Настройки
Язык
Тема
Обновление

Великая Отечественная в советском кино

На жизнь многих актеров, режиссеров, сценаристов, операторов так или иначе повлияла Великая Отечественная война: кто-то сам был на фронте, кто-то пережил эвакуацию, голод, кто-то знал об испытаниях от родных и близких. «Газета.Ru» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» вспомнили главные фильмы о Великой Отечественной и людей, которые их создавали.

Мосфильм, коллаж «Газеты.Ru»

<b>&laquo;Летят журавли&raquo; (1957)</b>
<br>Обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля фильм &laquo;Летят журавли&raquo; рассказывает, как война сломала жизни простых людей, как многие оказались не готовы к этим испытаниям, как по-разному все воспринимали происходящую на их глазах трагедию. Несмотря на весь трагизм, финал картины оптимистичен и полон надежд на мирную жизнь. Ленту высоко оценил Пабло Пикассо

«Летят журавли» (1957)

Обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля фильм «Летят журавли» рассказывает, как война сломала жизни простых людей, как многие оказались не готовы к этим испытаниям, как по-разному все воспринимали происходящую на их глазах трагедию. Несмотря на весь трагизм, финал картины оптимистичен и полон надежд на мирную жизнь. Ленту высоко оценил Пабло Пикассо

Мосфильм

<b>&laquo;Летят журавли&raquo; (1957)</b>
<br>
Сценарий &laquo;Летят журавли&raquo; был создан по пьесе Виктора Розова &laquo;Вечно живые&raquo;; драматург, сам участник боевых действий, написал ее еще в 1943 году. Произведение опубликовали во время Хрущеской оттепели, и режиссер Михаил Калатозов, который жил в Ленинграде в начале блокады, а затем был в эвакуации, сразу же предложил автору написать сценарий для фильма

«Летят журавли» (1957)

Сценарий «Летят журавли» был создан по пьесе Виктора Розова «Вечно живые»; драматург, сам участник боевых действий, написал ее еще в 1943 году. Произведение опубликовали во время Хрущеской оттепели, и режиссер Михаил Калатозов, который жил в Ленинграде в начале блокады, а затем был в эвакуации, сразу же предложил автору написать сценарий для фильма

Мосфильм

<b>&laquo;Белорусский вокзал&raquo; (1971)</b>
<br>Анатолий Папанов, который исполнил одну из главных ролей, сам прошел Великую Отечественную, командовал взводом зенитной артиллерии, был тяжело ранен.
Песню к фильму &laquo;Нам нужна одна победа&raquo;, без которой сегодня не обходится ни один парад, написал специально для фильма Булат Окуджава. Когда Нина Ургант репетировала исполнение композиции, окружавшие ее актеры-мужчины не выдержали и заплакали. Отсюда у режиссера родилась идея знаменитой сцены &mdash; чтобы при исполнении песни мужчины плакали, а женщина не проронила и слезы

«Белорусский вокзал» (1971)

Анатолий Папанов, который исполнил одну из главных ролей, сам прошел Великую Отечественную, командовал взводом зенитной артиллерии, был тяжело ранен. Песню к фильму «Нам нужна одна победа», без которой сегодня не обходится ни один парад, написал специально для фильма Булат Окуджава. Когда Нина Ургант репетировала исполнение композиции, окружавшие ее актеры-мужчины не выдержали и заплакали. Отсюда у режиссера родилась идея знаменитой сцены — чтобы при исполнении песни мужчины плакали, а женщина не проронила и слезы

Мосфильм

<b>&laquo;Белорусский вокзал&raquo; (1971)</b>
<br>Белорусский вокзал&nbsp;- символ Великой Отечественной войны, здесь провожали на фронт и встречали с войны. Он же и послужил названием фильма о фронтовых друзьях, встретившихся на похоронах товарища через 25 лет после Победы.
<br>В фильме нет ни одной батальной сцены, даже фронтовых воспоминаний не так много. Но тем не менее картина передала дух военного поколения.
Отец режиссера Андрея Смирнова, Сергей Смирнов, был участником Великой Отечественной. Он впоследствии собирал материалы о защитниках Брестской крепости, описывал подвиги советских солдат, рассказывал о них в журналах и по радио, вел телепередачу &laquo;Рассказы неизвестных героев&raquo;, увековечивая память героев

«Белорусский вокзал» (1971)

Белорусский вокзал - символ Великой Отечественной войны, здесь провожали на фронт и встречали с войны. Он же и послужил названием фильма о фронтовых друзьях, встретившихся на похоронах товарища через 25 лет после Победы.
В фильме нет ни одной батальной сцены, даже фронтовых воспоминаний не так много. Но тем не менее картина передала дух военного поколения. Отец режиссера Андрея Смирнова, Сергей Смирнов, был участником Великой Отечественной. Он впоследствии собирал материалы о защитниках Брестской крепости, описывал подвиги советских солдат, рассказывал о них в журналах и по радио, вел телепередачу «Рассказы неизвестных героев», увековечивая память героев

Мосфильм

<b>&laquo;Баллада о солдате&raquo; (1959)</b>
<br>Главный герой картины, скромный молодой связист Алеша Скворцов, подбивший два немецких танка, в качестве награды просит несколько дней отпуска, чтобы повидаться с матерью. Уже в начале повествования зритель знает &mdash; свидание будет последним, впоследствии Алеша погибнет. Фильм посмотрели зрители по всему миру, картина получила главный приз Британской академии, специальную награду в Каннах и стала номинантом на «Оскар»

«Баллада о солдате» (1959)

Главный герой картины, скромный молодой связист Алеша Скворцов, подбивший два немецких танка, в качестве награды просит несколько дней отпуска, чтобы повидаться с матерью. Уже в начале повествования зритель знает — свидание будет последним, впоследствии Алеша погибнет. Фильм посмотрели зрители по всему миру, картина получила главный приз Британской академии, специальную награду в Каннах и стала номинантом на «Оскар»

Мосфильм

<b>&laquo;Баллада о солдате&raquo; (1959)</b>
<br>Режиссер &laquo;Баллады о солдате&raquo; Григорий Чухрай прошел всю войну, был четыре раза ранен, награжден орденом Красной Звезды. Героев, как Алеша Скворцов, он встречал на фронте. Из-за этого в ленте есть некоторые допущения. Военные в фильме носят погоны, которые были введены в советской армии в 1943 году, хотя действие происходит в 1942-м. Но Чухрай понимал, что образ воина-освободителя ассоциируется с формой, на которой погоны уже были, поэтому позволил эту историческую неточность

«Баллада о солдате» (1959)

Режиссер «Баллады о солдате» Григорий Чухрай прошел всю войну, был четыре раза ранен, награжден орденом Красной Звезды. Героев, как Алеша Скворцов, он встречал на фронте. Из-за этого в ленте есть некоторые допущения. Военные в фильме носят погоны, которые были введены в советской армии в 1943 году, хотя действие происходит в 1942-м. Но Чухрай понимал, что образ воина-освободителя ассоциируется с формой, на которой погоны уже были, поэтому позволил эту историческую неточность

Мосфильм

<b>&laquo;Освобождение&raquo;(1968, 1970, 1971)</b>
<br>Режиссер киноэпопеи Юрий Озеров сам прошел войну в составе 1 и 4 Украинских фронтов, 2 и 3 Белорусских фронтов, участвовал в битве под Москвой, штурмовал Кенигсберг. Также не понаслышке о войне знали оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.
<br>Именно на фронте у Юрия Озерова появилась мечта — если он вернется, то расскажет миру о страшной войне. К осуществлению этого замысла он шел не один десяток лет.
В результате появилась грандиозная эпопея, рассказывающая зрителям не об отдельном эпизоде войны, а с исторической точностью передающая всю картину в целом

«Освобождение»(1968, 1970, 1971)

Режиссер киноэпопеи Юрий Озеров сам прошел войну в составе 1 и 4 Украинских фронтов, 2 и 3 Белорусских фронтов, участвовал в битве под Москвой, штурмовал Кенигсберг. Также не понаслышке о войне знали оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.
Именно на фронте у Юрия Озерова появилась мечта — если он вернется, то расскажет миру о страшной войне. К осуществлению этого замысла он шел не один десяток лет. В результате появилась грандиозная эпопея, рассказывающая зрителям не об отдельном эпизоде войны, а с исторической точностью передающая всю картину в целом

Мосфильм

<b>&laquo;Освобождение&raquo;(1968, 1970, 1971)</b>
<br>В картине действуют реальные исторические личности, поэтому подходить к созданию надо было особенно серьезно. Негласным консультантом режиссера был Георгий Жуков, находившийся тогда в опале. Полководец передал Озерову свои еще не опубликованные на тот момент мемуары.
<br>Запуск фильма в производство довольно долго согласовывался с чиновниками. В итоге начать картину с первых дней войны не позволили, не хотели показывать отступление армии. Поэтому эпопея начинается с Курской битвы. В Перестройку Юрий Озеров вернулся к идее снять великие сражения начала войны. Так вышли фильмы &laquo;Битва за Москву&raquo; (1986) и &laquo;Сталинград&raquo; (1989)

«Освобождение»(1968, 1970, 1971)

В картине действуют реальные исторические личности, поэтому подходить к созданию надо было особенно серьезно. Негласным консультантом режиссера был Георгий Жуков, находившийся тогда в опале. Полководец передал Озерову свои еще не опубликованные на тот момент мемуары.
Запуск фильма в производство довольно долго согласовывался с чиновниками. В итоге начать картину с первых дней войны не позволили, не хотели показывать отступление армии. Поэтому эпопея начинается с Курской битвы. В Перестройку Юрий Озеров вернулся к идее снять великие сражения начала войны. Так вышли фильмы «Битва за Москву» (1986) и «Сталинград» (1989)

Мосфильм

<b>&laquo;Иваново детство&raquo; (1962)</b>
<br>Первый полнометражный фильм Андрея Тарковского &laquo;Иваново детство&raquo; снят по повести &laquo;Иван&raquo; Владимира Богомолова. Ее автор сам ушел на фронт добровольцем, служил в разведке. Примечательно, что еще до создания фильма по мотивам произведения была создана пьеса с оптимистическим финалом. Но незадолго до этого в газете &laquo;Комсомольская правда&raquo; вышла статья о юных разведчиках с призывом к героям откликнуться на публикацию. В редакции писателю рассказали, что в результате никого разыскать не удалось — все погибли. Тогда и финал пьесы был изменен на трагический

«Иваново детство» (1962)

Первый полнометражный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» снят по повести «Иван» Владимира Богомолова. Ее автор сам ушел на фронт добровольцем, служил в разведке. Примечательно, что еще до создания фильма по мотивам произведения была создана пьеса с оптимистическим финалом. Но незадолго до этого в газете «Комсомольская правда» вышла статья о юных разведчиках с призывом к героям откликнуться на публикацию. В редакции писателю рассказали, что в результате никого разыскать не удалось — все погибли. Тогда и финал пьесы был изменен на трагический

Мосфильм

<b>&laquo;Иваново детство&raquo; (1962)</b>
<br>В &laquo;Ивановом детстве&raquo; Тарковский показывает войну глазами ребенка, у которого каратели расстреляли семью, а отец погиб на фронте. Мальчик прибивается к воинской части и становится разведчиком. Роль Ивана сыграл обычный школьник, в будущем известный актер — Николай Бурляев. Картина получила &laquo;Золотого льва&raquo; на фестивале в Венеции

«Иваново детство» (1962)

В «Ивановом детстве» Тарковский показывает войну глазами ребенка, у которого каратели расстреляли семью, а отец погиб на фронте. Мальчик прибивается к воинской части и становится разведчиком. Роль Ивана сыграл обычный школьник, в будущем известный актер — Николай Бурляев. Картина получила «Золотого льва» на фестивале в Венеции

Мосфильм

<b>&laquo;Горячий снег&raquo; (1972)</b>
<br>&laquo;Горячий снег&raquo; был снят Гавриилом Егиазаровым по одноименному роману Юрия Бондарева. Егиазаров был фронтовым оператором. В его арсенале &mdash; съемки военных действий Таманской дивизии в Керчи. Бондарев командовал минометным расчетом на Сталинградском фронте. В боях под Котельниковским (Котельниково), показанных в фильме, был ранен и контужен, получил обморожение

«Горячий снег» (1972)

«Горячий снег» был снят Гавриилом Егиазаровым по одноименному роману Юрия Бондарева. Егиазаров был фронтовым оператором. В его арсенале — съемки военных действий Таманской дивизии в Керчи. Бондарев командовал минометным расчетом на Сталинградском фронте. В боях под Котельниковским (Котельниково), показанных в фильме, был ранен и контужен, получил обморожение

Мосфильм

<b>&laquo;Горячий снег&raquo; (1972)</b>
<br>Фильм рассказывает о сражении на подступах к Сталинграду, когда гитлеровские войска пытались прорвать блокаду группировки Паулюса.
Многие эпизоды картины были сняты в Новосибирске. Режиссер-фронтовик хотел приблизить условия снежной и холодной зимы, какой она действительно была в год Сталинградской битвы

«Горячий снег» (1972)

Фильм рассказывает о сражении на подступах к Сталинграду, когда гитлеровские войска пытались прорвать блокаду группировки Паулюса. Многие эпизоды картины были сняты в Новосибирске. Режиссер-фронтовик хотел приблизить условия снежной и холодной зимы, какой она действительно была в год Сталинградской битвы

Мосфильм

<b>&laquo;Подранки&raquo; (1976)</b>
<br>
Режиссер картины &laquo;Подранки&raquo; Николай Губенко фактически писал главного героя с себя. Он родился в Одесских катакомбах в августе 1941 года во время бомбежки, отец &mdash; военный летчик &mdash; погиб на фронте, мать повесили немцы, сам Николай воспитывался в детском доме. По сюжету фильма писатель, которого война в детстве разлучила с родными, ищет братьев. Встречаясь с родственниками, он одновременно вспоминает о своем детдомовском прошлом. Главную роль в картине сыграл настоящий детдомовец &mdash; воспитанник 25-го московского интерната Алексей Черствов, а на роль мальчишки-друга взяли девочку из того же детского дома &mdash; Зою Евсееву

«Подранки» (1976)

Режиссер картины «Подранки» Николай Губенко фактически писал главного героя с себя. Он родился в Одесских катакомбах в августе 1941 года во время бомбежки, отец — военный летчик — погиб на фронте, мать повесили немцы, сам Николай воспитывался в детском доме. По сюжету фильма писатель, которого война в детстве разлучила с родными, ищет братьев. Встречаясь с родственниками, он одновременно вспоминает о своем детдомовском прошлом. Главную роль в картине сыграл настоящий детдомовец — воспитанник 25-го московского интерната Алексей Черствов, а на роль мальчишки-друга взяли девочку из того же детского дома — Зою Евсееву

Мосфильм

<b>&laquo;Подранки&raquo; (1976)</b>
<br>
Учитывая личную историю, для режиссера было важно правильно подобрать актеров. Их возраст, по задумке, должен был совпадать с возрастом актеров. Поэтому в фильме играют актеры, родившиеся во время войны, — Юозас Будрайтис, Александр Калягин и Жанна Болотова. Сам режиссер сыграл одну из ролей и озвучил главного героя.
<br>Эпиграфом картины послужила фраза Александра Твардовского «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».

«Подранки» (1976)

Учитывая личную историю, для режиссера было важно правильно подобрать актеров. Их возраст, по задумке, должен был совпадать с возрастом актеров. Поэтому в фильме играют актеры, родившиеся во время войны, — Юозас Будрайтис, Александр Калягин и Жанна Болотова. Сам режиссер сыграл одну из ролей и озвучил главного героя.
Эпиграфом картины послужила фраза Александра Твардовского «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».

Мосфильм

<b>&laquo;Восхождение&raquo; (1976)</b>
<br>
Военная драма &laquo;Восхождение&raquo;, получившая Золотого медведя Берлинского кинофестиваля, была создана по мотивам повести белорусского писателя Василя Быкова &laquo;Сотников&raquo;. Сам писатель был призван в Красную армию в 1942 году, участвовал в освобождении Украины, Румынии, дошел до Австрии, был тяжело ранен и даже в документах признан погибшим

«Восхождение» (1976)

Военная драма «Восхождение», получившая Золотого медведя Берлинского кинофестиваля, была создана по мотивам повести белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Сам писатель был призван в Красную армию в 1942 году, участвовал в освобождении Украины, Румынии, дошел до Австрии, был тяжело ранен и даже в документах признан погибшим

Мосфильм

<b>&laquo;Восхождение&raquo; (1976)</b>
<br>Съемки картины проходили в Муроме в самые холодные зимние дни&nbsp;- такое условие выдвинул Василь Быков. Это помогало актерам лучше войти в образ и почувствовать страдания своих персонажей. Последнюю, самую важную сцену фильма с мальчиком в буденовке переснимали 17 раз &mdash; так важно было режиссеру Ларисе Шепитько поймать и передать правильный взгляд ребенка

«Восхождение» (1976)

Съемки картины проходили в Муроме в самые холодные зимние дни - такое условие выдвинул Василь Быков. Это помогало актерам лучше войти в образ и почувствовать страдания своих персонажей. Последнюю, самую важную сцену фильма с мальчиком в буденовке переснимали 17 раз — так важно было режиссеру Ларисе Шепитько поймать и передать правильный взгляд ребенка

Мосфильм

<b>&laquo;Они сражались за Родину&raquo; (1975)</b>
<br>Картина &laquo;Они сражались за Родину&raquo; была создана к 30-летию Победы по роману Михаила Шолохова. Ранее Сергей Бондарчук уже снял фильм &laquo;Судьба человека&raquo; по одноименному рассказу писателя. Поэтому автор, хотя и не сразу, согласился на экранизацию своего неоконченного произведения

«Они сражались за Родину» (1975)

Картина «Они сражались за Родину» была создана к 30-летию Победы по роману Михаила Шолохова. Ранее Сергей Бондарчук уже снял фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу писателя. Поэтому автор, хотя и не сразу, согласился на экранизацию своего неоконченного произведения

Мосфильм

<b>&laquo;Они сражались за Родину&raquo; (1975)</b>
<br>Режиссер фильма и исполнитель роли Ивана Сергей Бондарчук был участником Великой Отечественной войны, сражался в боях на Кавказе, после Победы еще год служил под Москвой. Иннокентий Смоктуновский и Юрий Никулин, снимавшиеся в картине, также участвовали в сражениях. Никулин прошел две войны — финскую и Великую Отечественную, воевал под Ленинградом, был командиром отделения разведки, получил контузию. Смоктуновский участвовал в сражениях при Курской дуге, в форсировании Днепра, в боях за освобождение Киева

«Они сражались за Родину» (1975)

Режиссер фильма и исполнитель роли Ивана Сергей Бондарчук был участником Великой Отечественной войны, сражался в боях на Кавказе, после Победы еще год служил под Москвой. Иннокентий Смоктуновский и Юрий Никулин, снимавшиеся в картине, также участвовали в сражениях. Никулин прошел две войны — финскую и Великую Отечественную, воевал под Ленинградом, был командиром отделения разведки, получил контузию. Смоктуновский участвовал в сражениях при Курской дуге, в форсировании Днепра, в боях за освобождение Киева

Мосфильм

<b>&laquo;Иди и смотри&raquo; (1985)</b>
<br>&laquo;Иди и смотри&raquo; — тяжелый и страшный фильм о войне, показывающий самые нечеловеческие ее эпизоды — геноцид мирного населения и результаты политики &laquo;выжженной земли&raquo;. Фильм о подростке, который к концу повествования становится практически седым, покрытым морщинами стариком. В ленте была использована кинохроника ключевых событий развития немецкого национал-социализма, есть кадры концлагерей.
Сам режиссер Элем Климов пережил страшную эвакуацию по Волге, когда вокруг рвались бомбы, а вдоль берега горели города. Поэтому впоследствии для него делом чести стало показать всему миру, что происходило в Советском Союзе во время войны, рассказать про трагедию Хатыни

«Иди и смотри» (1985)

«Иди и смотри» — тяжелый и страшный фильм о войне, показывающий самые нечеловеческие ее эпизоды — геноцид мирного населения и результаты политики «выжженной земли». Фильм о подростке, который к концу повествования становится практически седым, покрытым морщинами стариком. В ленте была использована кинохроника ключевых событий развития немецкого национал-социализма, есть кадры концлагерей. Сам режиссер Элем Климов пережил страшную эвакуацию по Волге, когда вокруг рвались бомбы, а вдоль берега горели города. Поэтому впоследствии для него делом чести стало показать всему миру, что происходило в Советском Союзе во время войны, рассказать про трагедию Хатыни

Мосфильм

<b>&laquo;Иди и смотри&raquo; (1985)</b>
<br>
В основу &laquo;Иди и смотри&raquo; легло произведение &laquo;Я из огненной деревни&raquo;, написанное Алесем Адамовичем, Янкой Брылем и Владимиром Колесником. Книга состоит из документальных свидетельств людей, переживших зверства нацистов в Белоруссии.
В фильме занято много непрофессиональных актеров, в том числе пожилых, которые помнили войну. Поэтому, когда во время съемок сцены сожжения людей один из актеров выстрелил из автомата, из амбара раздался такой жуткий крик, сыграть который, по словам режиссера, было невозможно. Для большей достоверности также на съемках использовались настоящие снаряды и боевые патроны

«Иди и смотри» (1985)

В основу «Иди и смотри» легло произведение «Я из огненной деревни», написанное Алесем Адамовичем, Янкой Брылем и Владимиром Колесником. Книга состоит из документальных свидетельств людей, переживших зверства нацистов в Беларуси. В фильме занято много непрофессиональных актеров, в том числе пожилых, которые помнили войну. Поэтому, когда во время съемок сцены сожжения людей один из актеров выстрелил из автомата, из амбара раздался такой жуткий крик, сыграть который, по словам режиссера, было невозможно. Для большей достоверности также на съемках использовались настоящие снаряды и боевые патроны

Мосфильм

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -