Что происходит за кулисами «Астана Опера»? Один из самых крупных театров в Центральной Азии в первые дни декабря дал возможность заглянуть за кулисы казахстанским и зарубежным журналистам, среди которых были балетные критики Эмма Колдхар из лондонского журнала «Dance Europe», Мария Луиза Буцци из журнала «DANZA&DANZA» и один из лучших балетных фотографов с мировым именем Джек Деванг из Эстонии. А также предоставил возможность увидеть и оценить мастерство артистов «Астана Опера» в легендарном балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
Но прежде чем пройти в тайные закоулки, скрытые от посторонних глаз, нас с головой погрузили в театральную атмосферу. А пропитываться ею начинаешь практически сразу с момента входа в здание «Астана Опера», когда попадаешь в огромное двухуровневое фойе высотой 13 метров. По-другому его называют мраморным залом, так как полы выполнены из натурального сицилийского мрамора. А вот стены зала расписаны вручную итальянскими художниками в формате 3D. Они изобразили самые красивые природные уголки Казахстана: берега озера Боровое и знаменитый Чарынский каньон. Все это придало интерьеру неповторимый стиль. Внутреннее убранство дополняет особый предмет гордости театра — огромная люстра из богемского хрусталя весом 1600 кг. Была привезена специально из Чехии. Кстати, в мраморном зале частенько проводятся концерты на 500 человек и разные выставки.
фото Jack Devant
Ну а самый вместительный – большой зрительный зал – сердце театра. Здесь одновременно могут находиться 1250 человек. Пустующим его увидеть могут разве что сами сотрудники и редкие гости. Говорят, что все кресла для зрителей были завезены из Италии. Вообще золотисто-красная цветовая гамма, роскошные балконы по кругу, щедро украшенные казахским орнаментом, напоминают раскрытый плод граната — символ жизни и плодородия. Из зрительного зала хорошо просматривается авансцена, а с балконов, галереи еще и оркестровая яма, которая вмещает до 120 музыкантов.
фото Jack Devant
Замечали ли вы, как открывается главный занавес? Во-первых, оказалось, что он выполнен из огнестойкого велюрового полотна. Во-вторых, имеет целых три способа раскрывания. Вертикальный, то есть по немецкому типу, поднимается со скоростью 2 метра в секунду. Горизонтальный, по греческому типу, открывается за 9 секунд. Также раскрывается по диагонали за 6 секунд, это уже итальянский тип.
фото Jack Devant
Само сценическое пространство занимает 3 тысячи метров. Зритель не видит всю эту огромную площадь. Его взору доступно только то, что происходит на авансцене (это та часть, которая расположена перед занавесом, ближе к залу), на основной сцене и арьерсцене (расположенной позади и используемой для создания глубины и объема). По бокам находятся карманы, где хранится различный реквизит. В одно время здесь могут располагаться декорации сразу к 4 спектаклям.
А вот на верхний уровень сцены вход всем, кроме техперсонала, воспрещен. Но нам, журналистам, все же сделали исключение. Раздав нам каски, подняли на уровень 8-го этажа. Здесь немного захватывает дух и даже страшновато. А все потому что на высоте 32 метра передвигаются по решетчатой поверхности и через отверстия видна сама сцена. Поэтому во избежание несчастных случаев в руках не должно быть посторонних предметов. Здесь проводятся работы по установке навесных декораций с помощью тросов, подъемников, штанкетов. Мобильные тележки на колесах выдерживают до 250 кг, а большие – до тонны.
фото Jack Devant
Еще нам показали бутафорский и костюмерный цеха, где царит особая атмосфера. Мы увидели, как ремесленники и художники своими руками создают удивительные работы, отражающие время, в котором происходит действие спектакля. Это и изящные кареты в натуральную величину, телеги, индийские слоны, головы диких зверей, кувшины и много разного реквизита. На минус втором этаже заглянули в хранилище, где в идеальной чистоте содержат порядка 10 тысяч костюмов. Их стирают, отпаривают. Здесь же проводят химчистку, делают мелкий ремонт и развешивают по шкафам. У каждого костюма свое место. Все это богатство хранится с 2013 года, с момента запуска театра. За это время на сцене «Астана Опера» было поставлено почти 47 спектаклей.
Рядом расположен и обувной цех, где на полках в ряд стоит огромное количество разной обуви. Говорят, что всего их более 15 тысяч пар. Работа тут не из легких. Так как специалисты обязаны знать размеры каждого артиста, держать обувь в идеальном состоянии, быстро ее находить, развозить по гримерным и дежурить за сценой. Они должны знать всю постановку спектакля, чтобы помочь артистам быстро переодеться, иногда даже за 25 секунд.
«Астана Опера» по своей красоте, убранству, мастерству и профессионализму не уступает знаменитым театрам мира. Хотя главному театру Казахстана всего 10 лет. Но амбиций ему не занимать. Сохранять театральные традиции, совершенствоваться и расширять творческие границы ему все эти годы помогает компания ERG.
«Одним из ярких моментов нашего сотрудничества стала реализация крупнейшего проекта «Международная оперная академия Астана Опера». В прошлом театральном сезоне состоялся первый выпуск академистов. Поясню, что Международная оперная академия «Астана Опера» – это программа, позволяющая молодым оперным певцам повысить уровень мастерства, обучаясь у высококвалифицированных специалистов, знаменитых маэстро. Данный проект задуман, чтобы стать важным, фундаментальным элементом в развитии театра «Астана Опера» – театра, заявившего о себе на международной арене. Долгосрочная цель Академии заключается в укреплении имиджа нашего театра как центра культуры мирового уровня» Заместитель директора «Астана Опера» Айжан Курмангалиева
А в прошлом году «Астана Опера» при поддержке ERG смогла отправиться в гастрольный тур по пяти городам Казахстана со спектаклем «Шелковая лестница». Этот шедевр мирового искусства в исполнении казахстанских артистов собрал аншлаг в Павлодаре, Экибастузе, Караганде, Рудном и Актобе и восторженные отзывы публики. В театре гордятся, что благодаря плодотворному партнерству с ERG они могут делиться высоким искусством с казахстанцами в каждом уголке страны. А впереди еще много проектов.
В рамках пресс-тура мы смогли насладиться мастерством артистов балета в спектакле «Лебединое озеро» - общепризнанном шедевре мирового искусства. Кстати, он впервые был поставлен в столичном театре в 2014 году в редакции Т. Нуркалиева и Г. Бурибаевой. А сейчас он идет в новой версии художественного руководителя балетной труппы «Астана Опера», народной артистки России Алтынай Асылмуратовой. Новая постановка максимально приближена к той, что ставится на сцене Мариинского театра, где когда-то блистала мировая знаменитость. Она сохранила классический танцевальный рисунок хореографов Льва Иванова и Мариуса Петипа, внеся некоторые изменения, чтобы история зазвучала более свежо. Ведь первая премьера «Лебединого озера» состоялась в 1895 году в Мариинском театре. С тех пор прошло почти 128 лет. Интересно, что премьера редакции Асылмуратовой состоялась не на сцене «Астана Опера», а на гастролях в Омане, в Королевском театре Маската.
Либретто основано на немецкой легенде о заколдованной принцессе Одетте, которую злой колдун превратил в лебедя. Спасти ее может только преданная любовь человека. Но если обет любви нарушится, то она навсегда останется птицей. Это очень воздушный и эмоциональный балет, который никого не оставляет равнодушным. Видимо, поэтому интерес к нему не угасает более века. А для всех балерин партия Одетты — самая желанная и привлекательная, поскольку помогает раскрыть актерские данные и показать высокую технику исполнения. Ведь им приходится перевоплощаться из нежной Одетты в коварную Одиллию. И станцевать 32 фуэте не каждому дано. Но именно эту партию исполняли практически все выдающиеся балерины. На сцене «Астана Опера» Одетту-Одиллию станцевала ведущая солистка, Заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева. Ее партнером в роли принца Зигфрида был молодой и подающий большие надежды танцовщик Диас Курмангазы. Это его дебютное выступление.
Оформлением спектакля занимались итальянские мастера: стенограф Эцио Фриджерио и лауреат премии «Оскар», художник по костюмам Франка Скуарчапино. Этот удивительно талантливый тандем поставил в «Астана Опера» 9 балетов и 6 опер, включая национальную оперу «Абай». В театре их вспоминают тепло, к примеру, как они работали наравне с сотрудниками без намеков на звездность. А дирижировал в «Лебедином озере» также итальянский маэстро Джузеппе Акуавива.
Сегодня этот балет — яркий пример международного сотрудничества, к которому стремится театр. Ведь только так можно совершенствоваться, повышать уровень профессионализма, развивая балетное и оперное искусство в Казахстане, и завоевывать сердца миллионов зрителей.
Саида Жаркинова