Маргиналы: вышвырнуть или принять?

60077

Во дворе одного алматинского дома ни с того, ни с сего варварски разломали новую детскую площадку. Согласитесь, бывает. Вандалов в людском обществе хватало во все времена – хоть при царе, хоть при советской власти, хоть при нынешней. 

Маргиналы в США, 1930-е годы

Но в отличие от прежних времен сегодня есть социальные сети, где любой говорун может выплеснуть наболевшее. Вот и это небольшое дворовое происшествие удостоилось глобального поста от старожила FB. 

В числе прочего фейсбукчанин пишет, что спортивную площадку изуродовали «понаехавшие», которым чужд цивилизованный образ жизни. Именно поэтому они искореняют вокруг все городские особенности инфраструктуры, чтобы создать вокруг себя привычные условия. По его мнению, «понаехавшим» нужен только лишь их прежний «комфорт», где нет места спорту и знаниям, где мечеть важнее школы, и где можно выбрасывать мусор там, где захочется. «Таких маргиналов нельзя допускать в центр города!». 

Странно, но автор поста мнит себя образованным человеком, «тенгрианцем», одинаково хорошо читающим в подлиннике и Макатева, и Пушкина, и Уитмена. 

Не менее странно, что многие горожане (не только в Алматы, но вообще во всем мире) склонны такую точку зрения поддерживать. «Маргиналов нужно загнать в гетто!», «Приехавшим не место в наших городах!» - это можно услышать хоть в Лондоне, хоть в Сиднее. Вообще антагонизм «местного» и «приезжего» имеет вековую историю, но изучать проблему начали только 90 лет назад в США, когда в страну хлынул очередной поток мигрантов со всего света. Во время Великой депрессии началась внутренняя миграция - миллионы американцев (чаще фермеров) бросали свои дома и ехали в другие штаты в поисках лучшей жизни. Вспомните «Гроздья гнева» Дж.Стейнбека. 

Тогда и появился термин «Маргиналы». Его ввел в оборот американский социолог Роберт Парк. Он объяснял маргинальность так: «Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение». Но вот что интересно! Парк всегда считал маргиналов «более цивилизованными», чем местные жители. «Такой человек неизбежно становится индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами». 

Сегодня, когда понятие «маргиналы» трактуется как попало, его чаще всего употребляют как унижающее и презрительное. Это неправильно, потому что маргиналами могут стать даже квалифицированные специалисты - развитие технологий может быстро превратить какого-нибудь инженера в ненужного безработного и невостребованного изгоя. Поголовные маргиналы – политические оппозиционеры, религиозные сектанты, представители контркультуры и субкультуры. То есть все те, кто намеренно противопоставляют себя традиционному общественному укладу, но вынужденные жить в нем. 

Словом, маргинал это не «ущербный» или «некультурный» человек. Многие великие люди в свое время были маргиналами. Например, Иисус Христос для современников был маргиналом.  У него не было дохода, семьи, общественного статуса, он не относился к традиционной религии.

Сегодня в мире больше всего «вынужденных городских маргиналов». Это категория людей, которая в результате социальных потрясений (реформ, войн, революций, кризисов) массово бежит из сельской местности в города. Там вчерашние крестьяне волей-неволей становятся городскими жителями. 

Как городская среда относится к маргиналам? По-разному. Существует четыре способа взаимодействия мигрантов и городской среды. Это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция (по классификации профессоров Джона Берри, Александра Татарко, Кон Вон Чой и др). 

Ассимиляция. Мигрант переезжает в город с установкой тотального включения в новую культуру. Он хочет быть принятым новым обществом, охотно перенимает все его ценности, при этом потихоньку утрачивая свою старую культуру.

Сепарация. Это минимальный контакт с новой культурой. Вновь прибывшие живут анклавами, сохраняя свои привычные нормы.

Маргинализация наступает тогда, когда человек разочаровывается в своей оригинальной культуре, потому что ее ценности не работают в новом обществе. С другой стороны, он не хочет (или не способен) принять культуру нового общества. Таким образом он оказывается где-то между. «Это наиболее контрпродуктивная для личности стратегия адаптации. Ее приверженцы часто страдают психическими заболеваниями», пишет А.Татарко.

А вот интеграция считается сегодня трудной, но самой продуктивной стратегией. Приезжий сохраняет свою культуру, но в то же время старается как можно лучше усвоить ценности и поведение принимающего общества. Эта стратегия наиболее благоприятная, потому что не влечет за собой утрату корней, как при ассимиляции.

В мире сегодня все больше и больше склоняются к интеграции, тогда как еще недавно превалировала практика ограничения въезда в города. Можно вспомнить противостояние между бывшим мэром Лондона Кэном Ливингстоном и правительством Тони Блэра. Ливингстон убеждал: приезжие мигранты приносят в Лондон деньги, умения, ресурсы, разнообразие. Нужно воспринимать миграцию как благо! А в Нью-Йорке (который стал сегодня мировым средоточием стартапов, обогнав Силиконовую долину) спорить не нужно. Там активно обсуждается вопрос, как привлечь в стартапы этнические диаспоры и меньшинства. Так же мэрия города очень переживает, что только третья часть стартапов образована афроамериканцами и только пятая часть - женщинами.

А что же в Казахстане? Скажу, что у нас только-только приходит понимание, как государство должно себя вести в условиях вынужденной урбанизации и как интегрировать в городскую среду вчерашних жителей сёл и аулов. 

Скажем, в Алматы действует программа «Город без окраин». Хорошее начинание, но не полное. Много ли по этой программе будет построено стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, музыкальных школ, дворцов школьников, молодежных центров, клубов для пенсионеров? Намерено ли руководство города создавать на окраинах бизнес-инкубаторы, центры стартапов? Или всё ограничится проведением в новые районы дорог, арыков, света и газа? Кто-нибудь вообще занимается всем этим???

Год назад я в качестве эксперта был приглашен на обсуждение стратегии развития одного крупного спортивного проекта. Ежегодно в этом массовом проекте участвовало десятки тысячи человек (до пандемии). Стратегия развития была шикарная. Предполагалось охватить данным видом спорта еще больше студентов, школьников, пожилых людей, инвалидов. Не было только одного: плана работы с людьми, живущими в недавно присоединенных районах. Спортивные устроители о них даже не подумали, сочтя тысячи и тысячи новых алматинцев маргиналами, которые просто не способны понять все тонкости физической культуры. 

 

Андрей Зубов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -