На стыке Казахстана и Китая, где сходятся железнодорожные маршруты Востока и Запада, активно развивается инфраструктура, обеспечивающая рост транзитных перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту /ТМТМ/. Казахстанские терминалы на станциях Достык и Хоргос, а также Международная ассоциация ТМТМ демонстрируют впечатляющие результаты, которые превращают страну в один из ключевых логистических хабов Евразии.
На станции Достык работает один из самых современных терминалов Центральной Азии. Здесь ежедневно перегружаются десятки поездов, обеспечивая транзит товаров из Китая в Россию, Европу и обратно.
По словам генерального директора Dostyk Transterminal Такана Гиззатова, ежегодный рост грузопотока через станцию Алашанькоу-Достык превышает 20 проц., что положительно отражается на работе терминала и экономике региона.
"Морем груз идет два-три месяца, а по железной дороге мы доставляем его за 10-14 дней. Именно поэтому спрос на сухопутный маршрут стабильно растет", - пояснил он.
Ключевым звеном на границе служит и сухой порт "Хоргос Gateway". Как рассказал коммерческий директор компании Муслим Кадыров, в 2024 году здесь перегрузили 380 тыс. контейнеров, а уже за первые восемь месяцев 2025 года - около 245 тыс.
Как отметил М. Кадыров, наблюдается стабильный рост перевозок и расширение международного сотрудничества. "В 2024 году через терминал "Харгос Gateway" перегружено 20,5 тыс. контейнеров по ТМТМ. За первые восемь месяцев 2025 года показатель составил примерно 12,7 тыс. контейнеров. Перспективы данного направления оцениваются как весьма положительные", - отметил он.
Он также выразил мнение о том, что ТМТМ становится серьезной альтернативой для морских перевозок. По его словам, товарищество "Харгос Gateway" очень радо быть вовлеченным в перевозки по маршруту ТМТМ.
"Мы гордимся тем, что данный перегруз осуществляется на нашем терминале. Мы предпринимаем все усилия для бесперебойного и безопасного перегруза по данному маршруту... Лично для меня участие в данном прогрессе - большая гордость", - сказал М. Кадыров.
О масштабе происходящих изменений говорит и статистика Международной ассоциации ТМТМ. По словам и. о. генерального секретаря Нургуль Жакуповой, за первые восемь месяцев 2025 года по маршруту было перевезено 2,1 млн тонн грузов.
Особенно быстро растут контейнерные перевозки. "В 2023 году мы отправили 11 контейнерных поездов, а в 2024 - уже 359. За восемь месяцев этого года - 275 поездов. По прогнозу международных консалтинговых компаний, к 2030 году по маршруту ТМТМ может перевозиться до 300 тыс. ДФЕ-транзита и до 10 млн тонн экспорта Казахстана", - сказала Н. Жакупова.
Маршрут связывает Казахстан, Китай, страны Кавказа и Турцию. По словам эксперта, доставка от границы с Китаем до портов Грузии занимает всего 12-15 дней - в два-три раза быстрее, чем морем. При этом тарифы на ТМТМ сохраняются стабильными уже пять лет, что делает его еще привлекательнее для грузоотправителей.
По ее мнению, значение ТМТМ заключается не только в создании альтернативы традиционным маршрутам между Востоком и Западом, но и в комплексном воздействии на экономики стран-участниц.
В планах завершение строительства второй железнодорожной линии Актогай-Мойынты, модернизация обходов и расширение портовых мощностей на Каспии. Все эти шаги, уверены эксперты, повысят конкурентоспособность Казахстана и стран региона на глобальной транспортной карте.
"Развитие ТМТМ способствует привлечению инвестиций в транспортную и логистическую инфраструктуру, созданию новых рабочих мест, расширяя транзитный и экспортный потенциал стран-участниц маршрута. Все это формирует более устойчивую и сбалансированную систему международной торговли, которая отвечает интересам всех участников маршрута", - заключила Н. Жакупова.