В прошедшее воскресенье в Казахстане отмечали профессиональный праздник, День учителя. В связи с этим мы решили проанализировать рынок труда в секторе образования. В Казахстане наблюдается стагнация покупательной способности зарплат в этой сфере. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, с 2023 года индекс реальной заработной платы в категории не дотягивает до 100%. При этом номинальная зарплата и на бумаге, и фактически растёт. Только вот купить на неё можно всё меньше и меньше товаров. Так, за первое полугодие 2025-го номинальная заработная плата в образовании в годовом выражении увеличилась на 7,1%, достигнув 337,7 тыс. тг. При этом её покупательная способность снизилась на 3%: индекс реальной зарплаты составил 97%.
Многолетние данные показывают, что дела у учителей шли неплохо только тогда, когда кадровая политика в сфере образования находилась на «ручном» управлении. Речь идёт о периоде пандемии: в 2020-м номинальная зарплата в секторе выросла на 31%, тогда как в целом по экономике этот индикатор увеличился всего на 14%. В 2021 году ситуация была аналогичной: номинальную заработную плату педагогов подняли на 24,1%, в целом по экономике она выросла всего на 17,5%. Далее зарплаты учителей, воспитателей и преподавателей росли либо в темпе, характерном для экономики в целом, либо ещё медленнее. Вместе с тем инфляция не стояла на месте. Эти два фактора вместе сыграли плохую шутку: постепенно покупательная способность заработных плат в сфере образования снижалась.
Отметим: не в каждом сегменте образования индекс реальной заработной платы в январе–июне текущего года был меньше 100%. Например, у преподавателей в вузах покупательная способность зарплат выросла на 5,8%, у воспитателей в детских садах — на 1,3%, у учителей начальных классов — на 0,5%. Интересная задачка для Министерства просвещения РК, Министерства финансов РК и всего кабинета министров: как повысилось качество жизни у тех, кто учит школьников младшего звена, если они стали зарабатывать больше всего на полпроцента?
Впрочем, даже со своими 0,5% им будет чем «похвастаться» в учительской перед коллегами, учителями среднего звена, покупательная способность зарплат которых не только не выросла, но даже уменьшилась на 4,1%. Такая ситуация фактически сигнализирует о том, что учителя беднеют, притом не первый год.
Несмотря на неоспоримую социальную важность профессии учителя, зарплата работников сферы образования последние несколько лет была значительно меньше средней по экономике: в лучшие времена — на 18%, в первом полугодии 2025-го — на 22,3%.
Для наглядности: средняя зарплата учителя среднего звена в прошлом году составляла 331,9 тыс. тг. При этом в перечне профессий и должностей, опубликованном БНС, есть множество не таких эмоционально сложных профессий, где заработок намного больше, чем у учителей. Мы составили список лишь некоторых должностей, номинальная зарплата в которых наверняка понравилась бы работающим в школе. Яркий пример — секретарь политической организации, получавший в прошлом году 715,1 тыс. тг. Или заведующий канцелярией: 700 тыс. тг. Учителю-историку могла бы приглянуться профессия методиста по архивному делу (595,5 тыс. тг), преподавателю географии — должность туристического оператора (647 тыс. тг), а учителю ИЗО — профессия арт-менеджера (564,4 тыс. тг). Даже кастеляны в гостиницах могут получать больше, чем учителя. И зарплата поинтереснее (439,6 тыс. тг), и нервы покрепче.
К слову, о нервах. 30 сентября в научном журнале по педагогике Карагандинского университета имени Е. А. Букетова были опубликованы результаты любопытного исследования на тему профессионального выгорания учителей. Оно было проведено только в одном городе — областном центре ВКО, Усть-Каменогорске. Тем не менее результаты весьма показательны. В исследовании приняли участие 400 учителей школ, гимназий и лицеев в возрасте от 26 до 30 лет. Автор, С. А. Нургалиева, поведала в своей научной статье об итогах проведённого теста по методике Виктора Бойко.
Результаты обследования учителей показали, что 39,5% опрошенных испытывают умеренное, а 35,6% — серьёзное эмоциональное истощение. И это молодые учителя, которые проработали в профессии максимум 7-8 лет. Почти половина респондентов (47,6%), согласно результатам теста, показали низкий уровень деперсонализации. Это означает, что они остаются эмоционально вовлечёнными в процесс и поддерживают профессиональные отношения с учениками. В то же время больше трети (34,2%) сообщили о тревожно высоком уровне деперсонализации. Чуть больше 30% всех участвовавших в исследовании учителей отметили снижение личных достижений, что указывает на то, что эти люди чувствуют себя неэффективными или нереализованными в своей социальной роли.