Цены на бензин не беспокоят, когда ездишь на Bentley

66354

В Казахстане очередное повышение цен на бензин. Причину удорожания топлива в этот раз особо не искали, обошлись дежурными фразами: «ремонт НПЗ», «планомерная коррекция» и так далее. 


Берта Бенц, жена Карла Бенца, совершает путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году

Ни производители ГСМ, ни Министерство энергетики не проводили пресс-конференций, не выступали с заявлениями, всё прошло тихо, без шума и пыли. 

В соцсетях, правда, повылуплялись разные умники, которые стали объяснять, что удорожание бензина - это нормально, что это чуть ли не благо для нашей сильной экономики, и что никак не войти Казахстану в долгожданную тридцатку каких-то там развитых стран, если не сделать стоимость бензина хотя бы на уровне стран ЕС. 

Чаще всего приводят аргументы, что нельзя же жить с таким дешёвым бензином, когда в России он стоит в полтора раза дороже. Вот, например. «В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств». Это говорит высокопоставленный чиновник. Вдумайтесь! Вместо того, чтобы сказать: давайте наращивать производство, ведь при низкой себестоимости у нас есть шикарная возможность «залить» казахстанским бензином соседние страны, он призывает ничего не делать, просто поднять цены. 

При этом детская отговорка на счет возможного дефицита ГСМ на внутреннем рынке – полная казуистика и бред. В Казахстане на начало 2020 года было зарегистрировано всего 4,56 миллиона автомобилей (3,7 млн легковых). Это что – серьезная цифра? Это столько же, сколько в Лос-Анджелесе и чуть меньше, чем в Москве. Обеспечить такое небольшое количество авто горючим сможет один китайский НПЗ, работающий вполсилы. Это может сделать и сам Казахстан, который производит около 90 млн тонн нефти, и только четвёртая часть идёт на внутренний рынок (в 2019 году в стране переработано 17,1 млн тонн нефти, в результате чего производство бензина, в том числе авиационного, достигло 4,5 млн тонн).

Другой чиновник на голубом глазу договорился до того, что цены на бензин якобы никак не влияют на потребительскую инфляцию. «Повышение цен на бензин незначительно имеет влияние на цены продуктов питания, так как в структуре себестоимости они занимают менее одного процента… Ведётся сдерживание цен, и за последний месяц, согласно индексной статистике, уровень роста цен остановлен». В этом утверждении лживо всё, и я даже не буду ничего опровергать.  

Я же думаю, что дело здесь в другом. Например, в том, что монополистам выгоднее продавать сырую нефть за рубеж, при этом ничуть не заботясь о насыщении собственного рынка. «У нас рынок контролируют около пяти крупных компаний, которые поставляют нефть на переработку на заводы. И они всегда могут между собой договориться по ценам. Даже когда государство регулировало стоимость ГСМ, всегда речь шла о ценах на АЗС, а не об оптовой стоимости. Одно время были попытки регулировать оптовую стоимость, но владельцы бизнеса пролоббировали отказ, и этот законопроект не прошёл через парламент. Потом власти вообще решили не вмешиваться, мол, рынок сам отрегулирует. Хотя везде в мире оптовые цены на бензин регулируются». Эта фраза принадлежит авторитетному эксперту по нефти Сергею Смирнову. 

Беспокоит ситуация с бензиновыми ценами и Альберта Рау – экс-вице-министра по инвестициям и развитию РК, ныне - депутата мажилиса. 

«После новостей о росте цен на бензин Министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ: "На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложения. Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранения на нефтебазах, расходов розничного реализатора, а также акцизов и налогов". 

Такая, мягко говоря, странная позиция профильного ведомства свидетельствует об отсутствии у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на бензин», - возмутился Рау. 

Также депутат призвал начать расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ. 

Лично я полагаю, что правительству в кратчайшие сроки нужно прекратить всю эту ценовую лихорадку. Оно должно немедленно остановить цены на ГСМ. Но и этого мало! Я убежден, что в Казахстане популярная, «народная марка» бензина АИ-92 должна быть отнесена к категории социальных товаров, и цена на неё должна устанавливаться (и дотироваться!) государством. 

Думаю, что такая богатая страна может себе это позволить. 


Андрей Зубов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -