В первом полугодии 2023 года все ключевые показатели рынка страхования жизни показали рост на фоне сохраняющегося интереса к продуктам КСЖ. Активы КСЖ увеличились на 11,9% до 1,03 триллиона тенге и составили 43,6% от суммарных активов всего страхового рынка. Концентрация в этом секторе у нас достаточно высокая, т.к. три крупнейшие компании занимают 72% рынка. В первом полугодии 2023 года сектор страхования жизни показал заметный рост прибыльности за счет увеличения доходов от страховой деятельности, вознаграждения по ценным бумагам, а также оптимизации административных расходов. Совокупные брутто-премии КСЖ в августе 2023 года с учетом продаж unit-linked выросли на 27,8% против прироста на 33% в июле (все – год к году). В денежном выражении совокупный страховой портфель вырос до 306,8 млрд тенге. Что сейчас происходит на рынке страхования жизни, ДК рассказал Ерлан БУРАБАЕВ, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.
– Что происходит на рынке страхования жизни?
– Мы наблюдаем динамичный рост рынка. Видим, что все КСЖ активны: они работают с населением, продвигают аннуитеты, ГОНС, накопительное и инвестиционные страхование, то есть речь идет о продвижении не только обязательных видов страхования.
Думаю, в ближайшие годы получат развитие страховые программы в рамках ГОНС. Эта программа была долгое время банковским проектом, но теперь в программе работают и КСЖ. Основные преимущества, которые дают страховщики, – это то, что страхуется жизнь страхователя (родителя/попечителя), который осуществляет накопления в пользу ребенка. По данной программе не только страхователь вносит деньги, а страховая компания платит доход, но и поступает премия от государства. Жизнь непредсказуемая, и в случае форсмажора банк может представить только сумму, которую накопил родитель, а компания по страхованию жизни выплачивает всю сумму, предусмотренную договором, даже если был внесен всего один платеж.
– У вас есть прогнозы? Что будет интересно людям в ближайшее время?
– Если говорить о страховании жизни, то основной спрос будет сконцентрирован на ГОНС и пенсионных аннуитетах. Два этих продукта в ближайшее время будут активно развиваться. Более того, в настоящее время страховщики сами разрабатывают несколько продуктов пенсионных аннуитетов. Мы увидим разнообразные программы.
Накопительное страхование жизни стабильно растет, но не самыми быстрыми темпами. Я думаю, что нам необходимо в систему гарантирования внести накопительное страхование жизни. Кстати, рынок уже несколько раз поднимал этот вопрос. В настоящее время система гарантирования страховых выплат расширена с пяти до десяти классов страхования. На сегодня гарантией ФГСВ охвачены все обязательные и социально значимые виды страхования. Это обеспечивает гарантийными выплатами более широкий круг потребителей страховых услуг.
Напомню, сегодня ФГСВ гарантирует осуществление страховых выплат страхователям в случае принудительной ликвидации страховой организации. Гарантии предоставляются как по отрасли «общее страхование», так и по отрасли «страхование жизни». За 20 лет фонд сформировал резервы гарантирования на общую сумму порядка 13 млрд тенге.
Включение накопительного страхования в эту систему вызовет больше доверия у населения (вспомните, как увеличился депозитный портфель банков, когда в стране начал работать Фонд гарантирования депозитов).
Хочу отметить, что сегодня отечественные компании по страхованию жизни предлагают казахстанцам очень интересные накопительные продукты. Причем у них есть и долларовые, и тенговые накопительные программы. Доходность этих продуктов способна привлечь казахстанцев, поэтому мы считаем, что в ближайшее время накопительное страхование жизни получит дополнительный толчок к развитию.
– Рынок накопительных продуктов страхования жизни мало растет?
– Один из основных рисков для любых страховых продуктов – это резкий, взрывной рост. Такой рост способствует концентрации рисков, а КСЖ – это долгосрочные инвестиции на 5, 10, 15 лет и больше (например, аннуитетные программы). Хотелось бы, чтобы накопительные продукты КСЖ росли быстрее, но не резко. Осознание преимуществ накопительного страхования, повышение осведомленности о продуктах КСЖ, повышение страховой культуры позволят создать спрос на надежные и выгодные для людей продукты.
– Страховую культуру нельзя повысить в одночасье.
– В активную фазу входит молодое поколение – зумеры. Так вот, они более гибко смотрят на мир, интересуются новыми вещами, для них интересны любые страховые продукты, в том числе накопительные.
Да мы видим уже по самому рынку. Посмотрите, почти все страховые компании страны сегодня позволяют покупать полисы онлайн. Это только начало. Думаю, в скором времени мы увидим специальные продукты для поколения Z, так как они более активно начнут выдвигать свои требования и формировать спрос. Думаю, компании начнут ориентироваться на индивидуализацию каких-то продуктов.
Ирина ЛЕДОВСКИХ