстве бизнесов владелец начинает сам, выполняя функции специалиста. У бизнеса высокая маржинальность, появляются помощники, растёт качество работы и количество клиентов. И вот — команда дорастает до 15 человек, и собственник чувствует, что погрузился в операционку. Каждый день уходит много времени на то, чтобы скоординировать действия всех сотрудников, раздать задачи, удержать на приоритетах. При этом время от времени что-то «взрывается», и проблемы нужно улаживать.

 

Мой опыт

Прекрасно помню себя в этой ситуации. У меня была производственная компания, в подчинении было 60 человек. Я приходил на работу к девяти утра, в шесть вечера расходились все сотрудники. И только в этот момент я мог оторвать голову от рабочего стола и заняться вопросами развития компании. А если бы меня спросили, чем я занимался восемь часов, то с трудом ответил бы на этот вопрос.

Вы понимаете, что зашли не туда. Начинаете задавать вопросы, вроде «а зачем вообще всё это?». Вы неплохо зарабатываете — больше, чем в среднем наёмный директор, но не намного. Но вы работаете по 8-12 часов в день, испытываете много стресса. И даже если удаётся выкроить выходной и провести его с семьёй, мысленно вы остаётесь в компании. И это точно не то, о чём вы мечтали и что строили.

Что делать

Решение здесь только одно: сделать так, чтобы вы, как владелец, не были вовлечены в оперативное управление. И первая идея, которая приходит в голову, — нанять руководителей. У вас есть три продавца, но вы, из-за нехватки времени, управляете ими «левой ногой». Из-за этого их результаты не самые высокие. Поэтому решаете нанять начальника отдела продаж: берёте человека с опытом работы, вводите в должность. Но он полностью проваливает всё дело. Оказывается, с тем, что вы делали «левой ногой», он не справляется даже за полный рабочий день.

 

Как работать с руководителями

Думаю, у многих была подобная ситуация в бизнесе. И после неё вы думали, что «людей нет», «никто не хочет работать» и т.д. При этом смотрите на конкурентов, которые успешно развиваются. Секрет в том, чтобы дать наёмным руководителям систему. Для этого вы сами должны понимать технологию работы руководителя. В большинстве бизнесов ни технология, ни инструменты не применяются — только ручное управление. Ручное управление нельзя делегировать и контролировать. Если вы масштабируете бизнес, оно приводит к росту вашей вовлечённости — по сути, вы сами останавливаете рост компании, так как больше не потянете.

 

Как применять инструменты

Подходя к этой точке, владелец сам сдерживает рост бизнеса, зачастую под благовидными предлогами, вроде отсутствия рынка. Но это не так — любой бизнес можно развить, если команда работает автономно, слаженно и не теряет с ростом эффективность. Решение для этого только одно — система: это набор инструментов, с помощью которых добиваются управления людьми и повышают эффективность.

Один из таких инструментов — планирование. В любой хорошо организованной компании, любой сотрудник начинает отчётную неделю с составления списка задач. Эти задачи выполнимы, реалистичны и приводят к определённым результатам. Общее время выполнения должно вписываться в рабочий график, задачи должны быть расставлены по приоритетам. Сотрудник сам составляет план, а затем одобряет у вышестоящего руководителя.

Но в большинстве компаний не составляют планы — поэтому начальникам приходится переставлять ножки и ручки своим подчинённым. Управление занимает намного больше времени, становится менее предсказуемым и даёт меньше результатов. Если инструменты вообще отсутствуют, то с ростом количества сотрудников организационный хаос растёт, а эффективность падает.

Вывод

Выход один — нужно строить систему. Никакие «волшебные» руководители, которых вы будете нанимать в компанию, не справятся. Чтобы талантливый руководитель справился, ему нужны инструменты. Но он не архитектор бизнеса, он их не создаст — владелец бизнеса должен их предоставить. Тогда в бизнесе появится прогнозируемость, вырастет эффективность и результаты. И то время, которое владелец тратит на оперативку, можно будет инвестировать в развитие. Это позволит вырастить доход компании, а соответственно и ваш личный доход как владельца.

Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -