Датун: путешествие во времени

51227

Динамичный и современный – как и большинство сегодняшних китайских городов, Датун является важным транспортным узлом, центром крупного бассейна по добыче каменного угля, а также активным двигателем многих секторов промышленности.

Однако попав в Датун, ты понимаешь – до этой самой современности с ее динамизмом тебе нет ровным счетом никакого дела. Гостям города здесь просто не до этого. Успеть бы рассмотреть хоть часть сокровищ, так щедро запрятанных в его недрах и получивших признание всего мира.

Город сокровищ

Датун – это городской округ в северной части провинции Шаньси, расположенный у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии. И едва ступив на его территорию, сразу ощущаешь неповторимую атмосферу тысячелетнего города, молчаливого свидетеля истории Поднебесной.

История Датуна, этой священной земли китайского буддизма, берет свое начало в IV в., когда, став столицей династии Северная Вэй, он обосновался в авангарде крупных исторических и культурных событий.

Пусть со временем Датун утратил свое имперское великолепие, претерпевая разного рода модернизации, но его богатое прошлое не было забыто. Городу удалось сохранить свою древнюю городскую структуру, типичную для средневекового Китая. Массивные и внушительные стены города свидетельствуют о его былом величии и представляют собой живописную панораму древней архитектуры.

И это не просто стены, а сооружения, которые веками защищали и поддерживали город. Ведь Датун – это один из старейших городов-крепостей Китая и сокровищница древнейших архитектурных и ремесленных чудес. Таких как монастырь Шаньхуа с прекрасно сохранившейся трехэтажной деревянной пагодой, построенный во времена династии Тан. Или красивейшая Стена девяти драконов, являющаяся наглядной иллюстрацией архитектурного таланта древних китайских мастеров. Есть здесь и своя терракотовая армия – пусть не такая известная, как сианьская, но оттого не менее искусная и ценная. Даже просто перечислить все эти шедевры культурного наследия не представляется возможным. И все же, наверное, не ошибусь, если скажу, что два из них обрели особую популярность.

Храм Сюанькунсы: парящий над землей

Одним из самых известных и завораживающих строений в окрестностях Датуна является построенный близ горы Хэншань храм Сюанькунсы. Знаменит он не масштабными размерами, а уникальной конструкцией и невероятным расположением, о чем говорит и его название, в переводе с китайского означающее «храм, который висит в воздухе».

И действительно, увидев его впервые, сразу и не поймешь – то ли он чем-то «приклеен» к горному склону, то ли действительно каким-то образом завис на высоте. На самом деле он построен на небольшом уступе в скале, которая является задней стенкой храма и, таким образом, естественной частью конструкции.

Сооружение, парящее на 50-метровой высоте, впечатление, конечно, производит сильное. Так что предложение руководства China Daily ознакомиться с ним вблизи я поначалу восприняла как удачную шутку. К тому же, пока мы снизу любовались храмом, полил сильный дождь. «Разумеется, никто не заставит нас пробираться по мокрым узким деревянным дорожкам на покорение отвесной скалы», – думала я. И очень сильно ошибалась.

Сомнение, отрицание, торг – пройдя все эти положенные в непонятных ситуациях стадии, я поняла, что взбираться все же придется и обратной дороги нет. Причем ее нет в прямом смысле слова. Подъем к храму устроен таким образом, что идти можно только вперед, в сторону выхода. В общем, вернуться, в случае испуга, не получится.

Кое-какое подобие надежности сооружению придают несколько десятков тонких вертикальных подпорок. Однако поговаривают, что по большей части это только видимость. На самом же деле храм держится на поперечных деревянных балках, надежно закрепленных в камне, но при этом незаметных. Вот только раньше, будучи без подпорок, храм выглядел крайне небезопасным и люди боялись на него подниматься. Поэтому велено было установить столбы, поддерживающие строение, пусть и в основном лишь для вида.

Вместе с тем наше восхождение к парящему храму началось, и по дороге мы узнали, что в нем находится аж 40 помещений. Деревянная часть сооружения слишком мала по площади, и потому многие комнаты продолжаются в глубь горы, в вырубленные пещеры. В их стенах очень много скульптур и культовых изображений, всего здесь около восьмидесяти статуй. 

Скальный союз: буддизм, даосизм и конфуцианство

Отличительной особенностью Сюанькунсы является и то, что это единственный в Китае храм, в котором объединены три религиозно-философские школы: буддизм, даосизм и конфуцианство. Так, в одной из его комнат рядом находятся статуи Конфуция, Лаоцзы и Будды Шакьямуни.

Парящий храм безусловно великолепен. Однако возникает закономерный вопрос: с какой целью была выбрана столь оригинальная локация?

Можно, конечно, поверить красивой легенде, согласно которой в горной реке Хунь близ Сюанькунсы жил дракон и монастырь соорудили в угоду ему. К тому же река часто выходила из берегов и подвесить храм было просто необходимостью. Но почему в таком случае не отойти подальше от реки и не организовать стройку там? Сопровождающие нас гиды рассказали, что в древности именно через эту местность пролегал путь верующих от Датуна до священной горы Хэншань. И возведение храма было задумано таким образом, чтобы он как можно ближе прилегал к этой почитаемой последователями даосизма святыне.

Это якобы и стало основной причиной такого расположения Сюанькунсы. Как бы там ни было, но инженерная находка древних зодчих оказалась настолько блестящей, что уникальный храм так с 491 г. н.э. и продолжает «висеть» на своем месте.

Осмотр храма и сопричастность к древней истории оказывают на посетителей, судя по всему, незабываемое впечатление. Направляясь к выходу, я услышала позади себя восторженные возгласы туристов, переговаривающихся между собой на испанском языке, и не преминула поинтересоваться, откуда они прибыли. Оказалось, что это гости из далекой Мексики. Темпераментные латиноамериканцы наперебой делились со мной своими впечатлениями, рассказывая, что ничего подобного они еще не видели, и утверждая, что многочасовой перелет в Поднебесную, вне всяких сомнений, стоил того. При этом было заметно, что они не переставали загадочно поглядывать на скалу, с которой только что спустились.

…Тем временем нашу журналистскую группу уже поджидал автобус, и пришла пора прощаться. Но я не удивлюсь, если узнаю, что мои новые знакомые, едва мы скрылись за горизонтом, приготовились к повторному марш-броску на чудесный Сюанькунсы. Так сильно у них горели глаза при виде невероятного храма. И им совершенно точно было все равно, что это древнее сооружение, охраняемое в Китае как национальный памятник, по мнению одного из западных изданий, однажды попало в список самых опасных строений мира.

Гроты Юньган: дом тысячи Будд

Еще одной жемчужиной, прославившей Датун на весь мир, стали расположенные вблизи города уникальные гроты Юньган. Это крупнейший в Китае буддийский пещерный монастырь, возведенный с 460 г. по 524 г. императорами государства Северная Вэй, созданного кочевыми племенами табгачей, или просто тоба. Правители династии Тоба, в 439 году объединившие под своей властью весь Северный Китай, первыми оказали широкую государственную поддержку буддизму. Именно под их покровительством были построены крупнейшие пещерные буддийские монастыри в Китае. Рассказывают, что таким способом император Тоба Цзюнь, приняв буддизм, пожелал искупить грехи предыдущих правителей, защищавших родной даосизм с невероятной жестокостью по отношению к буддистам.

На крутом склоне горы Учжоушань выбиты 252 пещеры, тянущиеся ни расстоянии около одного километра. Не все гроты доступны для осмотра, часть из них находится на большой высоте. Всего здесь находится более 50 тысяч скульптур размерами от 2 см до 17 м. Дальше по склону, кстати, можно заметить скромные кельи, где жили скульпторы, художники, резчики, сотворившие этот шедевр. Имена их неизвестны, однако мастерство пережило многие века, чтобы еще долго удивлять своим величием.

Предполагается, что этим статуям придан облик императоров Тоба Вэй, ведь буддизм был «царской» религией, а обожествление правителей всегда приносило неплохие доходы. Вот, к примеру, сидящий в позе лотоса Будда с ликом самого Тоба Цзюнь, при этом выражение его лица меняется в зависимости от угла падения солнечного света. Рядом с ним – Тоба Тао, его предшественник и гонитель буддизма, приказавший сжечь все буддийские храмы в Китае. В жесте раскаяния левая рука статуи прижата к груди.

Статуи Юньган производят ошеломительное впечатление, и каждая из них это не просто произведение искусства, а настоящий исторический артефакт. Самая большая из них – статуя Будды Гаутамы, ее высота 17 метров. В эпоху Тан (618-907 г.г. н.э.) она была оштукатурена и раскрашена. Одно из древнейших представленных здесь изваяний также изображает Гаутаму.

Неподалеку расположенная статуя Будды Майтреи – Будущего Спасителя мира – одна из самых величественных. Интересно, что образ Будды Майтреи, или Будды будущего, был заимствован буддизмом из таких западных религий как зороастризм и христианство. Воплотивший в себе представления этих религий о грядущем спасителе мира, он часто изображается на «европейский» манер – не в йогической позе, как Будда Гаутама, а сидящим на стуле. Здесь же он восседает на небольшом троне, скрестив ноги.

Замысел еще одного Будды, сострадательного Будды Амитабхи, также был заимствован – в Средней Азии или Иране. Спустя время амидаизм – вера в Будду Амитабху стал одним из основных направлений в буддизме Дальнего Востока.

В древности все находящиеся в гротах статуи были укрыты дополнительными деревянными сооружениями, о чем свидетельствуют многочисленные отверстия в стенах, предназначенные для балок-крепежей. В те времена все фигуры были богато украшены и расписаны. Сегодня же элементы внешнего оформления присутствуют лишь на немногих скульптурах, что позволило сохранить внутреннее убранство нескольких пещер.

Кстати, более поздние пещеры, сооружавшиеся на деньги богатых купцов и чиновников, когда правление династии Тоба Вэй завершилось, уже не имели огромных размеров «царских» гротов, зато число их исчисляется сотнями.

К сожалению, по прошествии лет многие скульптуры очень сильно пострадали, и сегодня Научно-исследовательский институт пещер Юньган занят трехмерным сканированием этого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гонка со временем

Специалисты института говорят, что они участвуют в гонке со временем, поясняя, что сохранение существующей информации сейчас является насущной задачей. По их словам, на сегодняшний день никакая технология не может предотвратить такой прогрессирующий ущерб, какой наносит гротам погода.

Сейчас все силы брошены на создание цифровых версий объектов, способных противостоять погодным условиям и другим разрушениям. Используя трехмерное лазерное сканирование и многоплоскостную реконструкцию (МПР), эксперты работают над фиксацией форм, цветов и других мельчайших деталей гротов и созданием цифровых архивов миллиметрового уровня для дальнейшего изучения и сбережения объекта.

Ученые надеются максимально сохранить гроты в цифровом формате, чтобы люди в будущем имели доступ к ним в случае, если они исчезнут. Но даже если самый худший сценарий не воплотится, цифровизация все же позволит совершать максимально реалистичное виртуальное путешествие в уникальные пещеры.

Хотя гроты Юньган безусловно стоят того, чтобы хоть раз увидеть их своими глазами. Как, впрочем, и сам Датун – идеальное место для любителей истории, увлеченных древними мирами и желающих проникнуть в прошлое Поднебесной. Прошлое, в котором скрыт неиссякаемый источник вдохновения для тех, кто сумеет осознать его ценность…

Анастасия СЛИВИНСКАЯ, Алматы – Датун – Алматы

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -