Европа готова инвестировать в альтернативные маршруты
Новые договоренности с европейскими странами и транспортные проблемы городов — в нашем ежемесячном дайджесте новостей логистики.
Значение партнерских отношений с Казахстаном для европейских стран за последний год резко выросло — и это понимают в ЕС. РК является не только крупным поставщиком сырья, но и связующим звеном между Европой и Азией. Например, через страну проходит 80% всех континентальных перевозок между КНР и ЕС. В развитии альтернативных логистических маршрутов, проходящих через Казахстан, заинтересованы многие государства евразийского континента.
Президент Германии проинспектировал ТМТМ
В июне с официальным визитом в Казахстан прибыл президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Вместе с главой республики Касымом-Жомартом Токаевым он посетил Мангистаускую область, по которой проходит Средний коридор Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Сегодня это самый короткий и устойчивый маршрут транспортировки из Центральной и Восточной Азии в Европу.
В 2022 году грузовые перевозки по Каспийскому коридору в страны Европейского Союза увеличились вдвое. Для обеспечения дальнейшего роста объемов торговли между Востоком и Западом необходимо модернизировать инфраструктуру и устранить узкие места. В этом может помочь включение Казахстана в инициативу ЕС Global Gateway. Она предусматривает инвестиции в инфраструктурные проекты, обеспечивающие связность разных стран. О том, что инициатива делает ставку в том числе на Казахстан, упомянул президент Штайнмайер в ходе визита.
Товарооборот Казахстана с Германией в 2022 году вырос на 25% и достиг $2,8 млрд.
Испания и Бельгия смотрят в Азию
Интерес европейского бизнеса к работе в Азии может форсировать развитие альтернативных маршрутов, проходящих через центральноазиатские республики.
Вторым стратегическим партнером Казахстана в ЕС является Испания — товарооборот между странами в прошлом году составил $2,5 млрд. В Астане прошло уже седьмое заседание казахстанско-испанского Делового Совета. Его миссия заключается в расширении торгово-экономических отношений двух стран.
Говорили об испанских инвестициях в экономику РК, потенциале альтернативных маршрутов, который не используется даже наполовину, а также, что для испанского бизнеса Казахстан — важный рынок для входа в Китай.
Кроме этого, в Астане прошло первое заседание Делового совета «Казахстан — Бельгия». Товарооборот между странами скромнее — чуть больше $500 млн за прошлый год. Зато Бельгия является одним из крупнейших инвесторов в экономику Казахстана. Говорили о перспективах сотрудничества, и, конечно, логистика названа одной из наиболее интересных сфер для расширения инвестиционной активности бельгийского бизнеса.
Единый оператор ТМТМ
Глава правительства РК Алихан Смаилов посетил Азербайджан, где встретился с премьер-министром Али Асадовым. Две страны связывает все тот же альтернативный маршрут ТМТМ, развитие которого обсуждали высокие чиновники. Прозвучали цифры: с начала года по ТМТМ перевезено свыше 1 млн тонн грузов, что на 64% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Говорили и про важность устранения узких мест маршрута. Для этого, к примеру, на казахстанском участке ведется строительство двух ж/д путей Достык-Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау и обводной ж/д линии станции Алматы. По словам Смаилова, уже удалось сократить время транзита по территории Казахстана в 2 раза, с 12 до 6 дней. К концу текущего года планируется снизить его до 5 дней.
Повысить прозрачность процессов и скорость прохождения грузов по Среднему коридору позволят совместные меры по цифровизации Среднего коридора, отметил премьер-министр РК.
Кроме этого, подписано соглашение о создании объединенной логистической компании для развития ТМТМ. Она будет заниматься объединением тарифов и обработкой всех грузов на на маршруте. Единый оператор позволит упростить процессы на всем протяжении пути из Китая в Европу и сократить сроки доставки грузов до 18 гарантированных дней в текущем году, а далее — до 10-15 дней.
Транспортный коллапс в Алматы
В июне обострилась транспортная проблема в Алматы. Из-за ремонтов дорог в городе увеличилось количество пробок и время, которое водители проводят в пути. Ситуация доставила неудобства не только жителям города и области, которые ездят на на работу, но и бизнесу — такие задержки становятся барьером для развития сервисов доставки и услуг по внутригородским и региональным перевозкам.
Учитывая рост объемов e-commerce и доли маркетплейсов в продаже товаров, трафик в крупных городах и между ними будет только расти. И это важно — понимать, с какими рисками в дальнейшем может столкнуться городская инфраструктура. В целом, есть и положительные подвижки в этом плане. Например, в июне было открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороге.
Пока Казахстан выглядит вполне достойно в рейтинге стран по условиям дорожного движения в городах — 47 место из 84. В 2023 году соответствующий индекс составил 131,8. Лучший показатель у Австрии (79,1), худший у Нигерии — 315,2. Однако, по данным Бюро национальной статистики, в 2022 году в Казахстане количество автомобилей выросло на 3,7%. И с большой долей вероятности эта цифра будет расти.
Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»