Недавняя работа Народного артиста РК Димаша Кудайбергена - песня «When I've Got You» - привлекла внимание публики не только необычным клипом, но и многоплановым треком, лежащим в ее основе. О том, как создавалось это произведение, наша редакция DK Media Europe поинтересовалась у Дмитро Гордона, со-автора текста, музыкального со-продюсера, аранжировщика, оркестровщика и пианиста, трудившегося несколько месяцев бок о бок с Димашем в Лос Анджелесе, Калифорния, США.
© Sputnik / Владислав Воднев
Димаш - один из ярчайших представителей молодого поколения Казахстана, которое формирует будущее страны. Тем интереснее наблюдать, как он своим творчеством выстраивает мосты между разными культурами и странами. Привлекая к сотрудничеству таких же неординарных, как он сам, талантливых молодых людей из других стран, казахстанский вокалист и композитор создает новые музыкальные полотна, поражающие слушателя своей новизной.
Дмитро Гордон – талантливый молодой украинский композитор, оркестровщик и аранжировщик, работающий в США. Уроженец Киева, Дмитро дебютировал на национальном украинском телевидении со своими фортепианными композициями в возрасте 15 лет и стал одним из самых молодых в истории студентом знаменитого на весь мир музыкального колледжа Беркли (Berklee college of music) в Бостоне, США. С 2016 года музыкант является главным оркестровщиком в компании видного американского продюсера и обладателя премий Грэмми Уолтера Афанасьева WallyWorld и создаёт аранжировки, оркестровки и музыкальный продакшн для всемирно известных исполнителей, таких как Барбара Стрейзанд, Нил Даймонд, Кенни Джи, Джереми Реннер, и многих других.
фото: Дмитро Гордон
Перу Дмитро принадлежит музыка к успешным кино- и документальным фильмам, включая «Улугбек. человек раскрывший тайны вселенной» (победитель Ischia Film Festival и обладатель премии KINEO на Венецианском Кинофестивале), «Назад Домой» (обладатель двух премий LEO), и киноальманах «Война Глазами Животных» с участием Шона Пенна, показ которого состоится на Каннском и Венецианском кинофестивалях в 2024 году.
Дмитро - один из самых молодых музыкантов когда-либо принятых в ряды престижной украинской музыкальной ассоциации — Национального Союза Композиторов Украины.
Знакомство Дмитро с Димашем состоялось в далеком 2017 году во время пребывания тогда юного, но подающего большие надежды вокалиста в Лос Анджелесе, что привело в 2023 году к совместной работе над созданием песни «When I've Got You».
«Все началось с идеи Димаша сделать песню в блюзовом стиле», - начинает свой рассказ Дмитро. Молодой человек вспоминает, как Димаш, уже некоторое время находившийся в Америке, посчитал, что для этого настал подходящий момент.
«Мы встретились в студии у Уолтера Афанасьева, и я начал подыгрывать на рояле мелодиям, которые Димаш создавал на ходу. Он потрясающий импровизатор! Меня поразила сложность его вокальных партий, а также их композиционная целостность. Потом была более детальная работа с мелодиями: нужно было где-то упростить, где-то Димаш, наоборот, добавил фирменных мелизмов, которые мы сейчас слышим во второй половине припева. В тот же день я начал аранжировку: подобрал правильный тон несколько расстроенного рояля, массивные ударные, бас и электрогитару. Потом мы с Димашем приступили к процессу сборки: решениям по форме, финальному темпу, балансу, эффектам и прочим креативным и техническим задачам. Работа над финальным вокалом, вошедшим в окончательный вариант трека, велась уже дистанционно, когда Димаш вернулся в Казахстан.
По мере процесса блюз начал разбавляться влияниями из других стилей: R&B, джазом, немного роком».
Те, кто внимательно следит за творчеством Димаша, хорошо знают, что он любит экспериментировать и смешивать разнообразные музыкальные стили. Но было ли это также интересно молодому украинскому композитору? Увлекался ли он блюзом, этим классическим музыкальным направлением, распространенным скорее среди афроамериканцев?
«Думаю, что впервые подсознательно услышал его в детстве в американских фильмах. Сознательно уже познакомился с блюзом в Беркли, где мы анализировали все ключевые жанры и их роль в истории музыки. Там мы прошлись по многим, от Robert Johnson до Eric Clapton».
Какая задача стояла перед аранжировщиком, Дмитро рассказал немного подробнее.
«Моя философия как создателя «целого звукового ландшафта» заключается в том, чтобы с первой же ноты слушатель оказался вовлечен в музыку, полностью в нее погрузился и был заинтересован до такой степени, чтобы дослушать до конца, а потом захотеть переслушивать снова и снова, находя для себя новые слои.
У Уолтера Афанасьева мы чаще всего работаем над артистами с более традиционным звучанием — Барбарой Стрейзанд, Нилом Даймондом, и прочими. Параллельно я пишу музыку для фильмов — у меня образование кинокомпозитора, а также классического композитора. И в придачу к этому последние годы я также начал создавать песни в жанре Cinematic Pop, в котором переплетаются оркестровые и народные инструменты, синтетические звуки и звуковой дизайн. В каждом из этих жанров существуют стилевые рамки, особенно это касается больших артистов, находящихся на сцене десятки лет. Когда работаешь над песней для Барбары Стрейзанд, нельзя просто взять и вставить в нее 808-бас. Это будет звучать чуждо, как для артиста, так и для его аудитории. А порой так хочется чего-нибудь “сумасшедшего”, непривычного!
Когда Димаш обратился ко мне с заданием найти совершенно новое звучание для его новых песен, одной из которых является «When I’ve Got You», я был искренне рад такому сотрудничеству. Меня всегда привлекали его музыкальность, диапазон и стилистическая пластичность. В плане последнего - мы с ним оба такие «музыкальные хамелеоны», которые нашли друг друга.
У меня была полная свобода фантазии в вопросах аранжировки, оркестровки и процесса создания. У нас там столько всего: и ритм-секция с расстроенным роялем, и массивные кинематографические барабаны, и хор, и оркестр, и даже нотки губной гармошки. Это буквально «тембральное торнадо», стилистический боевик.
Я взял на себя всю инструментальную часть, в то время как Димаш провел весь вокальный дизайн, включая гармонии бэк-вокала».
Интересно было узнать и о такой, казалось бы, тривиальной детали, как возникновение записей хора в треке. Нас ждал сюрприз, который подтвердил репутацию Димаша как «лучшего вокалиста».
«Димаш сам писал все партии хора, в которых использованы вокализации. Там бешенное количество наслоений: 14 (!) дорожек вокала. Фоновый хор в припевах — цифровой фрагмент с добавлением моего голоса, чтобы дать немного «жизни». Если бы фоновый хор в припеве записал тоже Димаш, это бы слишком отвлекало от главного вокала. А если бы мы записывали живой хор - он звучал бы слишком объемно».
Не менее интересной подробностью оказалось и возниковение впечатляющего соло гитары.
«По мере работы над аранжировкой мы с Димашем синхронно пришли к тому, что гитарное соло перед финальным припевом было бы в лучших традициях жанра. Гитара как будто бы рвалась на волю с самого начала трека, аккуратно заполняя собой паузы в вокале. Димаш сказал, что у него есть классный гитарист в Казахстане. Мы не прописывали партию соло, но Abik Jeksen сыграл просто великолепно, опираясь на мелодию куплета, а также на риф, проходящий сквозь весь трек. При этом он добавил свое видение и блюзово-роковый характер. В результате получилось очень «вкусно».
О том, как проходила кропотливая работа в течение нескольких месяцев в 2023 году, Дмитро вспоминает с особой теплотой.
«Мы работали в полной синергии: не спеша, наслаждаясь процессом. В основном, трудились вечером и до поздней ночи. В паузах между работой мы общались о любимых артистах и композиторах, периодически «джемили» (спонтанно играли): я за роялем, Димаш пел или иногда пересаживался за ударную установку.
Он, конечно, музыкальный терминатор: вокалист, композитор, инструменталист, импровизатор - всё в одном флаконе. Было круто!»
О самозабвенном процессе творчества красноречиво свидетельствует и сам Димаш: «В Лос Анджелесе уже поздняя ночь, но вдохновение не заботится о ваших планах. Нужно ловить момент и успеть вовремя сделать запись, пока душа поет».
В процессе работы над песней к двум парням из Казахстана и Украины присоединилась молодая американка, превратив тем самым работу над песней «When I've Got You» в настоящий интернациональный молодежный проект.
Как рассказал нам Дмитро, «Кэндис Кэлли потрясающий сонграйтер, она здорово чувствует связь между стихами и мелодией, так как сама пишет тексты и сочиняет музыку. Ей нужно было придумать текст к уже существующей музыке Димаша. И поверьте, написать хорошие стихи к сложной мелодии, не нарушая слог, заботясь о хорошем фонетическом сочетании слов с музыкой и артикуляциях, и при этом рассказать историю - задача не из легких. Но Кэндис справилась на отлично! Были определенные строчки, которые мне показались слишком многословными, либо же там фонетически не происходила магия, поэтому я поменял её стихи в нескольких местах на свое усмотрение. Димашу эти изменения понравились, и мы поняли, что композиционная составляющая песни (музыка и стихи) - была готова».
Интересно было узнать от Дмитро, как соавтора текста, какой смысл был вложен самими авторами в содержание песни.
«Тему песни мы обсуждали втроем. Поскольку мелодия к тому времени уже существовала, мы перебрали несколько вариантов. Остановились на теме не банального, зрелого признания главного героя в любви к его возлюбленной. Той, на которую он всегда может положиться, для которой он готов принимать любые вызовы жизни и к которой всегда рад возвращаться домой. Эта тема срезонировала со всеми нами. Она идеально сочеталась с мелодией, с общей стилистикой и с вокальной подачей Димаша. Бывает, что музыка идеально передает тему стихов, и наоборот, даже если они создавались в разное время. Магия искусства!»
Не трудно догадаться, что тот английский текст, который поражает многих реакционеров в YouTube своей сложностью, особенно в местах речитатива, Димашу пришлось кропотливо отрабатывать.
«Кэндис сделала своим голосом демо-версию, которую Димаш мог послушать для примера произношения. Но финальный вокал он записывал уже самостоятельно. Насколько я знаю, - добавляет Дмитро, - он целенаправленно работал над произношением дома. В придачу в целом позитивно сказалось и его нахождение в Америке: он как музыкант смог на слух уловить чистое произношение «стерильного» английского, преобладающего в Лос Анджелесе».
Зная тягу Димаша к перфекционизму, мы поинтересовались, когда стало ясно, что работа, наконец-то, окончена?
«В плане перфекционизма мы нашли друг друга. Если бы не ожидание поклонников Димаша, думаю, что мы бы и дальше продолжали совершенствовать эту песню. Мы осознали, что работа окончена тогда, когда трек хотелось переслушивать, и при каждой прослушке уже не к чему было цепляться».
Всего через неделю после публикации клипа «When I've Got You» в YouTube, песня набрала 1 млн просмотров. Сейчас, несколькими неделями позже, она преодолела 2-ух миллионный рубеж в YouTube и отметку в 600 тысяч на Spotify.
«Учитывая то, что нет поддержки крупных лейблов - это довольно хороший результат, тем более для неподросткового жанра музыки. Я доволен, хотя всегда хочется больше», - озвучил свое мнение музыкант.
В заключение мы задали вопрос, какой из этапов создания трека оказался самым сложным и трудоемким?
«Продакшн занял больше всего времени и сил. Это тот процесс, в котором ты никогда не знаешь наверняка, нашел ли правильные звуки, выбрал ли правильный вокальный дубль? Ведь это все очень субъективно, но от этих решений будет зависеть то, раскроется ли песня на 100% своего потенциала и захочется ли человеку переслушивать её снова и снова, каждый раз находя для себя что-то новое. А когда проделанная тобой работа нравится артисту и его аудитории – это абсолютный успех. Надеюсь, что «When I’ve Got You» будет слушаться так же свежо спустя десятилетия!»
Действительно, переслушивая в очередной раз этот вкусный «музыкальный коктейль», созданный Димашем в сотрудничестве талантливым украинским музыкантом и другой творческой молодежью со всего света, становится понятным, где находится будущее мира — под одним небом.
Olga TERIKOV, DK Media Europe