Настройки
Язык
Тема
Обновление

«Эйр Астана» ответила на вопросы Общественного совета

16908
Фото: пресс-службы "Эйр Астаны" и Алексея Ганашилина

21 апреля в Алматы, в офисе компании «Эйр Астана», прошло совещание Общественного совета Самрук-Казына под руководством его главы Болата Жамишева. На встрече руководство «Эйр Астаны» информировало общественность и СМИ о результатах своей деятельности, будущих планах по развитию компании и ответило на вопросы членов Общественного совета.

Обсуждение сторонами деятельности компании было конструктивным, доброжелательным и продлилось около 3 часов. Многие рекомендации членов совета нашли самый искренний отклик и у руководителя Группы компаний «Эйр Астана» Питера Фостера, и у его команды, присутствовавшей на данном мероприятии.

Одной из таких рекомендаций, предложенной Болатом Жамишевым, была просьба – публиковать тарифную политику компании, причем в самой доступной для каждого потребителя форме.

Также Болат Жамишев в ходе встречи упомянул о том, что выход «Эйр Астаны» на IPO является очень позитивным фактом, так как казахстанцы, на его взгляд, в этом случае будут относиться к отечественному авиаперевозчику не просто как потребители, а как люди, вкладывающие в ее развитие.

фото Алексея Ганашилина

Как известно, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2020 года «О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы» АО «Эйр Астана» включено в перечень дочерних организаций, предлагаемых к передаче в конкурентную среду. Таким образом, в течение 2023-2024 гг. компания должна будет выйти на IPO. Полученные средства, как сообщают в авиакомпании, планируется направить на дальнейшее расширение операционной деятельности и финансирование увеличения парка воздушных судов.

Предел тарифа – не предел мечты…

Члены совета, говоря о тарифах, и тарифной политике ведущего авиаперевозчика страны, о допускаемых, по их мнению, перекосах в этой сфере, оценили аргументы, приводимые руководством «Эйр Астаны», как убедительные. Но все же они предложили компании обозначать некий предел повышения стоимости билетов: речь о том, когда цена на билет становится тем выше, чем ближе дата отправки рейса. Во-первых, хорошо бы подробно рассказывать о таких принципах формирования тарифов, а, во-вторых, необходимо установить возможный предел их роста – предложили на совете.

Однако Питер Фостер с предложением об установлении предела тарифов не согласился:

«Эту тарифную модель применяют все авиакомпании мира, и наша компания ничего нового здесь не придумала: чем ближе к дате вылета, тем цена выше. Если заранее покупаете билет, то получается очень выгодный тариф, если за день до вылета, то, естественно, платите больше» Глава Группы компаний «Эйр Астана» Питер Фостер

Как пояснил руководитель компании «Эйр Астана», если установить какие-то лимиты, поставив, например, предел повышения тарифа для тех, кто покупает билет близко к дате вылета, то для того, чтобы рейс был рентабельным авиакомпания будет вынуждена повысить тариф для тех, кто берет билет заранее – за месяц и более. В результате, пассажиры, которым не так важна в общем-то экономия денежных средств, получат приятный, но не такой уж необходимый «подарок», а те, кому принципиально важно сэкономить, лишатся такой возможности.

Внутренний рынок авиаперевозок вырос на 46%

Что касается тарифов, то представители руководства поделились на данной встрече следующими данными. Так 54% тарифов FlyArystan продаются ниже 14 000 тенге, 47% тарифов «Эйр Астаны» продаются ниже 26 000 тенге. Средний тариф FlyArystan – 22 895 (49 долл. США) – является одним из самых низких в мире. В компании считают, что снижение среднего тарифа простимулировало рост отечественного рынка авиаперевозок, увеличив авиационную мобильность населения (количество перелетов на душу населения) в два раза: с 0,22 до 0,40. Вообще с момента открытия в 2019 году FlyArystan внутренний рынок вырос на 46%, что сделало Казахстан самым быстрорастущим рынком в мире.

Рентабельность бизнеса увеличилась до 7,56%

В начале своего выступления Питер Фостер упомянул, что вот уже 10 лет как «Эйр Астана» признается «Лучшей авиакомпанией компанией в Центральной Азии и СНГ» в рейтинге Skytrax. На международном рынке перевозок компания также заслужила репутацию авиаперевозчика с очень высоким уровнем обслуживания.

«Эйр Астана» существует уже 21 год, и все эти годы ее руководитель называет успешными. Изначально государство и второй акционер инвестировали в нее 8,7 млн долларов. В целом первоначальные инвестиции составили 17 млн долл. «И более, – сказал Питер Фостер, – дополнительных вложений не потребовалось. Все дальнейшее развитие компания покрывала из собственных средств. Мы не обращались за финансовой поддержкой и в сложное время». Компания сумела быстро восстановиться после пандемии без финансовых вложений, тогда как в период COVIDа 19 авиакомпаний по всему миру получили господдержку в размере 243 млрд долларов США.

фото пресс-службы "Эйр Астаны"

Из 20 лет, судя по отчетности, 18 были прибыльными, кроме 2016 года, когда произошла значительная девальвация тенге, и 2020-го – пандемийного. Как поделилось с общественностью руководство компании, за этот период было выплачено более 620 млн долларов налоговых отчислений в государственный бюджет, 80 млн долларов в качестве дивидендов акционерам. Общие операционные доходы Группы компаний «Эйр Астана» выросли с 2018 по 2022 на 23%, рентабельность бизнеса в этот же период – с 0, 64% до 7, 56%. Прибыль в прошлом году составила 78 млн долларов, при этом доходы превысили 1 млрд долларов, маржа составила – 7,6 %. 2022 год был лучшим по показателям прибыльности.

Вклад авиакомпании в вопросы ESG

ESG – означает развитие коммерческой деятельности, строящееся на таких принципах, как ответственное отношение к окружающей среде (E – environment); высокая социальная ответственность (S – social); высокое качество корпоративного управления (G – governance).

«Самое лучшее, что мы можем делать, это максимально применять новые технологии, чтобы минимизировать количество выбросов. Что мы как авиаперевозчик и делаем. С приходом новых самолетов и новых технологий, за последние 4 года количество выбросов в расчете на каждого пассажира снизилось на 30%» Питер Фостер

 По его мнению, какие-либо альтернативные источники энергии – «водородные варианты», электрические батареи – для самолетов не подходят. Пока они не дают нужного объема энергии для гражданской авиации.

Как с графиком вылета-прилета?

Большой проблемой всегда является своевременность выполнения полетов. У Группы компаний «Эйр Астана» здесь неплохой показатель – 74, 14%, аналогичный тем, что имеют две ведущие европейские авиакомпании, и гораздо лучше, чем у остальных компаний, представленных в первой десятке.

Как было озвучено в выступлении представителей руководства «Эйр Астаны», своевременность полетов была выше в среднем по ЕС в течение 7 месяцев подряд с апреля по декабрь в 2022 году. И вообще исторически своевременность выполнения полетов «Эйр Астана» была устойчиво высокой и стабильной. Тем не менее нарушения графика все же были. Как объясняет ведущий отечественный авиаперевозчик, факторами повлиявшими на своевременность полетов в 2022 году были постоянные сбои в отрасли по всему миру, восстановление от кризиса COVID19, забастовки и нехватка персонала в европейских аэропортах, ограниченные ресурсы (оборудование, технологии, персонал) в аэропортах Казахстана, повреждение посторонними предметами и столкновение с птицами в аэропортах Казахстана, реконструкции взлетно-посадочной полосы (NQZ), строительство терминала (ALA).

Что с парком? 

Во время встречи, конечно же, возник вопрос о состоянии парка воздушных судов (ВС) «Эйр Астаны», на что руководство компании поделилось с общественностью такой информацией: в Казахстане на данный момент сформирован один из самых молодых и эффективных парков воздушных судов в мире. В 2022-2023 года Группа компаний получила 8 ВС, до конца 2023 года планируется поставки еще 7 ВС и имеются контракты на поставку 13 ВС с 2024 по 2026 гг, включая новые современные широкофюзеляжные ВС Boeing 787-9 Dreamliner.

Ни Казахстан, ни «Эйр Астана не входят в «черный список ЕС»

В апреле 2009 года ИКАО (ICAO) – глобальный надзорный орган в сфере гражданской авиации, полноправным членом которого является Казахстан и чьи правила он обязан неукоснительно выполнять – провел аудит Комитета Гражданской авиации Казахстана, который обычно производится один раз в 5 лет.

14 июля 2009 года Комитет по безопасности полетов ЕК опубликовал свое официальное заключение, в соответствии с которым все казахстанские авиаперевозчики вошли в EU Air Safety List – черный список авиаперевозчиков Европейского Союза.

«Однако «Эйр Астане». ЕК предоставила специальное освобождение. В отличие от других казахстанских перевозчиков, компании разрешили продолжать летать в Европу. И на тот момент, и в данное время это был первый и единственный такой факт. Чтобы авиакомпания освобождалась от правил «черного списка» – действительно случай небывалый. Изредка Комитет по безопасности полетов ЕК позволяет некоторым компаниям, оказавшимся в «черном списке», сохранить хотя бы какое-то количество рейсов в Европу, но, когда авиаперевозчик со всеми рейсами освобождается от «черного списка», – редчайшее исключение. Питер Фостер

Разумеется, убедить неумолимых европейских контролеров было непросто. Но руководству «Эйр Астаны» удалось доказать Еврокомиссии то, что у компании существует очень крепкая и надежная внутренняя система надзора за безопасностью полетов. Также на положительное решение ЕК повлиял тот факт, что в то время самолеты авиакомпании были зарегистрированы в Арубе (Нидерланды). А место регистрации предполагает в том числе и осуществление надзора за безопасностью полетов. Сейчас самолеты «Эйр Астаны» зарегистрированы в Ирландии, и это является еще большим плюсом в глазах ЕК и других контролирующих международных органов, так как, во-первых, это страна находится в самом центре Европы, а, во-вторых, имеет большой опыт и факты предоставления регистрации самолетам стран, не входящих в ЕС.

В 2016 году Казахстан как страна был исключен из «черного списка». В 2019 году была создана Авиационная администрация Казахстана. Это позволило разделить функции гражданской авиации и специфичную функцию технического надзора за авиационной индустрией Казахстана. Благодаря работе авиационной администрации осуществлен переход на европейскую модель регулирования безопасности полетов, привлечение высококлассных иностранных специалистов и налажено тесное сотрудничество с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA).

2 декабря 2020 года директор по авиации Европейской Комиссии Филипп Корнелис в официальном письме главе Авиационной администрации Казахстана отметил:

«Комитет по безопасности полетов Европейской Комиссии отмечает достигнутый прогресс авиационных властей Казахстана в устранении выявленных недостатков в области безопасности полетов. Это включает в себя усиленную реализацию программы надзора за безопасностью полетов, обзор деятельности Авиационной администрацией по надзору, планы в отношении набора и подготовки технического персонала, принятые меры для внедрения системы управления качества и стратегический подход к техническому развитию в наращивании потенциала в области безопасности полетов» Филипп Корнелис

Почивать на лаврах, конечно, не приходится, так как казахстанские авиакомпании должны постоянно проходить такой аудит Евросоюза, как ТСО – для авиаперевозчиков из третьих стран. На сайте ЕК любой может найти полный список авиакомпаний, которые этот аудит прошли и получили сертификат.

фото Алексея Ганашилина

Как отметил Питер Фостер, Евросоюз и Еврокомисия стали в последнее время более активны в части проведения независимых от ИКАО аудитов, которые могут производиться в любое время…

«Когда страна не входит в ЕС и самолет ей принадлежащий приземляется в каком-либо из европейских аэропортов, то он может в любой момент подвергнуться проверке на безопасность зарубежного воздушного судна – «спот-чекс». Они продолжаются и по настоящий момент. Результаты этих инспекций тщательно отслеживаются соответствующими международными органами. Наши результаты стабильно хорошие» Питер Фостер

О персонале и не только

Членов общественного Совета интересовало также есть ли разница в оплате труда иностранных и отечественных компании. Как выяснилось таковой нет. Здесь еще уместно упомянуть, что всего в «Эйр Астане» трудится 518 пилотов и к 2026 году потребность в пилотах будет составлять – 850-900 человек.

На совещании руководство «Эйр Астаны» спрашивали и о проблеме приобретения топлива, как об одном из основных факторов формирования тарифов, и о качестве компании как работодателя, и так вплоть до специальных программ для детей, которые у компании есть и которые планируется развивать дальше.

Определенные вопросы компания будет отрабатывать с членами Общественного совета отдельно, в рабочем порядке. Это предложил сам руководитель Группы компаний «Эйр Астана».

Татьяна Бирюкова

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -