Нур-Султан

Алматы

SSE

FTSE 100

Dow Jones

KASE

Brent

WTI

Золото

PTC

USD

RUB

EUR

CNY

Станет ли Казахстан цифровой империей?

3 сентября 2021, 09:5725261

Президент Казахстана объявил об ускорении цифровизации в нашей стране. И это правильно, потому что, как сказал Артур Шлезингер, «технологии произвели переворот в наших жизнях». Хотя Эйнштейн пятьюдесятью годами раньше предупреждал: «Человеческая сущность должна преобладать над технологией».

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Я это к тому, что какие люди – такие у них и технологии. Возьмем, к примеру, Казахстан. Вы знаете, что глава управления электронного правительства ООН Винченсо Акуаро сказал, что Казахстан – просто пример для подражания! «Зачастую вы очень скромны, хотя работу вашего цифрового правительства можно ставить всем в пример, и даже можно было бы организовывать туры, чтобы иностранные специалисты могли увидеть, как строится цифровое государство».

В самом деле, нам грех жаловаться. На фоне других, «неоцифрованных» землян мы выглядим очень даже ничего. Вот что, например, написал один американский гражданин. «В поездке в Казахстан меня потрясла одна вещь – насколько я отстал от современной жизни. Например, банковская карточка у меня обычная, чтобы оплатить за покупку, ее надо засовывать в терминал. А казахи (имеется в виду все жители KZ, независимо от национальности и вероисповедания) используют банковские карточки с WiFi (которые просто прикладываются к терминалу) или же они сканируют QR-code своим телефоном и проводят оплату мгновенно. По онлайн-банкингу казахи мгновенно переводят оплату за товары и услуги. У нас тоже все есть ApplePay, Venmo и Zello, но, например, приложение, которое работает с банком, где у моей жены и дочки есть счет, не работает с моим банком. В итоге, чтобы с их счета перевести на мой счет, уходит несколько рабочих дней. Уведомления о штрафах за превышение скорости казахи сразу получают на телефон и при оплате в течение 7 дней получают скидку в 50%, а нам уведомление о штрафе присылают по почте через месяц. Паспорта в ЦОНах казахи могут оформить и получить за три дня – а у нас только чтобы подать на паспорт, очередь в регионе Сиэтла минимум месяц, и потом еще надо три месяца ждать его получения. Так что в некоторых вопросах казахи нас реально, образно говоря, обскакали».

Это как бы одна сторона медали. Можно добавить сюда еще кучу полезных и нужных цифровых приложений, которые есть у нас и которых нет ни в Америке, ни в России, ни даже в Японии. Это и круглосуточная работа интернет-банкингов, и охват населения мобильным интернетом (у нас 80%, а в Туркменистане – 21%, а в Узбекистане – 52%), и перевод огромного количества потребительских сервисов в онлайн, и т.д., и т.п.

А теперь – вторая сторона медали, не такая парадная. Как, скажите мне, может жить страна, не имеющая своей национальной поисковой системы? Нас обслуживают все, кому не лень – от Яндекса до Google, от Yahoo до Mail.ru. С последним цифровым гигантом вообще засада – больше половины отечественных пользователей (госчиновников в том числе) имеет почту именно на этом – иностранном (!) сервисе. Что будет, если Mail.ru вдруг прекратит свою работу?

Отсутствие своей поисковой системы больно бьет и по гуманитарной сфере. Введите, например, в тот же Яндекс или Google строку «министр строительства Казахской ССР в 1990 году» и вы попадете либо на иностранную Википедию, либо на какой-нибудь куцый казахстанский сайт. Ни хорошей фотографии, ни толковой биографии человека, которому был доверен перевод столицы из Алма-Аты в Акмолу. А ведь Николай Михайлович Макиевский был таким человеком, о котором нужно фильмы снимать! И напротив – наберите в том же поисковике запрос о каком-нибудь российском министре того же периода, и вы получите сотни текстов, фото и видео. И это понятно. Российский Яндекс, хоть он имеет у нас расширение «kz», все равно в первую очередь будет обслуживать Россию, а не нас.

Поехали дальше. Как уже говорилось, с одной стороны, у нас 80% граждан имеют доступ к мобильному интернету, а с другой стороны, в 2020 году в стране было провалено онлайн-обучение. «Из 3 302 900 школьников 185 424 не имеют ни планшетов, ни ноутбуков, ни смартфонов», – так сообщал год назад глава МОН РК Асхат Аймагамбетов. В этом году он же объявил: «50% компьютеров, имеющихся в школах, оказались устаревшими и, честно говоря, числились только для количества. Скорость интернета во многих школах оказалась недостаточной для учебного процесса. Отсутствовали отечественные платформы с цифровым контентом». А если вдруг всех нас волею коронавируса опять загонят в онлайн? Что будет?

Но самое, по-моему, кривобокое решение у нас то, что цифровизацию опять поручают (как они любят это слово – по-ру-ча-ют!!!) государственным структурам. Тогда как во всем мире главная задача государства – не «внедрять» что-то, а не «мешать» чему-то. И вообще это смешно – поручать госслужащим, которые не могут на работе пользоваться смартфонами (!), ускорить цифровизацию всей страны.

Государство должно создать необходимые условия для возникновения новых технологий, обустроить, так сказать, экосистему, а все остальное сделает бизнес.

Вот пример. В Казахстане работают две системы. Криво-косо работающая система «Ashyq», которая постоянно глючит, сбоит и вылетает, которую не ругали только младенцы да немощные старики. При этом замечательно функционируют интернет-банкинги. Первую систему, мучаясь и страдая, содержит государство, вторую – частные структуры.

Еще пример из вышесказанного. Все неработающие и устаревшие компьютеры находились в государственных школах. В частных школах все компьютеры работают.

При этом я совершенно не против, чтобы государство вводило цифровизацию именно в своих органах. Это, например, единые платежные карты (наподобие Онай), по которым каждый мог бы заплатить налоги, пошлины, взносы, другие услуги. Это единая информационная система для участковых инспекторов. Это электронные судебные заседания. Это «умные» микрорайоны и города.

Ну и сделайте, наконец, быстрый и надежный интернет во всех школах. И купите детям новые компьютеры.

 

Андрей ЗУБОВ

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+