Китай, известный своими чайными традициями, сегодня превратился в самый быстрорастущий рынок потребления кофе в Восточной Азии, заняв уникальное положение на мировом рынке кофе.
По данным Международной организации кофе, с 2010 по 2022 год потребление кофе на человека в Китае выросло в четыре раза. При этом, более половины китайских любителей кофе выпивают не менее трех чашек в неделю.
Что интересно, в 2023 году Китай обогнал США и стал страной с наибольшим количеством точек продажи кофе в мире.
Спрос и предложение
Еще одно наблюдение – китайские любители кофе стали более разборчивыми в своих вкусах. Так, растворимый кофе когда-то был самым популярным на китайском рынке. Однако свежие статистические выкладки показывают всплеск на рынке свежемолотого кофе.
По данным немецкой статистической платформы Statista, в 2023 году объем рынка свежесваренного кофе в Китае достиг примерно 162,35 млрд юаней (около 22,76 млрд долларов), что свидетельствует о значительном росте по сравнению с предыдущим годом. Как ожидается, цифры эти будут только расти.
Китайские потребители выбирают высококачественный кофе, считая «происхождение кофе» важным фактором при покупке свежесваренного напитка, причем многие готовы платить высокую цену за премиальный продукт.
Как следствие – кофейные компании в Китае прилагают немалые усилия, чтобы удовлетворить вкусы местных жителей. К примеру, набирает популярность смешанный напиток, состоящий из чайного и фруктового кофе.
«Как и китайский чай, который в других странах готовят по-разному, такой зарубежный продукт, как кофе, также может иметь свой, местный, вкус», – рассказал основатель одной из китайских кофеен.
Для крупных кофейных компаний в Китае конкуренция между ведущими брендами за лучший кофе, отвечающий потребностям китайских потребителей, очень жесткая. По словам владельцев заведений, такое расширенное предложение позволяет быть ближе к клиентам, лучше понимать их потребности и предлагать индивидуальные, а порой и эксклюзивные варианты.
От диковинки к ежедневному ритуалу
Кофе стал широко распространенным напитком в Китае после появления иностранных кофейных брендов, первопроходцем из которых стал Starbucks – первая крупная западная сеть кофеен, вышедшая на рынок в 1999 году, за ней последовали Costa Coffee в 2006 году и Tim Hortons в 2019 году.
Все больше и больше людей в Китае проникаются любовью к кофе и многое знают о его качестве. «Для меня кофе – это напиток, который может оказать благотворное влияние как физически, так и морально. Поэтому я надеюсь, что мои клиенты также смогут получить удовольствие, пока пьют мой кофе», – рассказал один из предпринимателей.
До недавнего времени кофейни в Китае посещали в основном следящие за трендами служащие, привлеченные модной атмосферой и очарованием международной кофейной культуры. Однако в последние годы ситуация изменилась.
Обычный китаец, несущий чашку кофе, уже ни у кого не вызывает удивления. Будь то кофе по дороге на работу, потягивание напитка во время шопинга или неторопливое наслаждение чашкой в выходные, кофе стал неотъемлемой частью повседневной жизни для многих людей в Китае.
Быстрая доставка в Китае упрощает для потребителей заказ кофе онлайн. При этом в крупных городах обычно требуется менее часа, чтобы сварить кофе и доставить его клиенту.
Согласно данным, более 90 процентов из опрошенных посетителей китайских кофеен еженедельно пьют горячий кофе, а больше половины из них пьют и холодный кофе не реже одного раза в неделю.
«Когда я был в Китае, то обнаружил, что в последние годы китайские бренды напитков стремительно развиваются, а количество магазинов и категорий напитков стремительно увеличивается», – поделился турист из Сеула.
Отличная перспектива
Кстати, южнокорейские кофейные бренды, включая «Caffe Bene», также открыли свои филиалы в Китае, и ряд из них проявляет все больший интерес к постоянно растущему китайскому рынку.
Что касается развития рынка кофе относительно распространения его в конкретных городах Китая, то в 2024 году Шанхай являлся мировым лидером по количеству кафе: к концу 2023 года в стране насчитывалось почти десять тысяч кофеен.
Китай являлся привлекательным потенциальным рынком для международных сетей кофеен, среди которых лидирует Starbucks. Однако по словам ее генерального директора Лакшмана Нарасимхана, компания «все еще находится на ранней стадии развития в Китае».
Поскольку все больше китайцев посещают кофейни, чтобы насладиться кофе со всего мира, ожидается, что потребление кофе, как и расходы на него, возрастут.
Так, например, генеральный директор Tims China Юнчен Лу уверен, что его компания продолжит глубокую интеграцию в зарождающийся китайский рынок любителей кофе.
Для Поднебесной, жители которой традиционно любят чай, кофе, в какой-то мере, может даже стать новой чашкой чая. Растущая популярность культуры кофе в Китае и его огромный рыночный потенциал открывают отличную перспективу, которой стремятся воспользоваться иностранные бренды.