Настройки
Язык
Тема
Обновление

«Те, кого я не смогу убить, навсегда запомнят этот день»

Так написал убийца Бекмансуров на своей странице во «ВКонтакте». Сделал запись, сфотался, и пошел убивать.

 Плакат, нарисованный школьником из России

Мне, в принципе, глубоко плевать, что там у этого выродка было в мозгах и какие отвратительные чувства мучили его больное нутро. Меня волнует другое: лишь бы ничего подобного больше не происходило ни в России, ни в каком-либо другом государстве. Особенно в том, в котором я живу, и где растет моя дочь.

Уверен, такие же чувства испытывает и министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. «Эти трагедии показывают, насколько важно и необходимо усилить безопасность детей в школах, колледжах и вузах страны. Вопрос их защищенности должен быть приоритетным для каждого руководителя учебного заведения», - обратился министр к согражданам.

Далее он пишет: «В настоящее время министерство совместно с другими госорганами разработало документ по организации антитеррористической защиты объектов образования. При публичном обсуждении проекта данного НПА мы получили беспрецедентное количество вопросов и комментариев – более 2000».

Я нашел этот документ на сайте «Открытые НПА» и внимательно его прочитал. Могу сказать, что это всеобъемлющий и всеохватывающий план антитеррористической защиты учебных заведений. В мою бытность завучем 122 средней школы Алматы таких инструкций не было. Правда, тогда и терроризма у нас не было.

Документ предусматривает как превентивные, так и реальные меры в случае угрозы жизни детей. Например: «Организация пропускного режима», «Планирование профилактических и учебных мероприятий с сотрудниками, педагогами, обучающимися, воспитанниками, сотрудниками охраны», «Паспорт антитеррористической защищенности объекта», «Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма», «Действия при обнаружении подозрительного объекта», «Угроза по телефону», «Действия при захвате заложников» и т.д., и т.п.

Мне очень понравились темы для занятий для школьников и персонала. Скажем, школьникам предлагается изучать такие тему как «Что такое терроризм?», «Правила поведения детей при совершенном теракте», «Действия при обнаружении подозрительного предмета» «Правила поведения заложников при совершенном теракте» и другие.

Для персонала заготовлены другие темы: «Действия руководителей и персонала организаций образования при получении сообщений о минировании объекта», «Действия при совершенном теракте» и еще много чего.

Повторю еще раз: очень хорошую и добротную инструкцию подготовило МОН РК. И совершенно зря у министра возникли опасения, что много граждан, прочитавших документ, высказали свои замечания. Ничего страшного. Во-первых, это нормально. Во-вторых, замечания там несущественные. Например, по организации эвакуации, установке систем видеонаблюдения и другим второстепенным пунктам. Я полагаю, что критику нужно принять, рассмотреть и взять из нее здравое зерно – только и всего.

Теперь о тех рисках, которые документ не предусмотрел.

Первый – это квалификация сотрудников охранных служб. Там же, на сайте «Открытые НПА» я нашел документ МВД РК с длиннющим названием, посвященным деятельности ЧОО (частных охранных организаций). В перечне проблем написано: «Недостаточность квалификационных требований, предъявляемых к материально-технический оснащенности частных охранных организаций, оказывающих охранные услуги в отношении объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – УТО)».

Далее приводятся показательные примеры, назову один. «В г. Байконуре Кызылординской области, с сооружения №3 на площадке №42 РП космодрома «Байконур» преступниками на протяжении длительного времени неоднократно были совершены хищения кабельной продукции». А что ЧОО? А ЧОО ничего.

Одним словом, МВД, крайне озабоченное подготовкой охранников и их умениями, предлагает повысить к ним требования. От себя добавлю, что в прошлом году 12 руководителей объектов УТО были привлечены к ответственности за «небдительное несение охраны».

И теперь риск второй – слабая работа школьных психологов. Слабая, если не сказать больше. «Кто они - школьные психологи? Их уровень подготовки не позволяет выявлять социально опасных подростков, - написала известная журналистка после событий в Перми. - Эти 22-25-летние девушки при виде нынешних старшеклассников теряются, пугаются и не знают, что сказать. Формализм их работы заключается в положительных отчётах руководству, все конфликты затушевываются и на стол главе департамента образования кладется вылизанный доклад о том, что в школе благоприятная обстановка, все друг друга любят и уважают. И эти вчерашние студенты в ежегодных характеристиках пишут про таких, как пермский стрелок, - «тихий, неконфликтный и уравновешенный мальчик». А ничего, что мальчик этот -психопат, который не умеет выражать и различать базовые эмоции: страх, радость и удивление? А ничего, что такие как он, с рождения не испытывают эмпатию и им незнакомо чувство вины ? Неужели за 11 лет школьный психолог не мог этого заметить? Да потому что такие вот специалисты даже не имеют необходимого инструментария для работы с детьми - не знают ни теорию, ни практику. В их поле зрения попадают только буйные, которые как показала практика, особой опасности для окружающих не представляют».

Я так понимаю, что это было сказано о российских школьных психологах, но, по-моему, это можно применить и к нашим реалиям?

Можем ли мы устранить эти риски? Конечно, можем. Только для этого нужны усилия и время.

А есть ли у нас время? 

 

Андрей Зубов

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -