Казахстан встраивается в мировую логистику

930963
Фото: из архива ДК

Знаковым событием октября стала встреча глав государств Центральной Азии и президента Европейского совета Шарля Мишеля. Говорили об экономическом сотрудничестве и инвестициях, что нераздельно связано с развитием логистики между Европой и Казахстаном.

Сотрудничество Казахстана и ЕС

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил потенциал сотрудничества между РК и ЕС в транспортировке важнейших видов сырья и важность развития международных транспортных маршрутов в целях обеспечения глобальной цепочки поставок товаров.

«Также мы рассмотрели возможности использования Европейским союзом Транскаспийского международного транспортного маршрута» Сообщил Касым-Жомарт Токаев на совместном брифинге

Шарль Мишель, в свою очередь, заявил, что Казахстан – важный партнер Европейского союза, а также заметный игрок на международной арене и в регионе. Таким образом, заинтересованность в сотрудничестве РК и ЕС наблюдается на высшем политическом уровне, что стимулирует развитие двусторонних отношений в разных сферах, включая логистику.

За восемь месяцев 2022 года товарооборот между Казахстаном и Евросоюзом увеличился на 43% и составил 26 млрд долларов. Для бизнеса Казахстана создание стойких логистических цепочек с Евросоюзом, а также встраивание в схемы поставок товаров между Китаем и ЕС – наиболее перспективные направления для развития в ближайшие годы.

Развитие пути «Север – Юг» 

Европейский банк реконструкции и развития в конце октября опубликовал доклад о развитии международного транспортного коридора «Север – Юг», который соединяет Россию, Закавказье, Центральную Азию с Ираном и странами Ближнего Востока и заканчивается в Индии. Один из маршрутов коридора проходит по территории Казахстана.

Специалисты ЕБРР делают вывод, что из-за изменения логистических схем МТК «Север – Юг» превратится в ключевой элемент транспортной системы Евразии. Раньше грузовладельцы и перевозчики предпочитали маршруты, проходящие через порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, откуда грузы могли идти в любые точки мира. Однако в «новой реальности» их роль существенно снизилась.

Коридор «Север – Юг» поможет поддерживать торговлю не только со странами Ближнего Востока и Индией, но и обеспечит связь с Европой – через Азербайджан и Турцию. Более того, порты Турции и Персидского залива в рамках МТК замещают Балтийские и Азово-Черноморские порты в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Сегодня развитие МТК «Север – Юг» осложняется разрывом железнодорожной сети на территории Ирана, необходимостью многократной перевалки грузов, а также неразвитостью инфраструктуры и сервисов на ряде участков. Все это удорожает перевозки. Однако с учетом востребованности маршрута можно прогнозировать, что эти проблемы будут решаться в ускоренном порядке.

Приоритет ТМТМ

В конце октября Касым-Жомарт Токаев заявил, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) станет ключевой логистической артерией Казахстана.

«Запустим сеть приграничных торгово-экономических центров с Россией, Китаем, странами Центральной Азии. Отремонтируем 11 тысяч км железных дорог. Запустим железнодорожные линии Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, обходную ветку вокруг Алматы, железнодорожный переход с Китаем «Бахты» Касым-Жомарт Токаев

Он обещал усилить морские порты и флот, создать на Каспийском море контейнерный хаб. Таким образом, ТМТМ станет основным связующим звеном, которое будет способствовать более полной реализации транзитных и экспортных возможностей республики.

Дефицит складов

В октябре СМИ писали о начинающемся дефиците складских площадей в Казахстане. Он связан с возросшим спросом на хранение товаров со стороны российских ритейлеров и дистрибьюторов. Эксперты отмечают рост востребованности на склады в соседних с Россией государствах как минимум на треть.

Например, крупный маркетплейс Wildberries продолжает наращивать складские мощности в Казахстане, Кыргызстане, Армении и Беларуси. Крупный российский оператор доставки СДЭК планирует закупать и доставлять часть товаров через Казахстан. «Почта России» запустила автомобильные грузоперевозки из Екатеринбурга в РК.

Пока совокупный объем складских площадей в странах Средней Азии намного меньше, чем в России. И это хорошая возможность для действующий и новых игроков локального рынка складской недвижимости воспользоваться ситуацией для развития бизнеса. Однако действовать нужно быстро: о выходе на новые рынки думают российские складские девелоперы. 

Совместный форум Казахстана и Беларуси

25 ноября пройдет бизнес-форум «Беларусь – Казахстан: возможности и перспективы в логистике и производстве». Его проводит ASER совместно с Индустриальным парком «Великий камень» при поддержке посольства Беларуси в Казахстане.

Цель мероприятия – способствовать развитию торгово-экономических и инвестиционных отношений между Беларусью и Казахстаном. В деловой программе заявлены выступления чиновников и руководителей логистического бизнеса двух стран. Участники форума расскажут о трендах локальных рынков, особенностях законодательства, новых решениях и проектах. Запланирована панельная дискуссия «Логистика будущего в ЕЭАС: где искать окно возможностей».

Рената ЗОБОВА, руководитель казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -