Трамвай ушёл, и рельсы разобрали

63217

Ровно 30 лет назад была сделана последняя попытка сохранить СССР. 20 августа в Ново-Огарево (Москва) ожидалось подписание соглашения о создании нового политического объединения – ССГ (Союз Суверенных Государств). Предполагалось грандиозное превращение Советского Союза в конфедерацию.

Фото: Деловая газета "Взгляд"

Подписать соглашение должны были сначала главы России, Белоруссии и Казахстана. Еще шесть республик (Украинская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР) должны были заключить договор до конца октября 1991 года. Отмечу, что в союзный договор соглашались вступить только девять республик из пятнадцати. Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Грузия и Армения уже объявили о своей независимости.

Но никакого подписания не состоялось. 19 августа начался путч, руководимый группой политиков, назвавших себя ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Путчисты объявили, что тогдашний лидер СССР М. Горбачев болен и не способен руководить страной, поэтому они берут власть в свои руки и вводят войска в крупные города России. Целью ГКЧП было сохранение СССР без всяких реформаций, при этом главный аргумент был тот, что большинство советского народа на референдуме в марте 1991 года высказалось за существование Советского Союза.

На улицы Москвы тут же хлынул народ во главе с Б. Ельциным, войска перешли на его сторону, и путч был подавлен. Члены распущенного ГКЧП были арестованы (один из путчистов – министр внутренних дел СССР Б. Пуго – застрелился), затем отпущены под подписку о невыезде. В 1993 году начался суд, и в начале 1994 года все подсудимые были амнистированы.

После этого начался стремительный «парад суверенитетов», где республики, как шлюпки, одна за одной отчаливали от грандиозного корабля под красным флагом, чтобы пуститься в самостоятельное капиталистическое плавание.

Меня многие спрашивают: а если бы ГКЧП победил, сохранился бы СССР? Ну, во-первых, как сказал немецкий профессор Карл Хампе: «История не знает слова «Если»». Трамвай ушел, и рельсы разобрали. А во-вторых, нет, не сохранился бы. В лучшем случае он бы прожил еще месяца три-четыре и все равно бы развалился. Слишком разболтанной, раздрызганной и уже фактически неуправляемой была тогда страна, а политические верхушки всех республик так сильно чуяли сладкий запах наживы, которую сулила им независимость, что их бы ничего не удержало.

Если мы посмотрим на события, происходившие в 1991 году, то увидим, что все они очень четко вписывались в картину общей агонии государства, остановить которую не смогли бы ни ГКЧП, ни даже военное положение.

Причиной развала СССР стал проигрыш Западу в «холодной войне». Главные составляющие поражения: неэффективность плановой экономики, ее сырьевая зависимость, бюрократизм и неповоротливость госаппарата, коррупция во всех сферах, невероятно большие расходы на армию, война в Афганистане, проникновение западной идеологии потребления, разложение нравственности, национализм. Всё это сопровождалось страшнейшим дефицитом товаров и бешеным ростом цен.

Особенно запомнилась знаменитая «Павловская реформа» 1991 года, когда все цены выросли минимум в три раза! Как сейчас помню свое потрясение, когда я, как обычно, вошел в столовую Гостелерадио Казахской ССР (я был сотрудником Молодежной редакции) и увидел, что на один рубль, которого еще вчера хватало на весь обед и даже сдача оставалась, я могу купить только тарелку супа.

Но это было только начало. Деньги печатались в огромных объемах. У населения скопилось столько «горячих», но не обеспеченных денег, что они просто раздавили потребительский рынок. В итоге за 1991 год получился невиданный со времен первых лет НЭПа почти восьмикратный рост цен в потребительском секторе.

Количество бедных в 1991 году увеличилось, как минимум, на 80 миллионов человек. Это означает, что ежедневно за черту бедности на территории бывшего СССР скатывалось 200-250 тысяч человек!

Что мог в тот момент предложить ГКЧП? Да ничего. Маховик разрушения был запущен настолько яростно, что дело дошло до крови – началась война в Южной Осетии, полыхал Карабах, в Прибалтику вводились войска для подавления восстаний… На этом фоне обещание путчистов раздать всем жителям СССР по 6 соток было как предложение конфеты-ириски умирающему человеку.

Помимо всего этого экономического хаоса советского человека добила западная масс-культура. Как справедливо считает мой коллега Михаил Карпов, советская идеология исчерпала свой потенциал задолго до краха Советского Союза. Изначальные установки о достижении коммунизма, базировавшиеся на работах Маркса и Ленина, давно никого не вдохновляли, но и отказаться от них было совершенно невозможно, поскольку именно на них было построено государство.

Разваливающуюся конструкцию поддерживали лишь «подпорки», идущие от противного: не будет социализма, значит, будет капитализм, не будет мира, значит, будет война, в которой погибнет человечество. Официальная идеология заката СССР – идеология простого выбора: «Жить как сегодня или не жить никак».

В общем, говоря словами Льва Толстого, должны были соединиться миллионы причин, чтобы произошло то, что произошло. СССР навсегда умер. Хорошо это или плохо? Скажем честно: кому как. Кому-то хорошо сегодня – в эпоху олигархического капиталистического феодализма, а кому-то хорошо было тогда. А молодым вообще не с чем сравнивать, тем более что нынешняя буржуазная пропаганда гадит на память об СССР при любом удобном случае. Но по остроумному замечанию одного политика, речь здесь не об «уничтожении тоталитаризма». Речь о том, что сарай, в котором мы жили, снесли. А новое здание построили не из хорошего импортного мрамора, а из гниющих обломков старого сарая.

В нем мы и живем…

 

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -