Как Китай победил бедность, и что будет дальше

59463

Вы знаете, мне в жизни несказанно повезло. Я одним из первых граждан независимого Казахстана посетил Китай. Было это в мае 1991 года. Я поехал в КНР с делегацией сингапурских китайцев, который изъявили желание посмотреть на свою историческую родину. Мы совершили путешествие на автобусах от Алматы до Урумчи и дальше – на самолете до Пекина. 


Ван Кавэй. «У Сун побеждает тигра»

Что у меня осталось в память от этой поездки? Жуткая нищета, домики из необожженной глины, чумазые полуголые дети, страшные дороги. Скажем, от границы РК до города Кульджа (127 км) мы ехали… световой день. 

В Урумчи, помню, я долго стоял на перекрестке, с удивлением ожидая хоть какой-нибудь автомобиль. Их не было! Был поток велосипедистов, пешеходов, изредка проезжал автобус. Легковых автомобилей не было!  

На окраине города мы увидели шокирующую картину. Около дороги была навалена куча хлама: листовое железо, фанера, доски. И вдруг из этой кучи выполз грязный мальчик, за ним другой, третий. Оказывается, это была землянка, в которой жила семья, а куча хлама – что-то вроде крыши…

И вот этот же город, но 30 лет спустя. Небоскребы, отели, рестораны. Изобилие новых автомобилей, изобилие нарядных людей, изобилие рекламы и заваленных товарами витрин.   

В это трудно поверить, но за последние 40 лет Китай вывел из нищеты более 850 млн человек! Как заявил на днях председатель КНР Си Цзиньпин, Китай окончательно победил нищету. 

Конечно, многим эта новость пришлась не по вкусу. Как-то обидно и даже неприятно, что это произошло не в твоей собственной стране, а в государстве, исповедующем не что-нибудь, а коммунизм! Так, например, в газете Foreign Affairs (США) вышла кислая публикация: мол, китайцам еще очень многое предстоит сделать для улучшения жизни миллионов своих граждан, мол, это только начало… Ну а кто спорит? Да, начало. Да, предстоит сделать многое. 

А вот еще один упрек в адрес Китая – дескать, он специально занижает порог бедности. Всемирный банк рекомендует считать международным порогом бедности доход около $1,9 в день, а власти Китая установили свой уровень - $1,69 в день (интересно, что еще в 2010 году порог бедности в КНР был в два раза меньше – $0,975). В общем, Китай упрекают в том, что его национальные критерии бедности устарели. Но правительство страны не обращает на такие упреки никакого внимания и правильно, в общем, делает. 

Теперь давайте посмотрим, как всё начиналось, и как всё работает. Разумеется, начало борьбы с нищетой связывают с именем великого Дэн Сяопина, который еще в 1979 году выдвинул идею построения общества «сяокан» (общества средней зажиточности). Эта идея неуклонно воплощалась в жизнь и строилась на принципе, что главным капиталом КНР являются люди. Началось создание пенсионной системы, переориентация на промышленность, а не на сельское хозяйство. Миллионы крестьян были переведены на городские промышленные предприятия с гарантированной зарплатой. Очень кстати пришлась и западная производственная экспансия, когда в Китай переводились огромные заводы и фабрики. 

Попутно проводилась налоговая реформа, и от податей освобождались целые категории населения. Я как-то спросил у знакомого китайца, хозяина маленького кафе – сколько он отдает государству. «Нисколько, - ответил он. – Правительство считает, что если я сам смогу себя содержать и еще дам работу трем людям, я уже сделаю большое дело для процветания народа». 

В целом Китай только за последние восемь лет инвестировал в борьбу с бедностью почти четверть триллиона долларов! На эти деньги в отдаленные районы прокладывались современные дороги, туда проводились электричество и связь. На эти деньги в малоимущих районах открывались курсы обучения и переподготовки фермеров, строились школы, техникумы и другие учебные заведения с бесплатным обучением. Огромную роль сыграли и современные технологии. Сегодня в Китае почти любая бабушка знает, что такое электронные деньги, многие пенсионеры играют на биржах. Отдельно можно выделить успехи по расселению ветхого жилья: 25 миллионов человек улучшили свои жилищные условия, переехав из лачуг в нормальные квартиры. Я описал только самую маленькую малость тех реформ, которые происходят в стране, где много лет идет трудная и кропотливая работа. 

Стоит ли нам завидовать? Нет, не стоит. В Казахстане тоже есть, чем гордиться. Вспомните наши проклятые 1990-е годы, когда страна прозябала в нищете, и зарплата в 100 долларов казалась счастьем. Но благодаря реформам именно 1990-х годов мы все же вышли в страны с «высоким уровнем среднего дохода».

Завидовать Китаю не стоит еще и потому, что у него своя, неповторимая специфика, рассчитанная на долгие годы. Есть такой знаменитый китайский роман «Речные заводи», написанный в середине 14-го века. Там харизматичный персонаж У Сун в одной сцене побеждает тигра. Палица его сломалась, и тогда У Сун, «продолжая крепко держать тигра левой рукой за загривок, высвободил правую руку, сжал ее в кулак и, словно железным молотом, начал со страшной силой бить зверя по голове. После семидесятого удара из глаз, носа и ушей тигра хлынула кровь, и он повалился, испустив последний вздох».

Семьдесят ударов понадобилось герою, чтобы убить хищника. Сколько же еще «ударов по бедности» нанесет Китай, чтобы та так же повалилась, испустив последний вздох»?


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -