Казахстан вступает в важный этап своей экономической трансформации. Президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством амбициозную задачу: к 2029 году вывести экономику страны на уровень 450 миллиардов долларов. По мнению главы государства, эта цель вполне достижима, особенно с учетом устойчивого притока иностранных инвестиций. Однако для ее реализации требуется не только рост объемов производства, но и проведение глубоких структурных реформ. Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий, отметил глава государства. Накануне члены кабмина подвели итоги социально-экономического развития Казахстана за первое полугодие. О достигнутых результатах, существующих вызовах и перспективах – в интервью с экономистом Николаем Кульбакой.
– В правительстве заявили, что экономика Казахстана с начала года выросла на 6,2%. Николай Элиарович, как Вы оцениваете общую динамику социально-экономического развития Казахстана за первое полугодие 2025 года? Какие отрасли показали наибольший рост, а какие — отстают?
– Сегодня Казахстан находится в переходной точке. С одной стороны, экономика страны по-прежнему сильно зависит от традиционных сырьевых отраслей — нефти, газа, металлов. Это дает краткосрочную устойчивость, но в долгосрочной перспективе — это ограничение.
С другой стороны, Казахстан предпринимает шаги к структурной трансформации: стимулируется рост несырьевых отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, креативных индустрий и сферы услуг. Именно они могут стать новыми точками роста и позволить стране преодолеть так называемую «ловушку среднего дохода». К примеру, на заседании правительства были озвучены следующие данные. Реальный сектор вырос на 8%, сектор услуг — на 5,2%. В числе основных драйверов названы транспорт и строительство, также отмечено оживление торговли, рост в горнодобывающей и обрабатывающей промышленностях на 5,5%, в сельском хозяйстве на 3,7%.
Таким образом, мы наблюдаем, что меры по трансформации экономики уже реализуются: создаются технопарки, внедряются программы поддержки стартапов, модернизируется образовательная система. Однако такие преобразования требуют времени — первые значимые результаты можно будет оценить не ранее чем через 5 лет.
Чтобы не остаться на периферии глобальной экономики, стране необходимо ускоренно развивать новые, несырьевые отрасли. Потенциал есть, но успех будет зависеть от системности и настойчивости в реализации реформ.
– Особое внимание в экономической трансформации Казахстана уделяется развитию цифровых технологий и «зеленой» экономики. Как это отражается на развитии отрасли?
– Президент Касым-Жомарт Токаев инициировал важные структурные реформы — от модернизации госаппарата до переформатирования экономических приоритетов. Особое внимание уделяется диверсификации экономики, снижению зависимости от сырья и стимулированию частной инициативы. Такие реформы — это стратегическая инвестиция, и оценивать их можно будет только в долгосрочной перспективе, через 5–10 лет. Однако направление выбрано верное. Начатые реформы могут заложить основу для будущего роста.
Переход к цифровой экономике — ключ к будущему конкурентоспособности. Казахстан движется в этом направлении: развиваются платформенные решения, создаются ИТ-хабы, идет интеграция ИИ в госуслуги и бизнес. В частности, внедрение Цифрового торгового коридора для автоматической регистрации и выпуска транзитных деклараций значительно ускоряет таможенные процедуры, снижая время оформления, что положительно влияет на оперативность и эффективность транзитных потоков.
Пока страна идет вровень со многими развивающимися странами. Но для рывка нужно активнее развивать цифровую инфраструктуру, готовить кадры, стимулировать внутренний спрос на цифровые решения.
Казахстан имеет потенциал стать цифровым лидером региона, но для этого необходимы ускоренные и системные усилия. Тем не менее, правительство внедряет «зеленую» повестку: реализуются проекты в области ВИЭ, экологической модернизации предприятий, развивается водородная энергетика.
Если выбранный курс будет продолжен, Казахстан сможет войти в число стран, активно адаптирующихся к новым глобальным стандартам. У Казахстана есть все шансы занять заметное место в «зеленой» экономике, если предпринимаемые усилия будут последовательны и масштабны.
– По Вашему мнению, какие конкурентные преимущества сохраняет Казахстан по сравнению с соседними государствами в привлечении инвестиций?
– Главное преимущество Казахстана — его политическая и макроэкономическая стабильность, особенно на фоне региона. Инвесторы ценят предсказуемость, транспарентность законодательства, улучшение инвестиционного климата, развитие инфраструктуры и цифровизации.
Инвестиции в основной капитал увеличились почти на 20%. Основными драйверами отмечены такие секторы, как образование, финансовая деятельность, обрабатывающая промышленность, здравоохранение и транспорт.
Объем внешнеторгового товарооборота за январь-май составил 53,5 млрд долларов США, из которых экспорт – 29,8 млрд. Несмотря на снижение внешнеторговой активности, сохраняется положительное сальдо – 6 млрд. Активное привлечение инвестиций позволило дать старт ряду важнейших инфраструктурных проектов в различных отраслях. При этом, главой кабмина отмечена необходимость исполнения целевых индикаторов по инвестициям в основной капитал и прямым иностранным инвестициям, а именно поставлена задача по более активному использованию Региональных инвестиционных штабов.
Кроме того, Казахстан активно развивает институты поддержки инвесторов, что также делает страну привлекательной площадкой для вложений, особенно в логистику, зеленую энергетику и IT. Сейчас Казахстан выигрывает за счет стабильности и поступательного движения. Это позволяет стране привлекать инвестиции даже в условиях глобальной нестабильности.
– Как на экономическую ситуацию внутри страны влияет геополитическая обстановка?
– Геополитическая ситуация сегодня нестабильна, и Казахстан неизбежно ощущает давление со стороны двух крупнейших соседей — России и Китая. Экономические спады, санкционные войны, нестабильность логистических цепочек напрямую затрагивают казахстанские интересы.
Казахстан старается лавировать между этими рисками, придерживаясь сбалансированной внешнеэкономической политики. Пока эта стратегия работает: страна сохраняет относительную стабильность, диверсифицирует торговые связи и постепенно наращивает экспорт в третьи страны.
Среди успешных направлений промышленной политики можно отметить развитие переработки, машиностроения и агропромышленного комплекса, где наблюдается рост производства и экспорта.
В настоящее время Казахстан демонстрирует гибкость в условиях внешнеполитической турбулентности. Страна разумно диверсифицирует внешние связи и промышленную политику, снижая зависимость от крупнейших партнеров.