1. Насколько данный инструмент будет эффективен для борьбы с коррупцией?
Как показывают результаты исследований и практический опыт многих стран, возможность государственного отслеживания и записи публичного поведения экономических агентов способствует существенному сокращению числа преступлений и противоправных действий. Здесь я имею в виду камеры наблюдения, которыми напичканы все общественные места, к примеру, в Южной Корее и Сингапуре. Прекрасным примеров в этом плане также является система «Сергек», с некоторых пор применяемая в Нур-Султане и Алматы для отслеживания процессов на автомобильных дорогах, которая позволила снизить количество дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.
В свою очередь, сама идея внедрения цифрового тенге также является государственной мерой отслеживания и записи финансового поведения агентов, и она точно также как в примере с камерами наружного наблюдения может сократить количество преступлений – в данном случае преступлений коррупционного характера. То есть сомнений в действенности такой реформы нет. Большие вопросы касаются ее практической реализации.
2. Готова ли инфраструктура Казахстана к внедрению цифрового тенге? Какие проблемы при этом могут возникнуть?
Мы не можем строго судить о технической стороне данного вопроса, думаю об этом лучше спросить у отечественных IT-специалистов. Мы можем лишь судить о финансово-экономической составляющей данной идеи, которая конечно же требует детальной проработки и в целом может породить ряд барьеров. Речь идет о правовом регулировании взаимоотношений финансовых и экономических агентов, основанных на применении условного цифрового тенге, роли и возможностях Национального Банка, как эмитента данной цифровой валюты, Агентства финрегулирования, как некоторого «арбитра» в цифровых транзакционных отношениях между агентами, и банков второго уровня, как участников процесса создания денег в экономике.
К примеру, лично для нас в данной идее мы пока еще не нашли ответа на вопросы о том, как банкам и участникам денежного рынка управлять ликвидностью, представленной в цифровом тенге, можно ли будет их использовать для операций на рынке ценных бумаг, скажем для покупки бумаг Минфина или нот Нацбанка, как их учитывать в финансовой отчетности, можно ли и как в целом их конвертировать в иностранную валюту, какое место цифровой тенге займет в мультиплицировании денежной массы и так далее.
3. Сколько времени понадобится для полного внедрения цифрового тенге?
Сложно судить об этом. Но можно предположить, что для пилотной версии внедрения цифрового тенге будет достаточно при прочих равных условия полутора-двух лет. Для полноценной реализации, вероятно, понадобится минимум лет пять.
4. Плюсы и минусы внедрения этого инструмента.
Самый главный плюс заключается в том, что можно отслеживать движение денег в реальном времени, и тем самым систематически оценивать на сколько эффективно используются средства госбюджета. Однако данный плюс может перейти в большой минус, если слежке подвергнется дальнейшее движение цифрового тенге, которое уже будет относиться к законными личным и индивидуальным операциям экономических агентов. Вот допустим, что из бюджета цифровым тенге выплатили средства компании, которая ремонтировала школу. Эти средства дальше пошли на оплату заработных плат работников данной компании, которые в свою очередь начали тратить данный заработок на личные нужды. При этом где и в какой момент в данной цепочке прекращается отслеживание и запись «передвижения» цифрового тенге и определяет, когда положительная экстерналия данного процесса начинает приобретать негативный окрас. Поэтому склоняемся к мнению, что в первую очередь следует прорабатывать правовую и регуляторную сторону данной идеи.
Еще один важный момент, связанный с цифровым тенге, который упускается из виду, это утверждение, что данная валюта будет иметь единичный паритет к фиатному тенге, то есть, говоря проще, ценность одного цифрового тенге будет идентична ценности одного фиатного тенге. Однако здесь нужно понимать, что свойство ликвидности у цифрового аналога будет меньше, чем у фиатного тенге, в виду того, что цифровой тенге не в полной мере может исполнять все функции денег, а это, как мы знаем из экономической теории, мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и средство сбережения и мировые деньги. Поэтому стоимость цифрового тенге с финансовой точки зрения будет иметь дисконт к стоимости фиатного тенге, то есть будет дешевле и обладать своим определенным курсом. Другими словами, цифровой тенге будет представлять из себя не совсем актив в виде денег, а будет больше относиться к менее ликвидному финансовому активу, обеспеченного государством и цена которого будет меняться от рыночных условий. К слову, при таком раскладе в реализации госконтрактов для сокращения уровня коррумпированности для «оплаты» можно просто использовать облигации Минфина или ноты Нацбанка, ведь эффект и процесс будет идентичным, если бы применялся цифровой тенге в том виде, в котором он сейчас обсуждается.
Телеграм-канал @tengenomika по материалу издания LS
фото: Freepik