Куда ведут реформы Токаева? Политолог о будущем демократии в Казахстане

23859
Фото: shutterstock и akorda.kz

Общество должно сплотиться вокруг идеи дальнейшего строительства процветающего, демократического, справедливого Казахстана. Об этом заявил Президент. За три года реализации реформ, проводимых под руководством Касым-Жомарта Токаева, в стране заметно изменилась политическая система, отмечают эксперты. Каким образом результаты проделанной работы отразились на жизни казахстанцев, обсудили в интервью с политологом Аманом Мамбеталиевым.

Аман Кенжебаевич, к каким результатам должна была привести или уже привела модернизация политической системы Казахстана?

На самом деле весь блок политических реформ очень важный, главная его суть – это демократизация общества, создание системы при которой, возможно, в будущем никогда не будут созданы условия возврата к авторитаризму. Нужно понимать, что крайний срок предыдущей политической системы, по факту, сводился именно к созданию авторитарной системы, ввиду которой появилось огромное количество системных сбоев, как в политическом, так и в экономическом сегменте, причиной которых являлась именно авторитаризация институтов власти. И во избежание этого в будущем при так называемом переходном периоде, именно с момента, когда Касым-Жомарт Токаев стал Президентом, он объявил о реализации старта блока политических реформ.

Какая из проводимых реформ, на Ваш взгляд, является одной из наиболее ключевых?

Одной из главных реформ является ограничение президентских полномочий одним сроком на семь лет. Это известная международная практика, согласно которой любому кандидату, которого выберет народ, достаточно времени для того, чтобы реализовать все необходимые реформы, в том числе будущие. И самое главное — это ограничивает возможность именно закоренения власти в одних руках, в одном политическом клане, в одном центре силы и т. д., со всеми вытекающими. Это гарантирует переход власти, что само по себе является институтом демократии и ключевым актором работы этой демократической системы. В стране возобновили работу Конституционного суда, появилась система политического контроля, которая будет обеспечивать данные решения в будущем. Поэтому реализация данной инициативы имеет огромное значение для страны.

Мы, если посмотрим на соседей наших, то видим, к сожалению, другого рода тенденцию, где как раз, наоборот, конституционные закрепления идут определённых усилений президентской формы правления, увеличения сроков президентства. Мы же чётко показали в первую очередь самим себе, во-вторых, всему миру, что выбрали демократическую модель развития общества, страны и будущее видим лишь в демократизации политической системы. Я думаю, что это отличное решение, кране важное для всех казахстанцев, переоценить это сложно. Нужно, чтобы прошло время, спустя несколько десятков лет мы поймём, что преемственность власти – это как раз гарантия того, что в будущем никогда не будет авторитаризации власти, что мы выбрали путь отличный от многих государственных моделей, путь демократизации и развития.

Как Вы оцениваете инициативу Касым-Жомарта Токаева, связанную с тем, что ближайшие родственники Президента теперь не смогут занимать политические должности и руководящие посты в квазигоссекторе?

В Казахстане сегодня созданы все условия для того, чтобы в будущем действующий Президент не смог предоставить должности, даже если ты компетентный и политически подкованный человек, членам своей семьи и родственникам. Это очень хорошая инициатива, законодательно подписанная. Она была обязательно прописана в законах государства для того, чтобы в будущем сделать всё, чтобы невозможно было концентрировать политическую власть в одних руках либо же в одном политическом центре, грубо говоря, во избежание клановости в политических решениях. Результатом этой инициативы будет как раз создание эффективной модели развития политической системы, в которую будут людей набирать по компетентности, по необходимости, а не, условно, по-семейному.

Эта модель расцвела в поздний советский период, усилилась в некой такой извращённой призме в странах Центральной Азии. К примеру, мы все видим Таджикистан, когда сын Президента является мэром города, либо Узбекистан, до недавнего времени и сам Казахстан был в такой же ситуации, когда дочери предыдущего главы государства занимали высокопоставленные позиции, в том числе должность главы Сената, больше такого не будет. И это очень важный момент модернизации системы. Президент, да и вообще политическая элита, сейчас демонстрируют на собственном примере инициативность, я думаю, что это месседж в первую очередь чиновникам, чтобы брать пример и работать по приоритетам развития общества, а не семейных либо каких-то других собственных ценностей.

Насколько в РК развит институт референдума? Как он влияет на общество?

Результатом реализации блока политических реформ должна стать активизация политического общества, гражданской нации, и это крайне сложно сделать. Несомненно, в Казахстане есть огромное количество активистов, очень много, не побоюсь этого слова, героев. Но сейчас нужно понимать, что очень долго предыдущая политическая модель была негласно связана с тем правилом, что решения в государстве принимались в закрытых кабинетах, общество зачастую не понимало кем и как принимаются решения, в том числе как они исполняются. И политический блок реформ, нацеленный на развитие гражданского общества, без сомнения, должен включать активное вовлечение этого самого общества. Референдум – это и есть тот инструмент гражданской активности, народной демократии, кстати, традиционной для степного казахского общества. Исторически тюркские народы, особенно кочевые, часто пользовались этим правом, но это выглядело немного иначе, чем процесс, сформированный в современном обществе, референдум, но всё же ценности были те же.

Основные государственные вопросы, связанные с будущим нашей страны, касающиеся жизнедеятельности каждого гражданина, теперь решаются только через Национальный референдум. Это не может не радовать. За этот период было проведено два референдума. Первый, напомню, по внесению изменений в Конституцию, второй по строительству АЭС, оба вопроса крайне важны для будущего нашей республики, для наших детей и нашего общего будущего. И электоральная активность на этих референдумах доказывает, что у большей части населения есть вотум доверия, предоставленный власти по многим вопросам, есть полное восприятие. Были открытые слушания, в том числе очень острые, по многим регионам было дано право высказать мнение практически всем, что было сделано. Я лично присутствовал на паре таких слушаний, было крайне интересно выслушать как экспертов, так и рядовых жителей. Иными словами, референдум – это демонстрация гибкости нашего общества, возможность сформировать свои убеждения и защищать их путём консолидации, потому что мы видели огромное количество и противников, и сторонников, которые смогли консолидироваться, создать активный гражданский инструмент, в том числе инструмент петиций, который также заработал в стране. Всё это не может не говорить о том, что общество демократично развивается.

Какие ключевые приоритеты внешней политики РК Вы можете назвать?

С момента обретения независимости внешнеполитические приоритеты Казахстана не сильно изменились. РК является сторонником сохранения договорённостей, в том числе международных, самого главного в Организации Объединённых Наций в первую очередь – Устава ООН. Казахстан выступает за мирное решение любых вопросов, непринятие насилия в адрес гражданских и выступает за права целостности государства, а также за иные основные моменты Устава ООН. Помимо этого, РК является активным участником других международных организаций. С момента обретения независимости у нас была крайне активная дипломатическая повестка, но с приходом Касым-Жомарта Токаева, дипломата, к власти, безусловно, дипломатическая активность страны в разы увеличилась. Все те организации, которые большинство политологов называют «бутафорскими», я имею в виду огромное количество структур, которые являются дублирующими по факту сейчас не способны исполнять свои прямые обязанности, это я говорю по организации безопасности. Мы видим, что в мировом сообществе сейчас огромное количество конфликтов. К сожалению, тенденция нехорошая, число конфликтов увеличивается, а их частота и масштаб только усложняются. Мы видим, повторюсь, что организации, созданные для обеспечения безопасности, не работают, системы их противовесов также не работают. Мир сильно изменился, и Казахстан является активным инициатором реформирования существующих организаций. Напомню, мы председательствовали во время президентства Касым-Жомарта Токаева и в организации тюркского сотрудничества, и в организации безопасности, а также в ШОС, очень много других структур, в которых мы подняли этот вопрос. Благо, мы были поддержаны нашими партнёрами, огромное количество было мер выполнено для того, чтобы начать процесс реформирования этих организаций.

Мы видим, что новой усиленной волной идёт интеграция тюркских государств, не только в культурной, но и в экономической сферах. Мы видим прекрасную тенденцию взаимоотношений в экономическом плане с КНР и вообще с государствами тихоокеанского региона. Появился формат «С5+1», при котором пять центральноазиатских стран встречаются с партнёрами. Было налажено политическое и экономическое общее видение по многим вопросам между всеми пятью государствами, с целью усиления позиции региона Центральной Азии в момент переговоров с более крупными партнёрами, такими как ЕС, РФ, КНР, США и т. д. Результат мы видим очень неплохой, потому что по многим вопросам появилось общее понимание, в том числе по вопросам безопасности.

Также стоит напомнить о том, что Казахстан продолжает общее широкое развитие взаимоотношений, несмотря на определённые осложнения в мировом сообществе с Россий. Мы видим, что РФ сейчас находится под санкциями, является государством для многих закрытым, ввиду его агрессии, но у РК есть свои собственные интересы. Нужно понимать, что Россия является нашим соседом, у нас с ней огромное количество договорённостей, в том числе по безопасности, наши системы экономики и энергетики очень сильно взаимосвязаны, у нас очень неплохие цифры в плане товарооборота, я думаю, что тенденции тоже хорошие.

Помимо традиционных направлений, у нас также есть договорённости по общим вопросам с государствами ЕС и США. Мы сообща работаем в части энергобезопасности, по вопросам развития, обмена технологиями, в сферах инвестиций и демократизации общества. Мы находим новых партнёров, новые регионы, в которых Казахстан ещё не был представлен. В первую очередь – это страны Южной Азии, также у нас есть выход на Африканский континент. РК стала активнее, в том числе в вопросах добычи редкоземельных металлов, в вопросах ресурсоснабжения, я думаю, что это хорошие перспективы. И думаю, что в будущем дипломатическая активность будет усиляться, потому что это необходимость для Казахстана сейчас.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -