13 апреля 2025 года в истории транспортно-логистического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии открылась новая глава. Из международного железнодорожного порта города Чэнду — административного центра провинции Сычуань — в столицу Узбекистана Ташкент отправился первый регулярный грузовой поезд. Это событие стало символом запуска нового маршрута Чэнду–Центральная Азия, включенного в официальное расписание товарных железнодорожных перевозок Китая.
Состав из 47 вагонов, загруженный бытовой техникой и товарами народного потребления, пересечет китайскую границу через пограничный пункт Хоргос и достигнет Узбекистана и других стран региона примерно за 10 дней, преодолев путь в 4 800 километров.
Как отмечают в чэндусском отделении корпорации «Китайские железные дороги», теперь по этому маршруту поезда будут курсировать по графику — каждое воскресенье. Такой подход призван обеспечить более предсказуемую и стабильную модель грузоперевозок между Юго-Западным Китаем и Центральной Азией, где взаимный спрос на продукцию продолжает расти.
«Рынки Чэнду и Центральной Азии отлично дополняют друг друга. Активный двусторонний товарооборот стал логичным основанием для запуска регулярных рейсов», — сообщили представители компании-оператора маршрута.
Помимо традиционных грузов, в ближайшем будущем рассматривается возможность запуска специальных поездов для перевозки товаров, требующих соблюдения температурного режима — так называемой логистики холодильной цепи. Также на повестке дня — развитие трансграничной электронной коммерции с использованием железнодорожного транспорта.
По данным корпорации КЖД, за первые три месяца текущего года по маршрутам Китай–Центральная Азия было совершено 3 582 грузовых рейса — это на 25,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно обновленному расписанию, сегодня между КНР и странами Центральной Азии функционируют 44 регулярных маршрута, что на 4 больше, чем в начале 2025 года.
Инициатива запуска регулярных рейсов из Чэнду является частью более широкой стратегии Китая по укреплению связей с Центральной Азией в рамках концепции «Пояс и путь». Повышение ритмичности и предсказуемости доставки грузов способствует углублению торговых отношений, развитию индустриальных логистических центров и ускорению региональной интеграции.
Для стран Центральной Азии это означает не только доступ к китайскому рынку, но и возможность использовать инфраструктуру Китая как транзитную платформу для выхода в другие регионы — Ближний Восток, Европу, Юго-Восточную Азию.