Казахстан продолжит осуществлять активное международное сотрудничество, а внешняя политика страны всегда будет независимой. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев в апреле этого года. Каким выдался 2023 год для республики в плане укрепления отношений с международными партнёрами? Какие крупные совместные проекты с представителями других стран были реализованы? Своё мнение в интервью корреспонденту «Делового Казахстана» выразил директор белорусского Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексей Дзермант.
- Алексей Валерьевич, насколько, по Вашему мнению, в этом году была насыщенная внешнеполитическая повестка Казахстана? С какими странами РК усилила партнёрство? Как это повлияет на развитие страны и, в целом, на укрепление позиции Казахстана на мировой арене?
Безусловно, внешнеполитическая повестка Казахстана была достаточно насыщенной. Казахстан реализует разновекторную внешнюю политику, пытается выстраивать равные отношения с разными игроками на международной арене – с Запада, с Востока и с Юга. Я думаю, что усиление взаимодействия происходит, прежде всего, с тремя направлениями. Это российский вектор, мы видим, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поддерживает высокий уровень отношений с РФ, участвует в ключевых саммитах, связанных с евразийской интеграцией и с интеграцией с Россией. Затем, это вектор, связанный с Китаем. Видно, что Казахстан придаёт большое значение развитию отношений с КНР. И развитие отношений с Турцией и Тюркским миром, и в рамках Тюркского мира, конкретно с соседними странами – странами Центральной Азии. Здесь заметна активность Казахстана и очевидно, что это, в целом, может влиять на усиление устойчивости Казахстана. Во-первых, это ближайшие соседи, это зона приоритетных интересов Казахстана и поэтому эти векторы наиболее значимы для усиления и стабилизации Казахстана на мировой арене.
- Как Вы охарактеризуете отношения Казахстана со странами Центральной Азии? Чем запомнился уходящий 2023 год?
Мне кажется, что произошла интенсификация отношений со странами Центральной Азии, особенно заметна появляющаяся связка «Казахстан-Узбекистан» и конкретно, как двусторонние отношения в плане добрососедства, экономического сотрудничества, гуманитарного усиливаются, так и в отношениях с Россией, так называемый «газовый альянс». Это тоже говорит о том, что Казахстан и Узбекистан научились проводить согласованную политику, они также согласуют её с Россией, и это важный прецедент для развития, как интеграции Центральной Азии, так и включения Центральной Азии в более глубокие контексты в рамках евразийской интеграции. Поэтому здесь важно отметить, что 2023 год – это год поступательного, но настойчиво системного развития отношений Казахстана с центральноазиатскими соседями, прежде всего, с Узбекистаном, но не только. И это важная тенденция 23 года.
- Каким образом складывались отношения нашей республики с крупными глобальными игроками: Китаем, США, странами ЕС?
Тенденции отношений с глобальными игроками: Китай, США и странами ЕС, они, безусловно, все имеют свою динамику, но разную. Если с КНР, это всё-таки страна соседняя, Китай заинтересован в стабильном и безопасном Казахстане, поэтому здесь отношения такого стратегического партнёрства. США и ЕС смотрят на Казахстан, скорее, инструментально. Им нужно усилить своё влияние в противовес влиянию Китая и России. Поэтому нужно понимать, что да, западные государства могут обещать инвестиции, поддержку экономики, технологии, но в итоге им важно противопоставить Казахстан другим игрокам в регионе, прежде всего, России и КНР. Поэтому в долгосрочной перспективе интересы США и ряда европейских стран могут противоречить интересам национальной безопасности Казахстана. Это надо всегда чётко понимать и не дружить с западными игроками против кого-то. Потому это чревато дестабилизацией ситуации в самой РК.
- Какие глобальные вызовы стояли в этом году перед Казахстаном и международными партнёрами?
Глобальный вызов один – это изменение миропорядка и последствия этого изменения. Мы видим, что влияние Запада слабеет, но он агрессивно сопротивляется тому, что появляются новые центры силы. Поскольку Казахстан находится рядом с этими центрами силы: с Китаем и с Россией, то он косвенным образом, вовлечён в игру против них. По крайней мере, западные страны так его видят, и это серьёзный вызов, риск и даже угроза. Поэтому нужно эти угрозы купировать, не позволять Западу вовлекать себя в антикитайские, антироссийские игры, в том числе, в санкционные барьеры, это будет отражаться плохо на самом Казахстане. Нужно всё-таки работать на снятие барьеров, санкций и не поддерживать западноцентричную модель мироустройства.
- На каких международных площадках Казахстан проявлял особую активность в этом году?
Что касается международных площадок, то они разнообразные. Это, конечно же, и евразийские площадки, связанные с евразийской интеграцией. Это интеграция в рамках Тюркского мира, Организация тюркских государств, Казахстан принимал несколько саммитов в этом году, связанных с тюркской интеграцией. Это, конечно же, коммуникация с Китаем, плюс визиты западных лидеров. То есть, Казахстан активен, он проявляет такую настойчивую внешнюю политику, это хорошо. Важно просто расставлять приоритеты и понимать, кто ближайший союзник и партнёр, от кого не будет угроз и вызовов, будет безопасность и стабильное развитие, а кто, всё-таки, играет на противоречия и на развязывание этих противоречий.
- Каковы перспективы развития сотрудничества Казахстана с другими государствами в рамках деятельности различных международных организаций?
Я думаю, что в рамках ЕАЭС, ОДКБ, ШОС большие перспективы, потому что здесь Казахстан активен, его позицию уважают, он занимает ключевое положение для этих международных организаций: геополитическое, геоэкономическое. Плюс, возможно, стоит присмотреться к БРИКС, и подумать о присоединении к этой организации, она весьма перспективна. Конечно, важно взаимодействие с Тюркским миром, но тут Казахстану стоило бы такую посредническую роль, миротворческую занять, не рассматривать тюркскую интеграцию как противовес, допустим, евразийской или тем проектам, которые делает Китай. Надо их сопрягать, гармонизировать, примирять, особенно евразийскую и тюркскую, это было бы незаменимой ролью Казахстана, он смог бы на этом заработать себе дополнительные геополитические, экономические аргументы. То есть, неразделение, не играя на противоречии, а соединение, совмещение форматов интеграции в Евразии.